Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

21.08.2014 | Александр Ивахник

Чего ждать от минской встречи?

Стало известно, что 26 августа в Минске состоится трехсторонняя встреча лидеров государств Таможенного союза, Украины и представителей Европейского союза. От ЕС в переговорах будут участвовать три члена Еврокомиссии: глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон, вице-президент Еврокомиссии – комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер и комиссар по вопросам торговли Карл де Гюхт. Формат и повестка переговоров пока до конца не ясны. Ожидается, что отдельными темами будут возможные неблагоприятные последствия для Таможенного союза после подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, зашедшие в тупик переговоры между Москвой и Киевом о поставках и транзите российского газа и гуманитарная ситуация в Донбассе. Но, конечно, ключевой вопрос, возникающий в связи с предстоящей в Минске встречей, – начнется ли прямой диалог на высшем уровне между Киевом и Москвой об условиях урегулирования вооруженного конфликта в Восточной Украине?

Впрочем, пока неизвестно, состоятся ли двусторонние переговоры между Владимиром Путиным и Петром Порошенко, а полный формат встречи в составе четырех президентов и трех еврокомиссаров – не самая подходящая площадка для обсуждения столь противоречивых и болезненных для обеих сторон вопросов. Однако шансы на проведение двусторонней встречи велики, подготовка к ней идет по дипломатическим каналам.

Обращает на себя внимание активная посредническая роль президента Белоруссии Александра Лукашенко, который, собственно, и выступил инициатором встречи в Минске. Уже давно не секрет, что партнеры России по Таможенному союзу уклоняются от солидарности с ее действиями в отношении Украины и занимают особую позицию по ряду вопросов. В частности, Белоруссия и Казахстан не заявляли о намерении ввести таможенные пошлины в отношении украинских товаров после подписания Киевом договора об ассоциации с ЕС и не присоединились к российским санкциям в отношении продовольственных товаров из Украины, ЕС и США. Очевидно, что Лукашенко и Назарбаев в связи с украинским кризисом находятся в некомфортном положении. С одной стороны, их не может не беспокоить активность пророссийских сепаратистов в Украине и «имперский ренессанс» внутри России. С другой стороны, они сделали ставку на извлечение максимальных выгод от экономической интеграции с Россией в рамках Евразийского союза и не могут открыто оппонировать политике Кремля. Так что заинтересованность белорусского и казахстанского лидеров в урегулировании ситуации на Востоке Украины не вызывает сомнений.

Однозначно заинтересован в скорейшем прекращении огня и успехе политического разрешения украинского кризиса и Евросоюз. Активную примиренческую позицию ЕС определяет целый ряд факторов. Это и растущая обеспокоенность европейского общественного мнения тяжелой гуманитарной ситуацией в Донбассе, быстро увеличивающимися жертвами и тяготами мирного населения, ставшего заложником вооруженного противоборства в регионе. Это и серьезные опасения развязывания открытой войны между Россией и Украиной, которая ввергнет Европу в пучину невиданного со Второй мировой войны кризиса. Это, наконец, всё более заметный ущерб от взаимных экономических санкций и мотивация к восстановлению более-менее нормальных экономических связей с Россией.

Однако на данный момент на пути достижения каких-то значимых договоренностей относительно прекращения боевых действий, а тем более – принципов и конкретных механизмов выхода из кровавого восточноукраинского тупика существует слишком много препятствий. Даже если встреча Порошенко с Путиным в Минске состоится, президент Украины едва ли будет торопиться с принятием на себя четких обязательств в условиях последних очевидных успехов в военном противоборстве с ополченцами – время сейчас работает на киевскую власть. К тому же Порошенко политически уже не может пойти на пусть даже временное прекращение АТО, даже если бы и хотел: слишком популярны стали в двух соседних и совсем недавно братских странах обвинения в национальном предательстве, которые наверняка были бы выдвинуты и против еще не укрепившегося во власти украинского президента. Теоретически приостановка АТО могла бы состояться в том случае, если новые, немосковские лидеры ДНР и ЛНР не только обязуются прекратить огонь, но и откажутся от сепаратистских лозунгов, т.е. продолжения существования самопровозглашенных республик. Но это практически невозможно, поскольку означает для них политическую капитуляцию и неизбежную угрозу уголовного преследования за тяжкие преступления.

Опять-таки чисто теоретически, согласие мятежных лидеров Донбасса на отказ от вооруженной борьбы в обмен на неунизительные условия оформления поражения (международные гарантии безопасности, согласие Киева на особый статус донбасских регионов в рамках единой Украины) можно себе представить лишь при условии одновременного жесткого давления на сепаратистов со стороны Москвы и на Киев со стороны Евросоюза. Но у Киева есть не менее влиятельный и мощный союзник в лице Вашингтона. А Кремль не будет додавливать пророссийских вооруженных мятежников хотя бы по внутриполитическим соображениям. Во-первых, надо будет объяснить этот крутой поворот собственным, охваченным патриотической волной, гражданам, а в одночасье изменить настрой пошедшей вразнос пропагандистской машины невозможно. Во-вторых, есть опасения, что вернувшиеся в Россию вчерашние ополченцы Новороссии будут вести себя не слишком политкорректно. Кроме того, у Кремля нет уверенности в том, что деэскалация на Востоке Украины удовлетворит Запад, и тот будет готов на отмену санкций.

Поэтому ждать принципиальных подвижек в ключевом вопросе урегулирования ситуации в Донбассе от встречи в Минске не стоит. И все-таки сам факт ее проведения позитивен. До этого Путин встречался с Порошенко всего один раз, да и то мимоходом – на мероприятиях во Франции в начале июня по случаю юбилея высадки союзников в Нормандии. На этот раз в любом формате они будут сидеть за одним столом переговоров в качестве полноценных и равноправных участников. То есть между ними начнет выстраиваться история личных отношений, которая, возможно, продолжится в первой половине сентября, когда, по информации «Коммерсанта», Франсуа Олланд планирует устроить в Париже встречу «нормандской четверки» – лидеров Франции, Германии, России и Украины. Во всяком случае, есть надежда, что в ходе таких встреч удастся нащупать какие-то элементы взаимопонимания и избежать дальнейшего обострения межгосударственных отношений. В нынешних обстоятельствах это уже немало.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net