Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.02.2015 | Александр Ивахник
В попытке укрыться от 20-ой статьи
Инициатива основанного Алексеем Навальным Фонда борьбы с коррупцией об уголовном преследовании чиновников за «незаконное обогащение» вышла на уровень правительства. 9 февраля ее рассматривала в Белом доме экспертная рабочая группа под руководством министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова. Правда, самого Алексея Навального к участию в обсуждении не допустили, а на заседании не оказалось кворума, чтобы принять определенное решение.
Как известно, в начале декабря 2013 года антикоррупционная инициатива ФБК в виде интернет-петиции набрала свыше 100 тыс. подписей на портале «Российская общественная инициатива», а значит, в соответствии с майскими указами президента, подлежала обязательному рассмотрению в специальной экспертной группе «Открытого правительства» на предмет того, заслуживает ли она внесения в Госдуму в качестве законопроекта. Инициатива Навального и его коллег по ФБК предусматривает распространение на Россию действия статьи 20 Конвенции ООН против коррупции и введение в Уголовный кодекс нового состава преступления «незаконное обогащение» в отношении чиновников, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах. Под незаконным обогащением подразумевается «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». В пояснительной записке ФБК к петиции отмечается, что статья УК «Незаконное обогащение» в зависимости от размеров превышения расходов над доходами должна предусматривать наказание от запрета на работу в государственных органах на определенный срок до лишения свободы на срок до 7 лет.
Хотя обсуждение инициативы Фонда борьбы с коррупцией и велось в структуре «Открытого правительства», структура эта оказалась не совсем открытой. От ФБК из заявленных четырех человек к участию в заседании был допущен лишь нынешний директор фонда Роман Рубанов. Не смогли попасть на обсуждение и журналисты, не входящие в правительственный пул. Впрочем, ход дискуссии можно было предвидеть заранее. Как сообщил «Коммерсант», еще накануне стало известно о том, что Управление президента по вопросам противодействия коррупции, Минюст и МВД направили в Белый дом отрицательные отзывы на инициативу, собравшую необходимое число подписей общественности.
В ходе заседания рабочей группы замначальника Управления по вопросам противодействия коррупции Валентин Михайлов заявил, что Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции полностью, она действует без каких-либо оговорок и изъятий, просто ст. 20 Конвенции реализуется у нас «иными средствами». Действительно, в России принят закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Однако этот закон предусматривает для чиновника, расходы которого за три года без видимых оснований превысили его доходы, лишь увольнение с занимаемой должности и административное обращение в доход государства разницы между доходами и расходами. А статья 20 Конвенции ООН предлагает введение уголовной ответственности за незаконное обогащение. С точки зрения Михайлова, при распространении Уголовного кодекса на преступления такого характера будет сложно ответить на вопрос, что считать местом и временем совершения преступления, как определять срок его давности.
В том же духе высказался представитель Минюста Михаил Виноградов. Он также подчеркнул, что Конвенция ООН ратифицирована Россией в полном объеме, а «механизм контроля за доходами уже предусмотрен законодательством». Виноградов отметил, что статья 20 уже реализована в российском Гражданском кодексе. Реализация же инициативы ФБК приведет к ряду проблем конституционного права, связанных с понятием презумпции невиновности. На его взгляд, содержащиеся в интернет-петиции предложения обязать чиновников включать в декларации сведения о доходах и расходах своих совершеннолетних детей и отчитываться о доходах и расходах перед бывшим работодателем в течение трех лет после увольнения являются избыточными и нарушающими права человека.
Если представители администрации президента и Минюста оперировали юридическими аргументами, то замминистра внутренних дел Игорь Зубов обратил внимание на политическую опасность увлечения борьбой с коррупцией. «Все цветные революции во всех странах начинались под лозунгом борьбы с коррупцией», – заявил Зубов. И вообще говоря, он прав, правда, выводы из этого можно делать разные. Замглавы МВД, ссылаясь на данные социологов, высказал мнение, что проблема коррупции сейчас не слишком актуальна в глазах россиян. Но как жители страны по мере углубления экономического кризиса и ухудшения собственного положения будут реагировать на вопиющие проявления обогащения «слуг народа» – вопрос отнюдь не однозначный.
Подводя итог дискуссии, министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов проявил гибкость. Он согласился с тем, что формулировки собравшей подписи инициативы «не соответствуют основам правовой системы» России, но в то же время отметил, что ее отклонение будет воспринято обществом как укрывательство коррупционеров. Абызов призвал находить форматы работы с инициативами, которые позволят не ставить крест на них из-за неудачных формулировок, и предложил создать рабочую группу с депутатами Госдумы и с участием авторов инициативы, чтобы выработать предложения по законодательным актам, направленным на усиление ответственности чиновников за коррупционные деяния. Надо признать, это классический бюрократический прием, чтобы «замылить» вопрос. Тем более если вспомнить, что в Госдуме с 2010 года без движения лежит законопроект КПРФ, очень похожий на инициативу ФБК.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.