Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

23.01.2015 | Александр Ивахник

С верой в ручное управление

21 января на совещании главы государства с руководством кабинета министров обсуждался разработанный Минэкономики правительственный «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Любопытно, что на совещании слово «кризис» не упоминалось, хотя всё содержание разговора не оставляло сомнений: речь шла именно об антикризисном плане, который в предыдущие дни активно дебатировался в различных кабинетах Белого дома. Владимир Путин в общем и целом план одобрил, так что теперь у правительства есть легитимная основа для дальнейших практических действий.

На совещании главные контуры антикризисного плана представил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но прежде глава Минэкономики Алексей Улюкаев дал оценку текущего состояния российской экономики. Он отметил, что сохраняются факторы риска: низкая конъюнктура мировых товарных рынков, прежде всего нефтяного, санкционная система, к которой добавились сейчас риски, связанные с существенным снижением национальных рейтингов международными агентствами. С другой стороны, на его взгляд, наметились элементы некоторой стабилизации ситуации. Однако эта стабилизация происходит на том уровне, который весьма негативен, некомфортен как для российских производителей, так и для населения. И, прежде всего, это проявляется в высоком уровне инфляции, особенно продовольственной. Заканчивая свое крайне амбивалентное изложение, глава Минэкономики резюмировал: «Похоже, что мы нащупали, так сказать, нижние границы тех рисков, с которыми столкнулись в конце прошлого года. Проявлять себя стали адаптивные возможности российских предприятий и отраслей. И это то сочетание вызовов, на котором мы и формировали свое предложение по мерам стабилизации социальной сферы, по мерам обеспечения экономического развития».

Похоже, явная неоднозначность, зыбкость оценки сегодняшней ситуации наложила отпечаток и на очертания правительственного антикризисного плана. Представляя его, Игорь Шувалов подчеркивал, что план еще не окончательный, что он будет дорабатываться и дополняться. В частности, это будет связано с новым прогнозом социально-экономического развития страны (очевидно, на основе прогноза новой средней цены на нефть), который должно подготовить Минэкономики к 1 февраля. Исходя из этого прогноза, к концу февраля предполагается подготовить поправки к федеральному закону о бюджете на 2015 год. Вице-премьер Аркадий Дворкович на Давосском форуме в тот же день говорил, что, вероятно, расходы бюджета будут снижены на 10-15%.

Насколько можно судить, основное внимание в своем антикризисном плане правительство уделило мерам по обеспечению финансовой стабильности и поддержке банковско-финансового сектора. По словам Шувалова, 23 января совет директоров Агентства по страхованию вкладов примет решение по критериям отбора конкретных банков, которые войдут в программу распределения 1 трлн. рублей через выпуск ОФЗ, направленную на докапитализацию банковской системы. При этом будут определены жесткие критерии отбора: банки должны обладать способностью обеспечить кредитование российской экономики, увеличив имеющийся кредитный портфель. Также было принято решение о докапитализации банков с государственным участием и особо важных банков на 250 млрд. рублей из средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, в рамках отдельной программы Банк России за счет своего капитала будет работать вместе с АСВ по санации банкового сектора.

По блоку поддержки отдельных отраслей экономики Шувалов назвал несколько наиболее важных мер. Для сельхозсектора предусматривается дополнительно выделение до 50 млрд. рублей и возможность перераспределения средств внутри имеющейся государственной программы, для промышленного сектора – дополнительно 20 млрд. рублей и также возможность перераспределения средств. Кроме того, предлагаются дополнительные расходы из федерального бюджета на программу поддержки экспорта и сельхозпроизводителей, и промышленности. Наконец, Минэкономики считает необходимым предпринять специальные меры по активизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, для чего нужно изменить подходы к налогообложению и дать субъектам РФ право принимать решения о понижении налогового бремени для этого сектора. Правда, что будет стимулировать регионы еще больше урезать доходные статьи своих тощих бюджетов, ясно не стало.

В сфере социальной поддержки населения первый вице-премьер выделил в качестве наиболее важных вопросов индексацию пенсий и социальных пособий. Правительство предлагает в настоящий момент не индексировать больше, чем это предусмотрено федеральным законом в 2014 году, т.е. только на уровень инфляции по итогам прошедшего года. Известно, что из плана было исключено предложение социального блока правительства по индексации пенсий в середине 2015 года по фактической инфляции (примерно на 200 млрд. рублей). «Возможностей большей индексации пока в настоящий момент мы не видим», – отметил Шувалов. Зато в той же сфере социальной поддержки в связи с подорожанием импортных лекарств было согласовано 16 млрд. рублей дополнительных ассигнований в рамках программы обеспечения населения лекарственными средствами.

