Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.01.2015 | Александр Ивахник
С верой в ручное управление
21 января на совещании главы государства с руководством кабинета министров обсуждался разработанный Минэкономики правительственный «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Любопытно, что на совещании слово «кризис» не упоминалось, хотя всё содержание разговора не оставляло сомнений: речь шла именно об антикризисном плане, который в предыдущие дни активно дебатировался в различных кабинетах Белого дома. Владимир Путин в общем и целом план одобрил, так что теперь у правительства есть легитимная основа для дальнейших практических действий.
На совещании главные контуры антикризисного плана представил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но прежде глава Минэкономики Алексей Улюкаев дал оценку текущего состояния российской экономики. Он отметил, что сохраняются факторы риска: низкая конъюнктура мировых товарных рынков, прежде всего нефтяного, санкционная система, к которой добавились сейчас риски, связанные с существенным снижением национальных рейтингов международными агентствами. С другой стороны, на его взгляд, наметились элементы некоторой стабилизации ситуации. Однако эта стабилизация происходит на том уровне, который весьма негативен, некомфортен как для российских производителей, так и для населения. И, прежде всего, это проявляется в высоком уровне инфляции, особенно продовольственной. Заканчивая свое крайне амбивалентное изложение, глава Минэкономики резюмировал: «Похоже, что мы нащупали, так сказать, нижние границы тех рисков, с которыми столкнулись в конце прошлого года. Проявлять себя стали адаптивные возможности российских предприятий и отраслей. И это то сочетание вызовов, на котором мы и формировали свое предложение по мерам стабилизации социальной сферы, по мерам обеспечения экономического развития».
Похоже, явная неоднозначность, зыбкость оценки сегодняшней ситуации наложила отпечаток и на очертания правительственного антикризисного плана. Представляя его, Игорь Шувалов подчеркивал, что план еще не окончательный, что он будет дорабатываться и дополняться. В частности, это будет связано с новым прогнозом социально-экономического развития страны (очевидно, на основе прогноза новой средней цены на нефть), который должно подготовить Минэкономики к 1 февраля. Исходя из этого прогноза, к концу февраля предполагается подготовить поправки к федеральному закону о бюджете на 2015 год. Вице-премьер Аркадий Дворкович на Давосском форуме в тот же день говорил, что, вероятно, расходы бюджета будут снижены на 10-15%.
Насколько можно судить, основное внимание в своем антикризисном плане правительство уделило мерам по обеспечению финансовой стабильности и поддержке банковско-финансового сектора. По словам Шувалова, 23 января совет директоров Агентства по страхованию вкладов примет решение по критериям отбора конкретных банков, которые войдут в программу распределения 1 трлн. рублей через выпуск ОФЗ, направленную на докапитализацию банковской системы. При этом будут определены жесткие критерии отбора: банки должны обладать способностью обеспечить кредитование российской экономики, увеличив имеющийся кредитный портфель. Также было принято решение о докапитализации банков с государственным участием и особо важных банков на 250 млрд. рублей из средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, в рамках отдельной программы Банк России за счет своего капитала будет работать вместе с АСВ по санации банкового сектора.
По блоку поддержки отдельных отраслей экономики Шувалов назвал несколько наиболее важных мер. Для сельхозсектора предусматривается дополнительно выделение до 50 млрд. рублей и возможность перераспределения средств внутри имеющейся государственной программы, для промышленного сектора – дополнительно 20 млрд. рублей и также возможность перераспределения средств. Кроме того, предлагаются дополнительные расходы из федерального бюджета на программу поддержки экспорта и сельхозпроизводителей, и промышленности. Наконец, Минэкономики считает необходимым предпринять специальные меры по активизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, для чего нужно изменить подходы к налогообложению и дать субъектам РФ право принимать решения о понижении налогового бремени для этого сектора. Правда, что будет стимулировать регионы еще больше урезать доходные статьи своих тощих бюджетов, ясно не стало.
В сфере социальной поддержки населения первый вице-премьер выделил в качестве наиболее важных вопросов индексацию пенсий и социальных пособий. Правительство предлагает в настоящий момент не индексировать больше, чем это предусмотрено федеральным законом в 2014 году, т.е. только на уровень инфляции по итогам прошедшего года. Известно, что из плана было исключено предложение социального блока правительства по индексации пенсий в середине 2015 года по фактической инфляции (примерно на 200 млрд. рублей). «Возможностей большей индексации пока в настоящий момент мы не видим», – отметил Шувалов. Зато в той же сфере социальной поддержки в связи с подорожанием импортных лекарств было согласовано 16 млрд. рублей дополнительных ассигнований в рамках программы обеспечения населения лекарственными средствами.
