Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

22.09.2014 | Иван Преображенский

Цензурный передел рынка СМИ

Лоббисты и цензоры начали последний и решительный бой за зачистку информационного пространства. Столь масштабного передела медийного рынка в стране не было, вероятно, с начала 2000-х годов, разгрома НТВ и огосударствления эфирных телеканалов. Теперь цензорам мешает «мнение» иностранных владельцев и учредителей медиа о России. Ну а лоббисты, на сжимающимся рынке, хотят избавиться от конкурентов, чтобы сохранить свой нынешний размер прибыли.

Снижение рекламных прибылей, даже на телевидение, впервые за несколько лет фиксируется в России. Это и есть главная причина, по которой мощные отраслевые лоббисты, вполне возможно, включая таких гигантов как Михаил Лесин или, скажем, Арам Габрелянов, вполне могли бы озвучить свою заинтересованность в том, чтобы местный рынок СМИ был закреплен только и исключительно за ними. Для них иностранцы — нежелательные конкуренты. Причем конкуренты умелые, с деньгами, со связями среди зарубежных же рекламодателей. Однако если «декретом» закрыть все медиа, принадлежащие зарубежному капиталу, рекламодатели-то, по задумке лоббистов, никуда не уйдут. Да, рынок будет и дальше падать, но деньги-то будут нести не нескольким десяткам холдингов, а всего, скажем, пяти. Из которых часть, вдобавок, будет еще и государственными.

На это ключевом слове интересы медиа-лоббистов и совпадают с государственными цензорами, которым не нравится, например, газета «Ведомости», которых раздражает русский Forbes, которые опасаются, что рано или поздно россияне могут начать смотреть новости не только «Первого», но и какое-нибудь вражеское CNN или BBC, которое запустит отдельный русский проект.

В итоге, из этого скрещения монополистских устремлений околокремлевских медиа-холдингов и кремлевских администраторов и родился новый законопроект, запрещающий иностранцам, россиянам с двойным гражданством или компаниям с иностранным участием владеть более 20% акций СМИ или выступать их учредителями. В Госдуму, принятый в последнее время манере, подчеркивающей «всенародную поддержку», проект внесли представители трех якобы оппозиционных фракций: КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Что интересно, как минимум двое из них считаются хоть и малозаметными депутатами, зато известны как медиа-лоббисты. «Единая Россия» к написанию проекта отношения не имела. Как, впрочем, и его формальные авторы, поскольку писали проект, по слухам, лоббисты, но не одни, а с участием кремлевских чиновников.

В первом чтении законопроект будет принят 23 сентября. А вступить в силу должен с 2015 года. Правда, реально он заработает даже не с 2016, а с 2017 года. Именно к этому сроку все уже действующие юр. лица — учредители медиа, попадающие в запретный список, должны будут продать свои доли или выйти из числа учредителей. Причем, что лишний раз подтверждает роль лоббистов в этом процессе, под запрет попадают не только общественно-политические, но также и спортивные, и развлекательные.

По подсчетам РБК, эффект от принятия законопроекта будет подобен цунами для российского медиа-рынка. «Крупнейшим российским издательским домам с общей аудиторией почти 60 млн человек, четырем эфирным вещателям – СТС, «Домашнему», «Перцу» и Disney, а также зарубежным телеканалам, распространяющимся через кабельные сети, придется прекратить свое существование либо изменить структуру собственности», - пишет издание, если, разумеется, законопроект будет принят.

Дело в том, что многие сомневаются и вспоминают неудачную судьбу законопроекта скандально известного депутата Евгения Федорова о «СМИ — иностранных агентах». Мол он пылиться в профильном комитете на полочке и новый законопроект ждет такая же участь, ведь «Единая Россия» его не вносила, а с экономической точки зрения речь идет об очевидной нелепице. Однако сторонники этой версии забывают особенность работы российской власти: вначале прощупать общественное мнение очевидным «фейком», вбросить страшилку, посмотреть, как на нее будут реагировать, дождаться, пока общество свыкнется с мыслью, что речь не идет о чем-то невероятном. Ну а затем, внести (желательно чужими руками, как и в данном случае) проект закона, который решит тот же вопрос в нужном для власти ключе, но другими методами. Какие СМИ-иностранные агенты? Нет их. Да в сущности и быть не может, потому что не только иностранец, но даже россиянин с двойным гражданством не сможет их учреждать. Вот оно решение проблемы – простое и изящное. Никто и возмутиться не успеет. А рядовой гражданин заметит только году в 2017-м, да и то случайно. Например, когда ребенок долбанет его по голове игрушкой из-за отсутствия в эфирной программе канала «Дисней», или когда сам товарищ-россиянин останется, например, без гонок «Формулы 1», которые должен был показывать «вражеский» спортивный канал.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net