Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

11.12.2014 | Александр Ивахник

Дозированная откровенность премьера

Наверное, мало кто ждал, что глава правительства Дмитрий Медведев в своем традиционном предновогоднем интервью журналистам основных российских телеканалов скажет что-то принципиально новое. И все-таки в этом интервью проявились определенные нюансы, которые должны были продемонстрировать его самостоятельный статус, что премьер, видимо, и хотел донести до продвинутой российской и, отчасти, западной аудитории.

Одним из таких нюансов стал состав журналистов, приглашенных на идущий в прямом эфире «Разговор с премьер-министром». Помимо представителей «Первого канала», ВГТРК и НТВ, в нем приняли участие уже лишенная своей еженедельной программы Марианна Максимовская с РЕН ТВ и Михаил Зыгарь – главный редактор телеканала «Дождь», который в прошедшем году по политическим причинам лишился эфира кабельных и спутниковых операторов, а сейчас вообще вещает из домашней студии. При этом Медведев даже пожелал «Дождю» успехов. По нынешним временам такой подбор собеседников, когда двое из пяти явно не укладывались в патриотический мейнстрим, уже сам по себе был довольно смелым. С другой стороны, те же самые люди участвовали в прошлогодней программе, так что, возможно, Медведев хотел подчеркнуть, что бурные события прошедшего года ничего не изменили в его положении на вершине власти.

Другой нюанс связан с тем, что такой состав интервьюеров предполагал наличие острых вопросов. И они действительно были заданы, прежде всего, вопрос о «цене Крыма», о том, просчитала ли Россия экономические последствия возвращения Крыма в свой состав. Здесь глава правительства вполне в духе Владимира Путина заявил: «Крым – это не экономическая категория. Когда мы говорим про Крым, то мы понимаем, что это наша история, наша судьба, в какой-то период наша боль». К тому же Крым – это не только красивый полуостров и хороший климат, но еще и 2,5 миллиона новых российских граждан. Поэтому Крым необходимо привести в порядок, и деньги на это правительство нашло, причем не за счет других регионов. За счет чего – Медведев не пояснил, но вспоминаются слова министра финансов Антона Силуанова о том, что на реконструкцию полуострова пойдут средства пенсионных накоплений.

Однако ответы на ряд других вопросов отличали главу правительства от стилистики президента страны, который в недавнем интервью агентству ТАСС и в послании Федеральному Собранию вообще избегал разговора об острых точках развития страны. Медведев отметил, что за прошедший год, который для России стал «абсолютно исключительным и очень плотным», имели место не только «колоссальные достижения», но и «большие проблемы». Он, по существу, признал, что национальная экономика находится в кризисном состоянии, правда, оговорившись, что негативные тенденции накапливались все последние годы и вообще «строго говоря, мы не выходили из кризиса 2008 года в полной мере».

Среди выделенных премьер-министром негативных явлений – рост инфляции, которая в этом году превысит 9%, и обесценение рубля. В отличие от Путина, Медведев связал ослабление курса рубля с валютными спекуляциями лишь в последнюю очередь, главными же факторами он назвал снижение мировых цен на нефть и внешние санкции в отношении России. «Нельзя сказать, что это было спровоцировано какой-то одной силой, вообще здесь вряд ли можно мыслить в системе координат: это кому-то выгодно, и поэтому это происходит», – отметил он. Вообще, по его мнению, «девальвация как экономический процесс, как ослабление курса нашей валюты, не может быть однозначно выгодна или не выгодна кому-то, это просто данность, с которой мы столкнулись». Другими словами, Дмитрий Медведев, по сути, признал, что правительство здесь бессильно.

Признал премьер-министр и то, что введенные иностранными государствами санкции вредят экономике России. По его словам, санкции подтолкнули Россию к давно напрашивавшимся решениям по импортозамещению, но эти решения не могут быть реализованы в короткие сроки. Так же как невозможно быстро покончить с зависимостью от «нефтяной иглы». По версии Медведева, страна 40 лет жила в условиях полной зависимости от нефти. «Время не упущено. Просто нужно понимать, что для диверсификации экономики требуется не год, не два, не три, и даже не десять», – считает он. Премьер-министр не согласился с утверждением, что в кризисной ситуации государство неосмотрительно усиливает давление на малый бизнес. С его точки зрения, «абсолютное большинство предложений, которые формулирует правительство, носят с экономической точки зрения либеральный характер». Он не исключил частичную реорганизацию правительства, но при этом подчеркнул, что «действующее правительство состоялось как команда».

Однако, к сожалению, ничто из того, что сказал Дмитрий Медведев, не убеждает в осмысленности действий правительства и его способности осуществлять самостоятельную антикризисную политику. Медведев явно стремился использовать свое традиционное интервью для того, чтобы напомнить, что он является вторым лицом в государстве. Но это напоминание носит чисто символический характер. Проблема сегодняшнего российского государства в том, что в нем нет вторых и третьих лиц. Есть лишь одно лицо, принимающее все значимые решения, причем в процессе принятия этих решений потребности развития экономики занимают отнюдь не приоритетное место. Реальная роль правительства сводится к тому, чтобы обеспечить выполнение этих решений и при этом удержать экономику в хотя бы относительно стабильном, равновесном состоянии, не допустить развития катастрофических сценариев. Справляться с такой неблагодарной задачей становится все труднее.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net