Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.07.2014 | Александр Ивахник
Удавка санкций сжимается
Евросоюз расширяет черный список российских физических и юридических лиц, подпадающих под визовые и финансовые ограничения, и всерьез рассматривает распространение санкций на отдельные сектора российской экономики. В случае принятия эти меры не будут уступать по жесткости, а в чем-то даже превзойдут санкции, принятые Вашингтоном 17 июля. Обращает на себя внимание, что европейские санкции обсуждаются до завершения международного расследования гибели над Донбассом малайзийского «Боинга», и, судя по всему, они будут вводиться вне зависимости от результатов расследования.
С точки зрения европейских политиков, да и общественного мнения в целом, трагедия пассажирского «Боинга», в результате которой погибли сотни европейцев, – прямое следствие активной поддержки Россией вооруженных сепаратистов ДНР и ЛНР. Поэтому кто именно и с какой целью произвел роковой выстрел – не самое главное. Россия в любом случае несет ответственность за создание ситуации военного хаоса, которая сделала возможным нанесение удара по гражданскому самолету. Тем более, европейцы уверены, что после гибели «Боинга» поток вооружений, оборудования и добровольцев из России в Донбасс не только не остановился, но даже увеличился. И если раньше в роли застрельщика санкционной политики выступали США, а Европа, сильно завязанная на экономические связи с Россией, под воздействием деловых кругов упиралась, то теперь на чаше весов европейских лидеров соображения политико-психологического порядка могут перевешивать более прагматические резоны.
24 июля комитет постоянных представителей 28 стран Евросоюза на своем заседании в Брюсселе одобрил предложения Еврокомиссии и внешнеполитической службы ЕС по расширению черного списка лиц и организаций. В дополнение к 72 российским чиновникам и политикам на этот раз под визовые и финансовые санкции попали еще 15 человек, а также 18 компаний, связанных с Крымом и восточной Украиной. Список будет объявлен лишь в пятницу вечером, но по данным агентства Bloomberg, в него входят глава ФСБ России Александр Бортников, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, руководитель Службы внешней разведки Михаил Фрадков и глава Чечни Рамзан Кадыров.
Однако к персональным санкциям в российской элите уже привыкли, и очередное расширение списка носит, скорее, символический характер. Гораздо серьезнее и важнее масштабные экономические меры, которые разработала Еврокомиссия и которые обсуждались 24 июля в Брюсселе в обстановке сугубой секретности. Тем не менее, газете The Financial Times стали известны основные положения 10-страничного документа Еврокомиссии. Они касаются трех ключевых секторов российской экономики: финансового, энергетического и оборонного.
Наиболее далеко идущие санкции предлагаются в отношении крупнейших финансовых институтов. Речь идет о введении запрета для европейцев покупать долговые обязательства и акции российских банков с госучастием больше 50%. «Данная мера предполагает запрет для европейских лиц на инвестирование где-либо в мире в выпущенные принадлежащими государству российскими финансовыми институтами долговые обязательства, акции и подобные финансовые инструменты, имеющие срок обращения свыше 90 дней», – говорится в документе. Предложения не касаются выпускаемых Россией государственных долговых обязательств. Под предложения Еврокомиссии подпадают такие банки, как Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ и Россельхозбанк. Санкции не затрагивают ранее произведенные заимствования (у Сбербанка сейчас находятся в обращении еврооблигации на сумму порядка $16 млрд., у группы ВТБ – около $18 млрд., у Россельхозбанка – около $7 млрд.), но проблема рефинансирования этих заимствований резко усложняется. Еврокомиссия в своем документе недвусмысленно отмечает, к какому результату должны привести эти меры: «Ограничение доступа российских государственных финансовых учреждений на рынки капитала повысит стоимость привлечения средств для них и ограничит их возможности по финансированию российской экономики, если российские власти не предоставят им альтернативное финансирование. Также меры будут подпитывать неопределенность на рынке, что, скорее всего, повлияет на деловую конъюнктуру в РФ и ускорит отток капитала».
Что касается российского ТЭК, то Еврокомиссия ничего не говорит о крайне чувствительных мерах по ограничению поставок в Европу российских углеводородов, но предлагает меры, которые могут оказать серьезное негативное влияние на перспективы развития отечественного нефтегазового комплекса, который сильно зависит от новейших технологий, обеспечиваемых западными сервисными компаниями. В числе предложений Еврокомиссии – запрет на экспорт технологий и оборудования, используемых для глубоководного бурения, геологоразведки в Арктике и добычи нефти из сланцевых месторождений. Под ограничения могут попасть сервисные подрядчики «Роснефти», «Газпрома», ЛУКойла и НОВАТЭКа, которые собираются разрабатывать новые месторождения на труднодоступных территориях. Наконец, Еврокомиссия предлагает ввести эмбарго на заключение с Россией новых контрактов в военно-технической сфере и ограничения на поставку продукции двойного назначения (в т.ч. высокопроизводительной компьютерной техники).
Всё это вместе взятое свидетельствует о том, что Евросоюз вплотную подошел к введению наиболее болезненных для России так называемых секторальных санкций, разговоры о которых пошли еще весной сразу после присоединения Крыма. Понятно, что окончательное принятие таких санкций не будет легким: для этого необходимо одобрение всех 28 стран ЕС, среди которых есть и сильно зависимые от экономических связей с Россией. Однако перспектива принятия если не всего объема разработанных Еврокомиссией секторальных санкций, то значительной их части представляется весьма вероятной. Тем более что президент Владимир Путин на недавнем заседании Совбеза подтвердил линию на поддержку пророссийски настроенных ополченцев на Востоке Украины. В Еврокомиссии ожидают, что уже до конца июля может состояться встреча лидеров государств Евросоюза для предметного обсуждения новой фазы санкций.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.