Игорь Шувалов сообщил на совещании, что в целом по антикризисному плану необходимо профинансировать мероприятий на 1 трлн. 375 млрд. рублей (эта сумма не включает 1 трлн. рублей на докапитализацию банковской системы за счет ОФЗ). При этом он подчеркнул, что эти деньги – не всегда прямые расходы федерального бюджета. Часть предусматривает дополнительные выделения государственных гарантий, часть – средства ФНБ. По данным «Коммерсанта», самые дорогостоящие пункты плана – 300 млрд. руб. средств ФНБ ВЭБу, в том числе в целях санирования проблемных системообразующих предприятий, и 250 млрд. руб. на докапитализацию системных банков. Сумма новых трансфертов регионам сократилась с 250 млрд. до 160 млрд. руб.

В своем выступлении первый вице-премьер представил целый ряд механизмов ручного управления, которые будут заниматься реализацией антикризисных мероприятий. На федеральном уровне будет обновлен состав правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в нее войдут представители обеих палат Федерального Собрания. Эта комиссия должна взаимодействовать с федеральными и региональными органами, чтобы составлять надлежащие планы антикризисного управления и добиваться их исполнения. Комиссия будет работать, собираясь не реже одного раза в 10 дней. Глава правительства по отдельным отраслям экономики и поддержки населения будет проводить совещания не реже одного раза в две недели. В аппарате правительства создана специальная мониторинговая группа за состоянием отраслей экономики и социальной сферы. Эта группа будет работать в ежедневном режиме, для того чтобы собирать и обобщать информацию, которая имеется в стране, и представлять ее на заседания правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Кроме того, в правительстве оформлены поручения субъектам Федерации, в соответствии с которыми все они разработают свои планы реагирования и создадут антикризисные комиссии, которые должны начать работу к 16 февраля.

Совершенно очевидно, что при подготовке своего нынешнего плана правительство ориентировалось на арсенал антикризисных мер, которые осуществлялись в 2008-2009 годах, когда кабинет министров возглавлял Владимир Путин. Собственно, сам Путин на совещании отметил: «Это не первая ситуация подобного рода, которую мы проходим: в 2008–2009-м мы это проходили. И тогда тоже кризис пришел извне... Сейчас тоже, по сути, одна из главных причин ситуации в экономике – это ситуация на внешних, в данном случае сырьевых, рынках, что на нас серьезным образом отражается». Что касается эффекта санкций, то, на взгляд президента, этот фактор не вносит принципиальной новизны: «в условиях кризиса 2008 года желающих предоставлять кредиты российским финансовым учреждениям тоже что-то я не припомню». Путин подчеркнул, что тогда проблемы кризиса решались в России «исключительно собственными средствами, прежде всего опираясь на наши институты развития и имеющиеся резервы». Так же будет происходить и на этот раз.

Однако авторитетные российские эксперты не раз указывали на существенное различие двух российских кризисов. В 2008-2009 годах кризис носил глобальный характер и был недолговременным, мировые цены на нефть уже весной 2009 года уверенно пошли вверх. Сейчас этого ничто не предвещает. Нынешнее падение цен на нефть так сильно ударило по России в силу того, что ее экономика уже на протяжении двух лет находилась в определяемой структурными факторами стагнации, а с лета 2014 года была дополнительно существенно ослаблена финансово-экономическими санкциями. Поэтому уповать на антикризисные рецепты шестилетней давности довольно опрометчиво.

Никаких структурных реформ в правительственном плане не предусматривается, он не об этом. В основном речь идет о мерах по перераспределению бюджета и использованию резервных фондов, чтобы купировать по мере их появления наиболее опасные в экономическом и социальном плане очаги кризиса. Принципиального изменения внешнеполитического курса ожидать не приходится. Значит, доступа к дешевому зарубежному капиталу, возможностей для внешнего долгового финансирования по-прежнему не будет. Не реально ждать и качественного изменения институциональной среды для стимулирования предпринимательской уверенности и внутренних инвестиций. Отсюда напрашивается вывод, что кризис будет длиться долго, сопровождаясь банкротствами финансовых учреждений, сокращением производства в ориентированных на внутреннего потребителя отраслях, ростом безработицы и общим ухудшением социального климата.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net