Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

07.11.2014 | Александр Ивахник

Выборы 2 ноября и судьба Донбасса

Становится все более очевидно, что проведенные 2 ноября выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках разбалансировали и так крайне неустойчивую ситуацию вокруг мирного урегулирования на Востоке Украины. За неделю до дня голосования глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что эти выборы «важны с точки зрения легитимизации власти» на соответствующих территориях и что Москва будет готова их признать. Однако никакой легитимизации не произошло, и произойти не могло.

Если говорить о положении внутри территорий, контролируемых сепаратистскими ополченцами, то там сейчас едва ли вообще применимы такие понятия, как легитимность власти. Да, люди пришли проголосовать, но делали они это, скорей, от безысходности и старой советской привычки участвовать в выборах без выбора. Показательно, что более современно мыслящей молодежи на избирательных участках замечено почти не было. Сам факт избрания Захарченко и Плотницкого в качестве глав республик ничего не изменил: они как были никому не известны, так и остались. Тем более это относится к депутатам парламентов ДНР и ЛНР, избранных из представителей наспех сколоченных «общественных движений». Изменит ли факт выборов соотношение сил и влияния между гражданскими лидерами республик и автономно действующими полевыми командирами, говорить пока рано, но вряд ли последние легко уступят свои позиции.

Для киевских властей признание легитимности выборов 2 ноября означало бы согласие на отделение ДНР и ЛНР от Украины – ведь именно об этом в качестве цели заявляют лидеры самопровозглашенных республик, начиная с референдумов 11 мая. Президент Петр Порошенко с большим трудом пробил принятие Верховной Радой закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, который предусматривался минскими договоренностями. Однако закон об особом статусе означал лишь глубокую автономию территорий, контролируемых сепаратистами, после проведения там местных выборов в соответствии с украинским законодательством. Выборы глав и парламентов суверенных республик никак в этот закон не укладываются. Однако сторонники силового сценария решения донбасского кризиса в Киеве однозначно связывают их между собой, что ослабляет авторитет и политические позиции Порошенко. И то, что президент заявил о необходимости отмены закона об особом статусе, – шаг для него неизбежный в сложившейся ситуации. Как действовать дальше, в Киеве, похоже, еще не решили. Пока что звучат угрозы начать финансовую блокаду самопровозглашенных республик (включая временное прекращение перечисления пенсий и социальных выплат) и призывы к Западу усилить давление на Россию.

В свою очередь, Запад, исходящий из того, что минские договоренности предполагают сохранение территориальной целостности Украины, ни проведение, ни итоги выборов 2 ноября, как и следовало ожидать, категорически не признал. Евросоюз, в лице нового главы европейской дипломатии Федерики Могерини, охарактеризовал выборы в ДНР и ЛНР как незаконные и создающие «новое препятствие для достижения мира на Украине». Более того, официальные представители Евросоюза и США и накануне дня голосования, и сразу после него предупредили Россию, что признание выборов с ее стороны чревато ужесточением санкций.

Официальная позиция России пока выражена намеренно противоречиво. Вопреки упомянутым выше словам Сергея Лаврова о готовности признать выборы, в лаконичном заявлении МИД России от 3 ноября ДНР и ЛНР не упомянуты вовсе. Говорится лишь, что «выборы в Донецком и Луганском регионах прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей» и что «мы уважаем волеизъявление жителей Юго-Востока». С другой стороны, утверждается, что «избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах». Обращается внимание на важность «с учетом состоявшихся выборов» предпринять активные шаги по налаживанию устойчивого диалога между центральными украинскими властями и представителями Донбасса. Эти слова можно трактовать и как полупризнание выборов.

В условиях все более очевидного негативного воздействия западных санкций на российскую экономику, резко усиленного снижением мировых цен на нефть, Кремль, видимо, не готов пойти на официальное признание выборов и неизбежное после этого фактическое признание самопровозглашенных республик. В Москве понимают, что реализация сценария формирования в Донбассе двух отделившихся от Украины непризнанных государств не только повлечет новые санкции, но и потребует направления в эти государства огромных материальных и финансовых ресурсов. Ведь контролируемые ополченцами районы не просто разорены войной. В них практически парализована хозяйственная жизнь, а преобладающая часть представителей бизнеса давно покинула регион, по возможности выведя и денежные средства. Но ДНР и ЛНР – это не Южная Осетия и даже не Приднестровье, которое в начале 90-х годов откалывалось от Молдавии с сохранявшейся местной административно-хозяйственной элитой и однобокой, но работающей экономикой. В неконтролируемых Украиной районах Донбасса и сейчас находится более двух миллионов человек, и прожить большинству из этих людей будет невозможно, если Россия не предоставит им хотя бы скудное обеспечение. Есть очень большие сомнения, что российский бюджет в сложившихся экономических условиях сможет вынести такую ношу.

И все-таки России в скором будущем, видимо, придется занять более определенную позицию. После выборов амбиции лидеров ДНР и ЛНР, получивших новый, квазилегальный статус, явно выросли. Сначала они поддержали заявление Порошенко о предстоящей отмене закона об особом статусе Донецка и Луганска как подтверждающее его бессмысленность, но быстро поняли, что на этом можно вести активную политическую игру. И теперь уже заявляют о том, что на ближайшей встрече трехсторонней контактной группы Украина–Россия–ОБСЕ предложат новую редакцию минского протокола, поскольку «Украина в одностороннем порядке его аннулировала, отозвав законы об особом статусе Донбасса и об амнистии». Можно предположить, что в этой новой редакции речь пойдет уже о признании ДНР и ЛНР в качестве субъектов переговорного процесса, что будет совершенно неприемлемо ни для Киева, ни для ОБСЕ. А значит, весь минский переговорный процесс, начало которому положили договоренности Владимира Путина и Петра Порошенко, фактически будет перечеркнут. И Россия тогда окажется перед непростым выбором.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net