Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

08.09.2014 | Сергей Маркедонов

Минский пакт о ненападении

5 сентября в Минске по итогам контактной группы было подписано соглашение о прекращении огня между Украиной и двумя непризнанными республиками Донбасса. Вскоре после этого события ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) опубликовала протокол, который был подписан в столице Белоруссии с участием известного швейцарского дипломата Хайди Тальявини (она руководила комиссией по расследованию причин «пятидневной войны» 2008 года).

Практически сразу же после того, как документ о прекращении огня был подписан, последовали заявления о его нарушениях. И действительно, не исключено, что минское перемирие не станет необратимым процессом и не перерастет хотя бы в «заморозку», не говоря уже об устойчивом мире. Просто потому, что уровень взаимного недоверия между сторонами конфликта зашкаливает, а сам украинский «паззл» является частью более широких вопросов европейской и даже международной безопасности, без взаимной увязки которых невозможно выйти с минимальными потерями из нового раунда борьбы за советское наследие. Как в этом непростом контексте оценивать минские договоренности? Ведь как бы ни сложилась их дальнейшая судьба, они уже по факту стали определенным этапом в развитии украинского конфликта.

Прежде, чем браться за оценку «минских 12 пунктов» следует рассмотреть предыдущие неудачные попытки «перековать мечи на орала». Напомню, что АТО (антитеррористическая операция) на юго-востоке Украины началась в апреле нынешнего года в ответ на провозглашение Донецкой народной республики. После этого было предпринято несколько попыток приостановить конфликт. Первым заходом в этом направлении стало четырехстороннее совещание в Женеве с участием США, РФ, Евросоюза и Украины 17 апреля 2014 года (на тот момент АТО еще не переросло в масштабное вооруженное противоборство). Стороны смогли принять т.н. Женевское заявление, которое предусматривало разоружение незаконных вооруженных групп (вне зависимости от их принадлежности к тем или иным силам), освобождение захваченных административных зданий и амнистию участникам протестов (так называемой «русской весны»). Однако документ так и не заработал эффективно. Стороны слишком спешили придать публичность своим компромиссам. В результате не было выработано адекватных механизмов по реализации того, что было написано на бумаге. Отсутствие же должного уровня доверия привело к тому, что практически в ту же секунду, как на тексте документа обсохли чернила, стороны начали обвинять друг друга и выискивать в договоренностях подвохи, не говоря уже о двойственных интерпретациях одного и того же пункта. Печальный итог не заставил себя долго ждать. Уже 2 мая 2014 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил о срыве женевских соглашений в связи с операцией сил АТО в Славянске.

После этого конфликт пошел по нарастающей линии. По итогам референдумов 11 мая произошла институционализация двух непризнанных республик Донбасса (Донецкой и Луганской) в качестве стороны конфликта. И следующая попытка организации переговорного процесса, состоявшаяся 23 июня, уже учитывала донбасских представителей. Они приняли участие в заседании трехсторонней комиссии в Донецке. В ходе ее работы стороны договорились о прекращении огня до 27 июня. Но, как и в случае с женевскими договоренностями конфликт не удалось остановить. В последний июньский день по окончании заседания Совета национальной обороны и безопасности президент Украины Петр Порошенко заявил о прекращении перемирия в Донбассе и переходу к «плану Б», предполагающему активизацию военной операции на юго-востоке страны. Однако буквально через день после возобновления противостояния министры иностранных дел Германии, Франции, РФ и Украины согласовали Декларацию по урегулированию конфликта. Этот план предполагал допуск представителей ОБСЕ на КПП на российско-украинской границе, а также создание контактной группы по выработке конкретных механизмов по преодолению кризиса. На бумаге все инициативы также выглядели логичными и стройными. Однако неучастие в переговорном процессе США, успевшими стать важным фактором украинского кризиса, девальвировало любые договоренности. Вашингтон, между тем, не проявил тогда должного интереса к переговорному процессу. Если понимать под таковым готовность к поиску компромисса. В итоге снова результат оказался неудовлетворительным.

Конфликт вышел на новый виток, в переговорном процессе возникла опасная пауза. Дипломатическое общение ограничилось по большей части «телефонным форматом». Некоторые возвратные движения начались в середине августа. 15-го числа состоялась встреча президентов РФ и Финляндии. Через три дня прошла новая четырехсторонняя встреча глав МИД Франции, Германии, Украины и России в Берлине. 26 августа пришел черед переговоров в формате ТС – ЕС – Украина в Минске. Крайне запоздавшая встреча, если учитывать утраченные возможности такой дискуссии до подписания Киевом Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. Как бы то ни было, а первый официальный контакт Владимира Путина с Петром Порошенко (до этого на юбилейных торжествах по случаю операции «Оверлорд» встреча носила неформальный характер) стал фактически признанием Москвы новой украинской власти и возможности вести с ней переговоры вне зависимости от набравшей обороты информационной войны. В итоге 3 сентября два президента провели телефонный разговор, а Владимир Путин озвучил свой мирный план по Украине, состоящий из 7 пунктов. В Протоколе, подписанном по итогам заседания контактной группы в Минске, даются ссылки на «имплементацию мирного плана» Петра Порошенко и мирных инициатив президента РФ.

