Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.02.2015 | Сергей Слободчук

Военно-полевой Порошенко

Тема введения военного положения в Украине постоянно всплывает - в связке с очередным обострением войны на Донбассе и новыми раундами переговоров по мирному урегулированию. Президент Петр Порошенко, секретарь СНБО Александр Турчинов и несть числа политиков рангом поменьше уже неоднократно грозили / призывали ввести военное положение, однако так и не перешли от слов к делу. Какие «подводные камни» есть на пути такого решения?

Простое чтение информационных лент показывает, что украинские политики активизируют тему военного положения в оперативной близости от очередного раунда переговоров по Донбассу. Или в связи с очередным обострением военных действий. Например, за последнее время украинский президент озвучивал заявления в стиле «Если мир не наступит, по всей Украине будет объявлено военное положение» 11 и 14 февраля этого года, связывая с переговорами в Минске и договоренностями о прекращении огня.

Поэтому немудрено, что обещания ввести военное положение в Украине за последние месяцы превратились в сериал. К примеру, перед Новым годом Порошенко обещал ввести военное положение, если произойдет срыв мирного процесса. «Если произойдет выход из мирного процесса и развязывания или продолжения полномасштабной военной агрессии, могу вам обещать, что военное положение будет введено немедленно», - пообещал Порошенко 29 декабря 2014 года. Тогда президент Украины конкретизировал: «Военное положение будет введено немедленно моим указом, решение СНБО будет передано в Верховную Раду, как только произойдут первые наступательные операции на линии соприкосновения. Никто не будет сомневаться ни одной минуты». «В случае, если мирный формат не даст результата, у нас не будет другой альтернативы», - заявлял секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов вечером 26 декабря.

Предложения ввести военное положение зазвучали со стороны ряда народных депутатов от партии «Блок Петра Порошенко» в связи с неутихающими боями в районе Дебальцево. К примеру, парламентарий Вадим Денисенко (до начала политической карьеры - журналист) 18 февраля, комментируя ситуацию вокруг Дебальцево и на Юго-Востоке в целом, заявил, что другого выхода просто нет. «Путин… когда подписывал Минские соглашения-2, знал, что не собирался их выполнять. Его логика — это уничтожение Украины как государства… Президент Украины Петр Порошенко и лидеры европейских стран хотели заморозить конфликт и создать хотя бы какую-то линию границы. Но Путина не устраивает любая линия границы. Поэтому сегодня другого варианта, кроме как воевать, — нет». «Единственное, что нам осталось сделать, — это объявить войну», — резюмировал политик.

Суть военного положения – это передача дополнительных полномочий военной вертикали во главе с президентом как Верховным главнокомандующим за счет ограничения прав граждан, политических партий, коммерческих компаний, других органов власти etc. Продуктовые карточки с нормами потребления на каждого человека, объявление массовой мобилизации, режим комендантского часа, запрет политических партий, общественных организаций, СМИ, право изымать автомобили и другое имущество для нужд обороны, расселять солдат по частным квартирам etc – вот краткий список полномочий, которые военное командование получает в таком случае. Согласно закону «О правовом режиме военного положения», президент подписывает указ о введении такого правового режима, но его указ требует утверждения со стороны Верховной Рады (как минимум, 226 голосов «за»). Так как Украина в свое время присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах, то правящая администрация сразу же после введения военного положения должна проинформировать генерального секретаря ООН, чтобы генсек в свою очередь проинформировал все страны-члены ООН.

Но есть одна загвоздка, серьезно остужающая пыл президента Порошенко как ключевой фигуры в объявлении военного положения. Дело в том, что, если украинский президент подпишет указ о военном положении, то, согласно международному праву, Порошенко должен будет пояснить свои мотивы. Логика такова: военное положение вводится в случае войны. А война – это боевые действия одного государства против другого. Поэтому администрация Порошенко должна будет указать в тексте, в ответ на действия какого государства Украина объявляет войну. То есть, по сути, официально объявить войну Российской Федерации. А, если руководствоваться принципами международного права, то первым объявляет войну агрессор.

И, в завершение, с учетом украинских реалий, режим военного положения серьезно усилит позиции секретаря СНБО Турчинова, в то время как Порошенко останутся по большей части полномочия подписывать то или иное решение, подготовленное Советом национальной безопасности и обороны. Дело в том, что под конец декабря 2014 года Верховная Рада большинством голосов поддержала, а президент Петр Порошенко подписал новую версию закона «О Совете национальной безопасности и обороны». А новая редакция серьезно перераспределяет полномочия от президента и премьер-министра к секретарю СНБО. Понятно, что администрация Петра Порошенко и соратники украинского президента учитывают вариант, когда в итоге введения военного положения усилятся позиции конкурента.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net