Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Пиар в России

01.02.2005 | Валерия Филимонова

ПОМОЖЕТ ЛИ PR МОНЕТИЗАЦИИ?

24 января на совещании у Михаила Фрадкова глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский нашел способ унять массовое недовольство реформой о монетизации льготных выплат: он предложил улучшить пропагандистскую работу по разъяснению людям смысла монетизации. Для этого, по словам Михаила Сеславинского, необходимо нанять профессиональных пиарщиков. Глава Агентства предложил выделить "специальные средства из бюджета на 2005-й год", чтобы провести конкурс и выявить среди "двух-трех действующих игроков" компанию, которая помогла бы правительству в пропагандистской работе.

В связи с этим мы обратились к экспертам Михаилу Виноградову, Святославу Каспэ, Юрию Любашевскому, Борису Макаренко и Игорю Минтусову и задали им несколько вопросов:

1. Возможно ли, на Ваш взгляд, сегодня с помощью PR-кампании снять напряжение в обществе или предпринимать подобные попытки уже поздно?

2. Может ли PR- кампания вызвать обратную реакцию протестующих?

3. По Вашему мнению, возникшие проблемы реализации закона о монетизации связаны с его непродуманным информационным сопровождением или с недоработкой самого закона?

Борис МАКАРЕНКО, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:

1. Я считаю, что PR-кампания необходима. Очевидно, что властью сделано недостаточно для того, чтобы объяснить населению смысл реформы. И совсем ничего не сделано для проведения социальной терапии. Ясно, что замена льгот на деньги для населения это не просто какое-то количество денег изымают и какое-то дают. Это еще и покушение на Богом данные права, привычные для людей. Такую реформу нельзя было проводить без умелой и грамотной социальной терапии, а ее практически не было. Другое дело, что пиаровские усилия на этом этапе станут уже по определению менее эффективными, потому что будут не превентивными, а корректирующими успевшую сильно "разогреться" негативную социальную форму.

2. Любая PR-кампания может вызвать обратную реакцию, если она делается неграмотно. Если опять показывать по телевизору бабушку из глухой деревни, которая получила немного денег вместо льгот, которых у нее не было, то такая PR-кампания неизбежно вызовет обратную реакцию. Продумать, как этого избежать, и есть стратегия PR-кампании.

3. Я думаю, есть элементы и того и другого. Непродуманное информационное сопровождение привело к тому, что люди почувствовали себя оскорбленными и лишенными прав. По-хорошему, информационное сопровождение закона должно было быть частью, разумеется, не самого текста закона, но мер властей (федеральных и региональных) по введению его в действие.

Если же говорить о недоработках самого закона, то вызывают сомнение суммы, которые были выделены. Очевидно, что нужно было либо одновременно с введением закона сразу повышать пенсии, либо изыскивать дополнительные средства. А получилось так: как только люди вышли на улицу и нажали на власть, из власти выскочило еще несколько миллиардов рублей. Значит, эти миллиарды рублей были? Если б их дали сразу, то, скорее всего, люди бы на улицы не вышли, во всяком случае, не было бы такого напряжения. В ряде случаях речь идет не только о суммах, но и о механизмах использования этих сумм. Можно было, например, сразу продумать какие-то формы взаиморасчетов между бюджетами разных уровней и предприятиями, предоставляющими льготы - те же льготные проездные. Так что и с недоработкой закона, и с непродуманным информационным сопровождением - проблемы.

Игорь МИНТУСОВ, председатель Совета директоров ГК "НИККОЛО М":

1. В сложившихся условиях интенсивная PR-кампания, естественно, может, в определенной степени приостановить рост социальной напряженности. Чтобы совсем снять напряженность, необходимы последовательные и конкретные действия правительства в тандеме с профессиональными PR-консультантами.

2. Если PR-специалисты будут продолжать делать ошибки, то реакция протестующих станет вообще непредсказуемой. Сейчас не та ситуация, чтобы можно было делать ошибки. Правительство должно пригласить серьезных PR-специалистов, имеющих опыт работы в форс-мажорных условиях. Такие специалисты в России есть.

3. Возникшие проблемы реализации закона о монетизации связаны, в первую очередь, с недоработкой закона, во вторую (будем называть вещи своими именами) - с крайне неудачным, плохим информационным сопровождением.

Юрий ЛЮБАШЕВСКИЙ, президент холдинга "Русская школа PR":

1. Снять напряжение с помощью PR-кампании, разумеется, нельзя. Действия всех ветвей власти настолько непрофессиональны, что никакой PR не поможет. Важнее всего, что ни один из представителей власти так и не понял до сих пор: все объяснения явно не о том. Роль профессиональных пиарщиков могла бы заключаться в точном предсказании последствий непродуманных решений, но никто не спросил.

Можно ли что-то сделать сейчас? Можно, если, по словам М.Сеславинского, нанять "профессиональных пиарщиков". К сожалению, у власти свои представления о "профессиональных пиарщиках" и свое, весьма своеобразное, представление о тендерах. Примеров слишком много. Короче, профессиональные пиарщики" могут ситуацию смягчить, но слишком мала вероятность, что их пригласит власть. Кроме того, профессиональные предложения специалистов не понравятся власти.

2. Если PR-кампания будет поручена придворным "специалистам", то она будет иметь нулевой эффект - если все средства будут украдены, и отрицательный эффект - если они что-то сделают.

3. Возможные проблемы, прежде всего, связаны с недоработкой самого закона. Пришло время сказать, что закон нужен, но его бездарное выполнение привело к неизбежным негативным последствиям. Эти последствия - плата за отсутствие самостоятельной Госдумы и Совета Федерации, за оскорбительный для региональной элиты и ненужный ни для кого, включая президента PФ, закон о назначении губернаторов, за отрыв ЛПР (Лиц, Принимающих Решения) от экспертного сообщества.

