Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

27.08.2014 | Александр Ивахник

Минская встреча: почти без результатов

Встреча глав государств Таможенного союза, Украины и представителей ЕС в Минске, как и последующие двусторонние переговоры Владимира Путина и Петра Порошенко не привели к ощутимым подвижкам в разрешении украинского кризиса. Во время встречи в широком формате президент Украины ставил во главу угла достижение мира на востоке страны, а президент России сосредоточился на неблагоприятных перспективах экономического взаимодействия двух стран в случае реализации соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Насколько можно понять, в ходе переговоров тет-а-тет также не удалось достичь взаимопонимания. Впрочем, сам факт того, что первая полноценная встреча лидеров России и Украины вообще состоялась, дает хоть какие-то надежды на избежание худших конфронтационных сценариев.

Еще до общего форума переговоры с Петром Порошенко провели президенты Белоруссии и Казахстана, явно пытавшиеся сыграть роль посредников в снятии напряженности между Россией и Украиной. «Я считаю, что главное – чтобы вы прямо, глаз на глаз, говорили с Путиным. И для России, и для Украины, по-моему, настает час истины. Ведь дальше это кровопролитие продолжаться не может», – заявил во время встречи с Порошенко Нурсултан Назарбаев. Александр Лукашенко, говоря о предыстории встречи в Минске, заметил: «Это было предложение президента Украины. Я был исполнителем. Я всё сделал, чтобы довести до моих коллег вашу точку зрения. Если бы не ваша воля, в последние дни мы часто с вами говорили по телефону, то не было бы и встречи. Это говорит о том, что Украина крайне заинтересована в том, чтобы на этой земле, в центре Европы, была нормальная обстановка».

Однако президент России Владимир Путин, который до встречи в широком формате ни с кем не встречался, в отличие от своих коллег по Таможенному союзу, был настроен жестко. В ходе многосторонних переговоров из всего комплекса потенциальных вопросов для обсуждения он остановился почти исключительно на экономических, которые сами по себе важны, но в данных критических обстоятельствах не рассматривались другими участниками форума как приоритетные. Путин начал выступление с описания того, насколько тесно украинская экономика завязана на взаимодействие с Таможенным союзом и, в первую очередь, Россией, после чего задался вопросом: можно ли сохранить это взаимодействие, если реально заработает соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Президент России убежден, что нет. По сути, он повторил доводы своего экономического советника Сергея Глазьева, которые стали публично звучать еще год назад, когда отчетливо обозначилась перспектива евроинтеграции Украины, воспринятая Кремлем как геостратегическая угроза.

Владимир Путин выразил уверенность, что отказ Украины от общих с СНГ санитарных и технических норм и адаптация к стандартам ЕС будут закрывать украинский рынок для товаров Таможенного союза и России, приведут к утрате партнерских связей с государствами Таможенного союза в промышленности, финансах, сельском хозяйстве, на транспорте. Из-за обнуления Украиной пошлин на импорт из ЕС произойдет значительный рост поставок европейских товаров на украинский рынок, а менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с самого украинского рынка и хлынет в Россию и другие страны Таможенного союза. Существует также риск противозаконного реэкспорта на рынок Таможенного союза продукции стран ЕС под видом украинских товаров. И здесь очень важно техническое регулирование и способ определения страны происхождения товара. В этой связи президент России высказал резкие претензии в адрес Евросоюза. «С нами никто об этом никогда не разговаривал. Да и вообще, на самом деле с нами практически никто никогда не говорил по тем проблемам, которые я сейчас назвал. Думаю, мы потом в отсутствие прессы подискутируем на эту тему более подробно. Нам просто отказали на каком-то этапе, сказали: это не ваше дело», – с нескрываемой обидой отметил Путин.

По данным российского президента, совокупный ущерб только для экономики России на первом этапе реализации соглашения Украины с ЕС может составить 100 млрд. рублей. Россия в этой ситуации, подчеркнул Путин, бездействовать не может и будет просто вынуждена принять ответные меры, защитить свой рынок. Это означает отмену преференций к импорту с Украины, которые сегодня предусмотрены в рамках зоны свободной торговли СНГ.

Лишь в самом конце выступления Путин упомянул о готовности «обменяться мнениями по сложившейся на Украине острой кризисной ситуации, которую нельзя разрешить путем дальнейшей эскалации силового сценария без учёта насущных интересов юго-восточных регионов страны и без мирного диалога с их представителями».

Петр Порошенко, в свою очередь, построил выступление на минском форуме совсем иначе. Он подчеркнул, что основной его целью является достижение мира и спокойствия в восточных регионах Украины, и говорил, прежде всего, о международном измерении противостояния на востоке Украины. «Сегодня в Минске, безусловно, решается судьба мира и судьба Европы. Именно так я оцениваю потенциал нашей встречи. Мы должны вместе найти единственно правильное решение, от которого зависит ни много ни мало – мир на континенте», – заявил президент Украины.

