Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.12.2014 | Александр Ивахник
Дежурное послание
Вот страна и дождалась ежегодного послания главы государства Федеральному Собранию, в котором по идее должны формулироваться ключевые задачи на предстоящий год. Пожалуй, в столь необычных, поистине чрезвычайных условиях Владимир Путин с посланием еще не выступал. Так много всего произошло со времени его предыдущего кремлевского обращения к российской элите. Славные и безмятежные дни сочинской Олимпиады давно забыты. После присоединения Крыма и эскалации украинского кризиса, вылившейся в вооруженное противостояние в Донбассе, Россия оказалась в состоянии острой конфронтации со всем развитым миром. Западные экономические санкции и российские контрсанкции стали дополнительным тяжелым ударом для вялой отечественной экономики, которая теперь уверенно и официально идет в рецессию. Инфляция уже достигла 9% и в скором времени преодолеет двузначную отметку, а реальные доходы населения заметно и все более ощутимо снижаются. Падение мировых цен на нефть подтолкнуло ослабевший рубль к резкому пикированию. Патриотический восторг большинства россиян постепенно развеивается, и их очистившиеся взгляды тревожно фиксируются на магазинных ценниках.
Конечно, в таких условиях всем хотелось услышать от Владимира Путина, единолично принимающего мало-мальски значимые для страны решения, что он думает по всем этим поводам и что считает нужным делать дальше. Многие ждали послания президента с надеждой. Впрочем, надежды были принципиально разными. Представители бизнеса, видимо, не до конца изжили иррациональную веру в чудеса и почему-то решили, что от безысходности положения страны Путин объявит экономическую свободу и защитит предпринимателей от жадной длани государства. Силовики же вместе со своими политическими единомышленниками и пропагандистскими подпевалами ждали, что национальный лидер даст, наконец, отмашку на целенаправленное и широкомасштабное завинчивание «внутриполитических гаек», которое, казалось, логически вытекает из внешнеполитического и идеологического курса государства. Однако ни того, ни другого не произошло.
Естественно, послание началось с духоподъемных констатаций, было немало сказано о судьбоносности момента, тяжелых испытаниях и гражданской зрелости народа. Прозвучали и фирменные исторические экскурсы Путина с утверждением «сакрального значения» Севастополя для России. Были повторены политические оценки развития событий на Украине, своекорыстного курса там западных государств, игнорирующих российские интересы, и последовательной позиции самой России. Смысловая новация в этой части послания, пожалуй, одна – специально подчеркнутая президентом мысль о том, что если бы не было Крыма и Украины, то США и их западные союзники придумали бы другие основания для антироссийских санкций, поскольку их истинная цель – «сдержать растущие возможности России, повлиять на неё».
В этой связи глава государства подчеркнул: «Разговаривать с Россией с позиции силы бессмысленно. Даже тогда, когда она сталкивается с внутренними трудностями, как это было в 1990-х и в начале 2000-х годов». Путин выразил уверенность, что в те годы западные политики «нас с удовольствием пустили бы по югославскому сценарию распада и расчленения», и даже провел прямую параллель между политикой Запада и политикой Гитлера, который собирался уничтожить Россию. Что из этого логически следует? Во-первых, то, что нынешнее состояние страны президент, видимо, не считает «внутренними трудностями». Во-вторых, то, что российское руководство не собирается уступать требованиям Запада по изменению политики на востоке Украины, поскольку это все равно не приведет к отмене санкций.
Исходя из того, что санкционный режим, отсечение России от западных рынков капитала и технологий продлится неопределенное время, что же предлагается в послании для приспособления к качественно изменившейся ситуации, в которой оказалась страна? Приходится констатировать, что никаких принципиально новых, крупных идей не прозвучало. Самое удивительное, что президент вообще не упомянул о негативной для России динамике мировых цен на нефть. Об ослаблении курса рубля было сказано, но как-то вскользь. Глава государства лишь поручил Банку России и правительству «провести жесткие, скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты».
Что это за действия и что мешало применять их раньше, Путин не прояснил. Зато он призвал использовать ослабление рубля, повышающее конкурентоспособность российских компаний, для проведения политики импортозамещения, причем не только в области продуктов питания и лекарств, но и в области станко- и приборостроения, энергетического машиностроения, оборудования для освоения месторождений и арктического шельфа. Как добиться успехов на этом направлении, осталось не ясным. Так же, как не прояснил президент пути решения другой поставленной задачи – «вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение 3-4 лет выйти на темпы роста выше среднемировых», но при этом сохранить устойчивую макроэкономическую ситуацию, снизив в среднесрочной перспективе инфляцию до 4%. Подобные заявления по стилистике удивительно похожи на программные установки, содержавшиеся когда-то в документах КПСС, а потому не воспринимаются всерьез, да, похоже, и не рассчитаны на это.
Правда, в послании присутствуют более конкретные обещания, которые по идее должны приободрить представителей отечественного бизнеса. Надо избавить предпринимателей от навязчивого надзора и контроля, заявил президент, сделать каждую проверку публичной. Для добросовестного малого бизнеса надо предусмотреть «надзорные каникулы» (т.е. освобождение от плановых проверок) сроком на три года. Владимир Путин также предложил на ближайшие четыре года «зафиксировать» действующие налоговые условия, а для малых предприятий, которые регистрируются впервые, предоставить двухлетние «налоговые каникулы». Всё бы хорошо, но такие же или сходные предложения в течение последних лет звучали уже не раз, что не мешало Минфину и законодателям вводить новые налоги и сборы, а многочисленным силовым и надзорным структурам небескорыстно «кошмарить» бизнес. И нет никакой уверенности, что положение изменится после сегодняшнего послания.
Наконец, президент в очередной раз предложил провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию из оффшоров. По его мнению, после известных «кипрских событий» и нынешней санкционной кампании наш бизнес, наконец, понял, что за рубежом его интересы ни во что не ставят и что лучшая гарантия – это национальная юрисдикция. Попавшие под санкции крупнейшие бизнесмены, близкие к Владимиру Путину, конечно, это поняли и по мере возможностей реструктурируют свои деловые интересы. Что касается остальных, то это большой вопрос. Ведь их побуждали выводить бизнес в оффшоры как раз хорошо известные особенности российской национальной юрисдикции. Резко увеличившийся отток капитала за рубеж заставляет сомневаться в том, что умонастроение отечественных предпринимателей изменилось.
В целом от послания президента Федеральному Собранию осталось впечатление, что сам Владимир Путин не придавал ему большого значения, что оно в этом году стало просто обязательным дежурным событием. Обращает на себя внимание, что в выступлении главы государства абсолютно отсутствовала внутриполитическая повестка дня. Похоже, президент целиком сосредоточился на международной проблематике, на геополитике, а внутреннюю ситуацию он пока считает полностью контролируемой и не требующей принципиально новых подходов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.