Что касается информационного обеспечения, то до принятия закона его не было вовсе. Или оно было как советский сервис - совершенно незаметный. Если будет решение обеспечить информационное сопровождение, для минимального успеха необходима концепция. Придется понять, что монетизация является проблемой нравственной и психологической. Она не может быть решена экономическими методами, поэтому все потуги Кудрина и Зурабова обречены на провал. Эти вещи может объяснить профессиональный пиарщик, но кто же его послушает?

Святослав КАСПЭ, руководитель аналитической службы Фонда "Российский общественно-политический центр":

1. Качественная PR-кампания может быть полезна, некачественная - вредна. Однако никакая PR-кампания сама по себе не может стать решающим фактором чего бы то ни было - ни выборов, ни иных политических проектов. Снять напряжение в обществе могут только содержательные политические решения, при этом, конечно, обеспеченные более или менее эффективной PR-поддержкой.

2. В отсутствие или при недостаточности политических решений усиление PR-активности действительно вызовет негативную массовую реакцию, причем прямо пропорциональную интенсивности промывания мозгов - по формуле "чем лучше, тем хуже".

3. Так называемая "монетизация льгот" оказалась чем-то существенно большим, чем простое переформатирование социальных обязательств государства. Ею оказались травмированы очень глубокие, базовые слои социальной идентичности, фундаментальные ценности и экзистенциальные установки весьма многочисленных групп российского населения. Информационное сопровождение реформы на самом деле было достаточно мощным количественно и не столь уж непрофессиональным качественно - "на троечку", что для государственного PR само по себе великое достижение.

Но в этой ситуации никакая "разъяснительная работа" не могла оказаться результативной - потому что есть вещи, просто "разъяснить" которые кому бы то ни было нельзя, они для этого слишком важны. Попытка списать общественную реакцию на дефицит PR-поддержки (равно как и на происки отдельных политических субъектов) способна лишь дезориентировать власть и сделать ее дальнейшие шаги еще более неадекватными. "Вызов" располагается в области реального, а не фантомного; "ответ" должен быть дан в этой же самой области.

Михаил ВИНОГРАДОВ, руководитель департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий "PRОПАГАНДА":

Жесткая реакция населения на монетизацию льгот обусловлена как спецификой PR-продвижения закона, так и собственно его содержанием - прежде всего, низким размером компенсаций, актуализировавших у граждан ощущение собственной бедности, а также растущим разрывом в положении федеральных и региональных пенсионеров.

Что касается PR-обеспечения монетизации, то некоторые успехи достигнуты все же были. Население приняло саму идею монетизации льгот, поддержав интерпретацию о том, что закон - хороший, а реализация хромает.

Однако издержки от PR-кампании выглядят гораздо рельефнее. У граждан не было понимания, почему монетизацию необходимо проводить здесь и сейчас. Как следствие, звучит критика того, что закон вступил в действие в год 60-летия Победы. Крайне неудачно продвигались некоторые из аспектов реформы. В частности, акцент на "санаторной" теме вызвал отторжение у большей части пенсионеров, для которых обслуживание в санаториях не было доступно ни раньше, ни теперь.

В ответ на летние страхи была сделана ставка на создание у населения повышенных (едва ли не ажиотажных!) ожиданий изменений к лучшему, которые после 1 января не подтвердились. Монетизация льгот оказалась совмещена с другими сверхнепопулярными инициативами вроде отмены отсрочек призыва в армию (с таким же успехом можно было бы провести одновременно с монетизацией, например, денежную реформу). Наконец, трансляция государственными СМИ "картины мира", исходившая из парадигмы "друзья" (власть, "Единая Россия", Янукович) - "враги" (Запад, Саакашвили, Ющенко), породила ловушку. Население стало записывать во "враги" всех совершающих спорные действия - теперь граждане дискутируют только о том, имеет ли место некомпетентность или сознательное вредительство.

Полностью снять возникшую напряженность вряд ли возможно. Сегодня для власти очень важно устранить внезапно возникшую в глазах народа поляризацию элиты на "силы зла" и "силы добра". При этом если "силы добра" размыты и слабо персонифицированы, то портрет "сил зла" вполне ясен: это они установили мизерные компенсации за льготы, повышают тарифы на ЖКХ, приняли новый Жилищный кодекс, парализовали работу органов социального обеспечения, хотят призвать всех юношей в армию.

Методы для снятия этой поляризации могут быть самыми разными. Относительно "чистые" приемы предполагают привлечение властью на свою сторону союзников из числа "сил добра". Это уже происходит в ряде регионов (через переговоры губернаторов с участниками протестов, поддержку части их требований), но не на федеральном уровне. Если говорить о "грязных" и вряд ли этически приемлемых методах, то можно попытаться перехватить инициативу, вложив популярную антимонетизационную риторику в уста заведомо отторгаемых населением персонажей (Ельцин, Чубайс, Абрамович). Наконец, можно побудить региональные элиты уменьшить их дистанцирование от федерального Центра. Но для этого придется активно демонстрировать силу и единство центральной власти - в частности, президенту пришлось однозначно поддержать действия кабинета министров, чтобы снять с повестки дня разговоры о возможных отставках.

Так что возможности для "контригры" у власти имеются. Серьезным подспорьем для такой кампании может стать тот факт, что пенсионеры по своей психологии вовсе не являются "оранжевыми революционерами", а их картина мира во всех темах, кроме монетизации и оценок отдельных политиков, в целом совпадает с транслируемыми государственными СМИ идеологическими схемами.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net