Порошенко призвал Россию, Беларусь и Казахстан поддержать выдвинутый им в июне мирный план по урегулированию ситуации на востоке страны, который предусматривает амнистию сложившим оружие боевикам, создание буферной зоны на украинско-российской границе, децентрализацию власти и избрание местных органов власти, восстановление инфраструктуры и программу создания рабочих мест в Донбассе. «Я убежден, что этот план и на сегодняшний день является актуальным и единственно возможным инструментом прекращения кровопролития и обеспечения постконфликтной реконструкции Донбасса», – подчеркнул Порошенко.

Стоит отметить, что Петр Порошенко прямо не обвинял Россию в эскалации ситуации на востоке Украины, но ряд его замечаний содержал прозрачную критику позиции Москвы в связи с украинским кризисом. В частности, в качестве непременного условия мирного урегулирования в Донбассе президент Украины выделил установление эффективного контроля на российско-украинской границе: «Необходимо сделать всё, чтобы остановить поставки техники и вооружения боевикам, и такой контроль возможен только при условии привлечения миссии ОБСЕ к мониторингу и верификации границы». Так же вряд ли Владимиру Путину мог понравиться едва скрытый намек Порошенко на готовность помочь Кремлю спасти лицо в истории с ДНР и ЛНР: «Понимаю, что все вовлеченные в ситуацию игроки хотели бы выйти из нее достойно. Готовы обсуждать различные варианты, которые обеспечат такую стратегию выхода, выхода в мирное будущее для Украины, выхода в мирное будущее для Европы».

После окончания переговоров в широком формате, последняя часть которых проходила в закрытом режиме, стала поступать противоречивая информация относительно личной встречи Петра Порошенко и Владимира Путина. Она то анонсировалась, то отменялась, что, в общем-то, было бы не удивительно при столь широком несходстве подходов, проявившемся на многостороннем форуме. И все-таки столь ожидаемая встреча состоялась – надо думать, после интенсивных уговоров со стороны посредников из Таможенного союза.

По завершении двухчасовых переговоров первым впечатлениями об их итогах поделился президент Украины. Он охарактеризовал их как «сложные и тяжелые» и был весьма краток. Не вдаваясь в подробности, Порошенко заявил, что им вскоре будет подготовлена дорожная карта для достижения режима двустороннего прекращения огня. Он также сообщил, что Украина и Россия договорились начать консультации между пограничными службами и руководителями генштабов по установлению контроля над границей.

Порошенко добавил, что достигнута договоренность о том, что 6 сентября пройдут очередные консультации по энергетическим вопросам при участии еврокомиссара Гюнтера Эттингера и министров топлива и энергетики России и Украины. Также украинский президент проинформировал, что стороны условились провести консультации на экспертном уровне по вопросу экономических последствий создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Две последние новости подтвердил во время выхода к журналистам и Владимир Путин.

Президент России сообщил, что в ходе встречи обсуждался весь комплекс российско-украинских отношений, но осталось «еще много открытых вопросов». При обсуждении кризиса на востоке Украины, по словам Путина, поднимались вопросы гуманитарной ситуации, сложность которой не отрицает президент Порошенко. «Мы говорили о возможности и необходимости оказания гуманитарной помощи Донецку и Луганску, договорились о том, как мы будем взаимодействовать на этом треке. Сейчас не буду забегать вперед, но, в общем, определенные договоренности здесь у нас тоже есть. Посмотрим, как это сделать», – сообщил российский президент.

Также Путин отметил, что речь шла о необходимости перехода к политическому урегулированию всего комплекса проблем, с которыми Украина столкнулась на юго-востоке страны, и «Россия, со своей стороны, будет делать всё для этого мирного процесса, если он начнется, а на наш взгляд, этот процесс нужно начать как можно быстрее». Вместе с тем, по словам российского лидера, он не обсуждал с Порошенко «предметно» условия прекращения огня на юго-востоке Украины. Путин повторил тезис о том, что «это не наше дело, это внутреннее дело самой Украины», Россия не может вмешиваться в возможные договоренности между Киевом, Донецком и Луганском. «Мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и, на мой взгляд, крайне необходимого переговорного процесса», – подчеркнул Путин. Иными словами, Кремль в очередной раз отказался брать на себя какие-либо обязательства относительно воздействия на пророссийских сепаратистов ДНР и ЛНР, а по поводу задержанных в Донецкой области российских десантников Путин повторил версию Минобороны: они патрулировали границу и могли случайно оказаться на украинской территории.

Показательно, что несколькими часами ранее премьер-министр ДНР Александр Захарченко заявил, что федерализация Украины деятелей ДНР не устраивает, «ДНР рассматривает только собственную независимость от Украины». В таких условиях совершенно не понятно, как Россия будет создавать «обстановку доверия» в ходе переговорного процесса, и политическая ситуация в Донбассе приходит к полному тупику, выход из которого может прорубить только военная победа. И хотя в Минске обе стороны подтвердили необходимость скорейшего возобновления деятельности контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе в формате Украина – Россия – ОБСЕ, ее персональный состав и предыдущий опыт работы не дает ни малейших оснований для оптимизма. Так что в ключевом вопросе политического урегулирования украинского кризиса минская встреча оказалась бесплодной. В Донбассе можно ожидать продолжения инерционного сценария с кровопролитной вооруженной борьбой украинских силовиков и сепаратистов, которая будет оказывать дестабилизирующее влияние на всю Украину и на международную ситуацию вокруг нее.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net