Таким образом, подписание минского документа имело определенную дипломатическую предысторию. Поиски попыток «развязки» украинского узла предпринимались практически синхронно с началом АТО на юго-востоке страны. И хотя они не имели успеха и в будущем разговоры о любом прогрессе кажутся наивными и сомнительными, важно отметить наличие интереса к прекращению вооруженного противостояния у всех. Что же толкает стороны к поискам мирного разрешения, несмотря на жесткую информационно-пропагандистскую войну?

Начнем с Украины, как страны, на территории которой не просто разворачивается конфликт, но и идет геополитическая конкуренция за влияние на всем постсоветском пространстве и возможности изменять его конфигурацию. Еще 11 мая 2014 года тогдашний исполняющий обязанности главы украинской президентской администрации Сергей Пашинский (оставил свой пост 10 июня) заявлял о вступлении АТО в «финальную стадию» на основании того, что «уничтожено много сепаратистов». Однако вплоть до полписания протокола в столице Белоруссии операция так и не была завершена. Действительно, в начале июля - конце августа силам АТО сопутствовал успех: были взяты под контроль Славянск и Краматорск, ставшие символами сопротивления Киеву. Еще до 20-х чисел августа казалось, что падение Донецка и Луганска - это вопрос времени. Оба центра непризнанных республик Донбасса были взяты в клещи украинскими силовиками, а гуманитарная ситуация в них была близка к катастрофической. Однако взятия Донбасса к 23-летию Украины (24 августа отмечается годовщина принятия Декларации о независимости) не произошло. Более того, очередная дата украинской «незалежности» фактически совпала с контрнаступлением сторонников двух донбасских республик. Оно стало развиваться в сторону Азовского моря, и фронт в несколько дней докатился до Мариуполя, имеющего важное стратегическое значение, как порт и промышленный центр. Добавим к этому приближение парламентских выборов и опасность жесткой привязки фронтовой динамики к динамике предвыборной борьбы. Как минимум, здесь серьезнейшая мультипликация рисков.

Но самое главное - это опасение прямого конфликта с Россией при неготовности Запада к возможному усилению военного давления со стороны Москвы. О реальном российском вовлечении в противостояние на юго-востоке Украины можно спорить, и любые выводы будут однобокими в силу дефицита релевантных источников. Однако сам факт вовлечения и заинтересованности в сохранении Украины, как буферного, а не натовского государства более, чем очевиден.

Переходя, таким образом, к российским мотивам, важно отметить, что Москва, с одной стороны опасается повторения сценария 1995 года (Хорватия против непризнанной Республики Сербская Краина, когда США и Европа фактически закрыли глаза на уничтожение инфраструктуры этого де-факто образования вкупе с этническими чистками), но с другой рискует углублением противостояния с Западом. Последнее же чревато, несмотря на все оптимистические оценки, раздающиеся как из рога изобилия с экранов ТВ. Суть этих опасений лучше всего выразил политический тяжеловес и патриарх российского политологического цеха Евгений Примаков. В конце июня 2014 года, комментируя положение дел вокруг Украины, он особо подчеркнул, что новый виток эскалации с Западом (а значит либо полный разрыв, либо драматическая минимизация отношений) чреват для России технологическим отставанием. «В глобализирующемся мире если мы являемся слабым звеном в этом отношении, то с нами могут говорить свысока и действовать против нас. Здесь нам нужно выправлять положение? Но как, в одиночку?» - резюмировал мэтр. Добавим к этому отсутствие серьезного раскола по линии США-ЕС и внутри Евросоюза, несмотря на серьезную фронду внутри интеграционной организации.

Более того, в отличие от Крыма, где российский выбор имеет массовую поддержку «русская весна» на юго-востоке Украины не привела к мощному восстанию (или массовому выступлению) против Киева. Неудачными оказались антимайданные выступления в Одессе, не говоря уже о Николаеве и Херсоне. В последний момент отказались от проведения референдума активисты Харьковской области, несмотря на изначальную активность в критике новой украинской власти. Конечно, здесь нельзя сбрасывать со счетов и фактор политического запугивания (активность СБУ и общественных структур, поддерживающих Майдан-2), и информационную пропаганду, и многое другое (в том числе и разочарование в России, отказывающейся вводить свои войска на юго-восток). Но факт остается фактом. Лишь две области юго-востока Украины смогли организовать военное сопротивление центральной украинской власти. При этом не стоит забывать, что по вопросу о референдуме по статусу ДНР и ЛНР некоторые донбасские районы высказались за присоединение к Днепропетровской области, а доминирующим настроением людей остается пассивность и готовность к поддержке победителя, который гарантирует минимальный порядок и стабильность. В этом плане крайне показательными были оценки Игоря Стрелкова относительно дефицита «штыков и сабель» в подведомственных ему войсках. Не исключено, что в случае новых поражений Киева настроения на юго-востоке изменятся в пользу Москвы и против украинской идентичности. Но пока ситуация такова, какова она есть. И ее учитывают наряду с Москвой представители ДНР и ЛНР. Какие бы слова они не обращали во внешний мир.