Игорь Шувалов сообщил на совещании, что в целом по антикризисному плану необходимо профинансировать мероприятий на 1 трлн. 375 млрд. рублей (эта сумма не включает 1 трлн. рублей на докапитализацию банковской системы за счет ОФЗ). При этом он подчеркнул, что эти деньги – не всегда прямые расходы федерального бюджета. Часть предусматривает дополнительные выделения государственных гарантий, часть – средства ФНБ. По данным «Коммерсанта», самые дорогостоящие пункты плана – 300 млрд. руб. средств ФНБ ВЭБу, в том числе в целях санирования проблемных системообразующих предприятий, и 250 млрд. руб. на докапитализацию системных банков. Сумма новых трансфертов регионам сократилась с 250 млрд. до 160 млрд. руб.
В своем выступлении первый вице-премьер представил целый ряд механизмов ручного управления, которые будут заниматься реализацией антикризисных мероприятий. На федеральном уровне будет обновлен состав правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в нее войдут представители обеих палат Федерального Собрания. Эта комиссия должна взаимодействовать с федеральными и региональными органами, чтобы составлять надлежащие планы антикризисного управления и добиваться их исполнения. Комиссия будет работать, собираясь не реже одного раза в 10 дней. Глава правительства по отдельным отраслям экономики и поддержки населения будет проводить совещания не реже одного раза в две недели. В аппарате правительства создана специальная мониторинговая группа за состоянием отраслей экономики и социальной сферы. Эта группа будет работать в ежедневном режиме, для того чтобы собирать и обобщать информацию, которая имеется в стране, и представлять ее на заседания правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Кроме того, в правительстве оформлены поручения субъектам Федерации, в соответствии с которыми все они разработают свои планы реагирования и создадут антикризисные комиссии, которые должны начать работу к 16 февраля.
Совершенно очевидно, что при подготовке своего нынешнего плана правительство ориентировалось на арсенал антикризисных мер, которые осуществлялись в 2008-2009 годах, когда кабинет министров возглавлял Владимир Путин. Собственно, сам Путин на совещании отметил: «Это не первая ситуация подобного рода, которую мы проходим: в 2008–2009-м мы это проходили. И тогда тоже кризис пришел извне... Сейчас тоже, по сути, одна из главных причин ситуации в экономике – это ситуация на внешних, в данном случае сырьевых, рынках, что на нас серьезным образом отражается». Что касается эффекта санкций, то, на взгляд президента, этот фактор не вносит принципиальной новизны: «в условиях кризиса 2008 года желающих предоставлять кредиты российским финансовым учреждениям тоже что-то я не припомню». Путин подчеркнул, что тогда проблемы кризиса решались в России «исключительно собственными средствами, прежде всего опираясь на наши институты развития и имеющиеся резервы». Так же будет происходить и на этот раз.
Однако авторитетные российские эксперты не раз указывали на существенное различие двух российских кризисов. В 2008-2009 годах кризис носил глобальный характер и был недолговременным, мировые цены на нефть уже весной 2009 года уверенно пошли вверх. Сейчас этого ничто не предвещает. Нынешнее падение цен на нефть так сильно ударило по России в силу того, что ее экономика уже на протяжении двух лет находилась в определяемой структурными факторами стагнации, а с лета 2014 года была дополнительно существенно ослаблена финансово-экономическими санкциями. Поэтому уповать на антикризисные рецепты шестилетней давности довольно опрометчиво.
Никаких структурных реформ в правительственном плане не предусматривается, он не об этом. В основном речь идет о мерах по перераспределению бюджета и использованию резервных фондов, чтобы купировать по мере их появления наиболее опасные в экономическом и социальном плане очаги кризиса. Принципиального изменения внешнеполитического курса ожидать не приходится. Значит, доступа к дешевому зарубежному капиталу, возможностей для внешнего долгового финансирования по-прежнему не будет. Не реально ждать и качественного изменения институциональной среды для стимулирования предпринимательской уверенности и внутренних инвестиций. Отсюда напрашивается вывод, что кризис будет длиться долго, сопровождаясь банкротствами финансовых учреждений, сокращением производства в ориентированных на внутреннего потребителя отраслях, ростом безработицы и общим ухудшением социального климата.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.