Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.07.2014 | Александр Ивахник
Бюджетное планирование в условиях неопределенности
Правительство России на заседании 3 июля в целом одобрило основные характеристики федерального бюджета и направления бюджетной политики на 2015-2017 годы. В конце сентября проект бюджета будет внесен в Госдуму, а до этого между министерствами и ведомствами будет, как обычно, идти борьба за конкретное распределение бюджетных трат. Федеральный бюджет крайне сложно формировался и в прошлом году, когда стало очевидно резкое снижение экономического роста. В этом году экономические условия еще более тяжелые: Россия то ли уже вступила в рецессию, то ли находится на пороге, введенные западные санкции явно ухудшили условия деловой активности, а подвешенная ситуация с новыми санкциями добавляет неопределенности в отношении будущего.
Зато внимания к бюджетным проектировкам правительства в стране привлечено гораздо меньше, чем прежде: и политики, и рядовые граждане сконцентрированы на драматичном развитии украинского кризиса и на геополитических позициях России. В этом смысле Минфин и кабинет министров в целом сейчас чувствуют себя спокойнее при выработке параметров бюджета на следующие три года.
За основу бюджетного планирования правительство решило взять базовый сценарий социально-экономического развития как наиболее реалистичный. «Этот сценарий, к сожалению, предусматривает общее ухудшение экономической ситуации и замедление темпов роста экономики в текущем году, а затем постепенное ускорение до 2% в 2015 году и свыше 3% в 2017 году», – сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев. При таком сценарии дефицит федерального бюджета в 2015 году запланирован в размере 328 млрд. руб., или 0,4% ВВП (вместо 1%, принятого на этот год ранее), в 2016 и 2017 годах – по 0,6% ВВП. По меркам США или Евросоюза такой дефицит крайне мал и не представляет никакой опасности. Однако надо учитывать, что из общей суммы доходов бюджета на 2015 год в 14 трлн. 924 млрд. руб. больше половины – 7 трлн. 521 млрд. рублей – приходится на нефтегазовые. Ненефтегазовый бюджетный дефицит в следующем году должен составить 10,3% ВВП и лишь немного уменьшится в 2016 и 2017 годах – 9,7% ВВП и 9,1% ВВП соответственно. А это значит, что финансирование государственной политики и социальных обязательств в России по-прежнему в решающей мере будет зависеть от конъюнктуры мирового энергетического рынка и от сохранения нашего места на европейском рынке топлива. В отношении последнего уверенность снижается, а вместе с ней и надежность сегодняшних бюджетных расчетов.
Тем не менее, на данный момент бюджет остается социально ориентированным, предполагается продолжение роста социальных расходов. «Социальная поддержка граждан и оказание социально значимых услуг – а это услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры – по-прежнему это значительная часть расходов федерального и региональных бюджетов», – заявил Дмитрий Медведев. И это понятно: майские указы президента Владимира Путина пока никто не отменял. Если в 2014 году расходы на социальную политику составят 3,5 трлн. руб. (25% всех расходов), то в 2015 году они вырастут до 4,2 трлн. руб. (27,3%), а затем их доля чуть снизится – до 26,5% к 2017 году.
Вторая привилегированная сфера расходов, как можно легко догадаться, – это оборона. В текущем году оборонные ассигнования составят 17,7% расходной части бюджета, а в 2017 году они достигнут уже 20,9%. Это связано как с принятым ранее решением увеличить расходы в рамках гособоронзаказа, так и, надо думать, с обострением отношений России с Западом. А вот доля госрасходов на экономику в федеральном бюджете снизится – с 15,9% сейчас до 12,1% в 2017 году (в абсолютном выражении – на 180 млрд. руб.). Конечно, можно сказать, что государственные вложения в экономику современной России, в различные инфраструктурные проекты все равно малоэффективны. Однако сомнительна своевременность их сокращения в условиях общей экономической неуверенности и спада инвестиций в частном секторе.
В условиях заметного удорожания для России долговых операций на международном рынке основным источником покрытия бюджетного дефицита будут внутренние заимствования. Минфин предлагает увеличить объем внутренних заимствований в 2015-2017 годах более чем в два раза – до 1-1,1 трлн. руб. в год. К внешним займам правительство планирует обращаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Хотя Минфин настроен довольно оптимистично: он рассчитывает вернуться к внешним заимствованиям уже в будущем году, собирая там по 7 млрд. долл. ежегодно.
Для получения столь необходимых сейчас дополнительных доходов бюджета представители Минфина предлагают использовать самые разные средства, которые вряд ли будут популярными у жителей страны. Так, предлагается увеличить налог на доходы физлиц с дивидендов с 9 до 13%, значительно поднять ставки акцизов на табачные изделия. Главная же мера в этом ряду, призванная подлатать дырявые региональные бюджеты – введение регионального налога с продаж со ставкой до 5%, что дало бы субъектам Федерации в среднем 200 млрд. руб. в год. Однако правительство после рассмотрения этого вопроса никакого решения не приняло. По информации «Коммерсанта», предложение вызвало сильное сопротивление со стороны главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, которая видит в нем высокие инфляционные риски.
Кроме того, кабмин предварительно решил перенести на год раньше – с 2016 года на 2015 – приватизацию 19,5% акций «Роснефти». Правительство рассчитывает получить за этот пакет 423 млрд. руб. Из них 100 млрд. руб. в 2015 году планируется направить на финансирование ФЦП развития Крыма. В эту сумму включены затраты на строительство транспортной переправы через Керченский пролив. Кроме того, предполагается финансировать инфраструктурные и дорожные проекты, а также проекты, связанные с водоснабжением полуострова. Впрочем, сама вероятность досрочной приватизации значительного пакета «Роснефти» отнюдь не стопроцентна. Как это уже не раз бывало в прошлом, конечное решение в этом вопросе будет зависеть от того, о чем договорится Игорь Сечин с Владимиром Путиным. Да и в целом оглашенные сейчас бюджетные проектировки представляются не только сугубо предварительными, но и зыбкими. Россия оказалась в зоне высокой турбулентности, и совсем не исключено, что к осени весь бюджетный процесс придется начинать заново.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.