Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.09.2014 | Валерий Выжутович
Беспартийный победитель
Итоги региональных выборов-2014 комментируются в том смысле, что «Единая Россия» одержала на них безоговорочную победу. Ее кандидаты первенствуют и в борьбе за места в законодательных собраниях, и в состязании за губернаторскую должность. Столь же скрупулезно подсчитано, сколько голосов собрали в регионах представители КПРФ, ЛДПР, «Родины», других политических партий. Между тем прошедшая избирательная кампания была не только смотром партийных сил - в ней участвовали и самовыдвиженцы…
Поэтому констатируя, например, что в двадцати восьми регионах из тридцати губернаторами избраны кандидаты от «Единой России» и лишь в Орловской области победил коммунист, будет нелишне оценить и победу кандидата, который ни в какой партии не состоит. Это вновь избранный губернатор Кировской области Никита Белых. Про него сказано, что он «пользовался поддержкой «Единой России», но официально не выдвигался от нее.
Никита Белых не в первый раз отказывается напрямую связывать свое имя с партией власти. На мартовских региональных выборах 2011 года он заявлял, что не собирается входить в список «Единой России» и является противником технологии «паровозов». «Уверен, что партия сможет найти достойных людей и тройка лидеров «Единой России» будет сформирована без моего присутствия, - говорил он. - При этом мои отношения с кировскими единороссами остаются абсолютно рабочими и конструктивными». Никита Белых не состоит ни в какой партии вот уже шесть лет. Когда бывший лидер бывшего «Союза правых сил» стал губернатором Кировской области, в кругах либеральной общественности пошли разговоры: «Поступился принципами, обменял убеждения на должность». Чуть больше разнообразия наблюдалось в гаданиях, с какой целью власть рекрутировала в свои ряды оппозиционера. Высказывалась, например, такая версия: «Призывом Белых на госслужбу власть ослабляет демократическую оппозицию, лишает ее харизматичного лидера». Рассуждали и так: «Ему доверили не Тюменскую область, не Красноярский край или иную стратегически важную территорию - его бросили на депрессивный регион. Вот пусть он там побарахтается в непролазном болоте проблем, авось поймет, чего стоят его либеральные принципы в столкновении с суровой реальностью». Или - совсем уж цинично: «Его пример другим оппозиционерам наука: будете себя хорошо вести - глядишь, и для вас найдется должность».
Но, что бы там тогда ни говорили, на губернаторский пост был назначен политик, настойчиво и последовательно критиковавший власть, выступавший ее принципиальным оппонентом. Тем самым был создан прецедент. Правда, был один нюанс: прежде чем принять предложение, сделанное ему, Никита Белых расстался с «Союзом правых сил». Хотя он и заявил: «Я не отказываюсь от своих убеждений и хочу заметить, что они во многом соответствуют тому, что декларирует руководство страны», - проблема все же осталась. И проблема, заметим, не новая. Просто в нынешние времена о ней забыли, и не было повода вспомнить. А вот в начале 90-х целый ряд регионов пребывал под правлением губернаторов-коммунистов. В политической географии страны тому даже было название - «красный пояс». Он обхватывал центральные области России, главы которых выступали единой командой и свое несогласие с курсом Кремля выражали открыто, не стесняясь участия в краснознаменных митингах. Сколько крови они попортили Ельцину! Особенно - брянский губернатор Юрий Лодкин. В апреле 1993 года сокрушительной критикой режима он впервые добился избрания на пост главы области. А уже в конце сентября, поспешив в Белый дом на подмогу Руцкому и Хасбулатову, навлек на себя президентский гнев, был с треском снят с поста, едва не угодил в «Лефортово».
Но бывало и по-другому: заняв государственный пост, член политической организации, а то даже и лидер ее начинал вести себя как Иван, не помнящий партийного родства. Тогда товарищи ему напоминали, откуда он, собственно, родом и кого представляет во власти. Например, в самом начале путинской эпохи тогдашний полпред президента в Приволжском округе Сергей Кириенко получил публичный выговор по партийной линии. Вообще-то он, вступив в государственную должность, приостановил свое членство в «Союзе правых сил», но, по мнению соратников, так увлекся строительством властной вертикали, что и вовсе начал отходить от идеалов либерализма. Созвав пресс-конференцию, депутаты Госдумы от СПС заявили: деятельность приволжского полпреда расходится с генеральной линией партии. От проработки, прилюдно устроенной, Кириенко, конечно же, радикально не поправел. И смешно было на это надеяться. Проработчики должны были понимать: разморозить свои партийные активы, где у него за время нового пребывания на госслужбе не набежало ни процента и даже образовался отрицательный баланс, Кириенко посмеет не раньше, чем расстанется с должностью.
Никита Белых в первую пору своего губернаторства тоже периодически ловил на себе укоряющий взгляд бывших соратников. Но, что делать, губернаторский век продлевается не решениями партийных съездов и пленумов, а продуктивной работой. Четким, отлаженным взаимодействием с федеральным правительством. Трансфертами, кредитами, субвенциями, поступающими из центра. Потому-то реальная власть живо приводит в чувство любого, даже самого ярого оппозиционера. Партийные баррикады кончаются там, где начинается власть.
Быть губернатором и при этом не состоять в партии власти или как минимум не являться ее кандидатом на выборах - это, скажет кто-нибудь, вполне реально, вот вам случай с Никитой Белых. Да, случай известный. Но это, скорее, тот самый случай, который лишь подтверждает правило. Политикам, не состоящим в «Единой России», по-прежнему приходится выбирать между партией и властью. Одно с другим пока не совмещается.
Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.