Европейский союз, несмотря на свою громкую риторику о том, что демократия выше экономических резонов, опасается масштабного разрыва отношений с Россией. И 300 миллиардов долларов товарооборота - слишком внушительная цифра, чтобы ее игнорировать при всей любви к риторическим приемам, не говоря уже об энергетике. В ЕС есть понимание, что военный конфликт в центре Европы - опасная затея, а партнерство с властями, вовлеченными в него, опрокидывает представления о европейской интеграции, как воплощенной «политике ценностей». У США нет мощной экономической привязки к России, и Вашингтон крайне опасается (до иррациональной фобии) так называемой ресоветизации и укрепления доминирования Москвы на постсоветском пространстве (в этом Штаты видят возрождение СССР и возвращение «холодной войны»). Но даже за океаном есть понимание, что попадание в заложники украинского кризиса чревато потерями. В особенности если упустить такие важные общие направления для сотрудничества с РФ, как Афганистан и Ближний Восток. В отличие от Европы США не станут спешить с поисками компромиссов по Украине. Фактор географии тут тоже играет не последнюю роль. Но и выходить на новые витки противостояния опасно не только для России, но и для Запада. Если представить себе критическое ослабление РФ, то нестабильность на одной восьмой части суши создаст немало острых вызовов для Европы в первую очередь, но также и для США.

В этой связи возникает парадоксальная ситуация. В мирной развязке заинтересован каждый, и не заинтересован одновременно никто, ибо мир каждому видится по-разному с учетом его предпочтений. Отсюда крайне сложно надеяться на то, что минский протокол сможет удовлетворить интересы всех. Если говорить о самом тексте, то в нем нет ничего такого, что Москва не озвучивала бы ранее (на том же совещании в Женеве). Критиковать позицию России по тексту можно лишь в том случае, если предполагать, что целью Кремля было присоединение Донбасса или поход на Киев. В действительности же такой цели не ставилось (оставим конспирологам идеи подобного рода), Москва последовательно выступала за внеблоковый статус Украины и ее федерализацию, как инструмент для обеспечения такого положения. В тексте протокола об этом более, чем прямо говорит седьмой пункт об «инклюзивном национальном диалоге» на Украине. Что касается пункта 10 про отвод боевиков, наемников и незаконных вооруженных формирований, вызвавший множество нареканий у борцов в социальных сетях, то в нем нет ни единого слова по поводу того, к какой из сторон эти люди «приписаны». Следовательно, он может быть интерпретирован не только как имеющий отношения к ополченцам Донбасса (эти республики, кстати, Москва, в отличие от ситуации с Абхазией и Южной Осетией, официально не признавала, а потому ни в какие протоколы не может вписать нечто большее, чем НВФ), но к украинским добровольческим батальонам.

Текст соглашения, в самом деле, имеет много уязвимых мест. Прежде всего, потому, что допускает двойные интерпретации. Что, например, означает словосочетание «отдельные районы Донецкой и Луганской областей», в которых требуется «особый статус», досрочные выборы и особое местное самоуправление (пункты 3 и 9)? Какие это будут районы и муниципалитеты? По каким критериям их будут выбирать? Почему речь идет не про всю территорию указанных областей? Или в основу положен текущей контроль украинских и донбасских сил над разными частями этих регионов? Про НВФ мы уже говорили выше. По каким критериям и кого будут к ним относить?

Естественно, помимо текстовых замечаний есть и общие политические соображения. Как будут истолкованы соглашения? Как слабость России, провал ее политики или как поражение курса Порошенко и попыток инструментализации «российской угрозы» для консолидации украинского общества (сценарий, апробированный в Грузии Михаилом Саакашвили)? Насколько Киев смирится с де-факто утратой контроля над юго-восточными территориями? Ведь отказ от АТО могут воспринять, как возможность для атаки Порошенко внутри страны, и чтобы избежать такого он может предпринять отнюдь не мирные действия. Так делали в недавнем прошлом многие постсоветские лидеры, вовлеченные в политические конфликты. И тогда минский протокол может стать лишь очередной попыткой, но не этапом замирения. В любом случае украинский кризис выпукло обозначил необходимость серьезного пересмотра подходов не только к отдельной постсоветской стране, но и к европейской безопасности в целом. Будет ли она обеспечиваться с участием России или посредством ее маргинализации? Каким образом организовать кооперацию Москвы и Запада и как избежать конфронтации с превращением территорий бывшего СССР в большую конкурентную площадку? Эти вопросы должны рассматриваться уже сегодня, точнее еще вчера. Возможно, в этом случае есть робкие шансы на выход из украинского противостояния.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net