Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

31.03.2015 | Александр Ивахник

Ислам Каримов не готов расставаться с властью

В январе в Конституцию Узбекистана были внесены изменения, согласно которым часть полномочий президента перешла правительству и парламенту, а президентский срок был сокращен с 7 до 5 лет. Это вызвало к жизни предположения о том, что 77-летний Ислам Каримов, правящий Узбекистаном с 1989 года (когда он стал первым секретарем ЦК Компартии республики), наконец, решил отходить от дел и передать власть пока неизвестному преемнику. Однако чуть позже было объявлено, что основатель узбекской государственности, жесткий диктатор внутри страны и проводник независимого курса в международных делах выдвигается на новый президентский срок.

Президентские выборы состоялись 29 марта. Как принято в Узбекистане, в них приняло участие более 90% избирателей, а Ислам Каримов получил 90,39% голосов. Естественно, электоральная конкуренция носила чисто декоративный характер. Непартийные кандидаты в Узбекистане не имеют права участвовать в выборах, оппозиционные партии вытеснены с легального поля, а действующие партии являются чисто формальными структурами. Каримов, как и в 2007 году, был выдвинут Движением предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партией Узбекистана. В спарринг-партнеры ему подобрали трех бывших чиновников среднего ранга: Хатамжона Кетмонова от Народно-демократической партии, Акмала Саидова от Демократической партии «Национальное возрождение» и Наримона Умарова от Социал-демократической партии «Справедливость», которые всячески воздерживались от критики действующего президента и получили по 2-3% голосов.

Конечно, подобное не могло понравиться европейским ревнителям демократических процедур. Миссия наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ выступила с критикой выборов главы Узбекистана за отсутствие политической конкуренции. Надо заметить, что ОБСЕ уже давно критикует Узбекистан с его жестким авторитарным режимом за пренебрежение демократическими стандартами и нарушения прав человека. Позиция американцев заметно терпимее. США резко критиковали узбекские власти за жестокое подавление массовых волнений в Андижане в 2005 году и даже ввели экономические санкции. Но обманутые надежды на революции «арабской весны», обернувшиеся геополитическим хаосом на Ближнем Востоке, диктуют современному Вашингтону следование «реальной политике». Приоритетом для США в примыкающей к Афганистану Центральной Азии и особенно в Узбекистане как крупнейшей по населению стране региона является сохранение стабильности и недопущение прихода к власти воинственных исламистов. К тому же в американской администрации ценят, что Ислам Каримов старательно избегает действий, которые могли бы вовлечь страну в фарватер российской политики. В марте, незадолго до выборов, Вашингтон устами представителя Госдепа заявил, что готов работать с любым лидером Узбекистана. А еще раньше, в январе, стало известно, что США решили в ближайшие месяцы передать в дар Узбекистану более трехсот современных боевых машин: 308 единиц колесных бронемашин с усиленной противоминной защитой (MRAP) и 20 единиц бронированных ремонтно-эвакуационных транспортных средств.

Для Москвы Ташкент традиционно является проблемным партнером. Узбекистан входит в СНГ и Шанхайскую организацию сотрудничества, но ряды оборонного союза – Организации Договора о коллективной безопасности – он в 2012 году покинул. На протяжении последних лет, когда активизировалась тема экономической интеграции на постсоветском пространстве, Каримов старательно уходил от каких-либо обещаний относительно перспектив присоединения Узбекистана к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу. В своей предвыборной программе он назвал недопустимым «присоединение к каким-либо военным блокам, размещение на территории Узбекистана иностранных военных баз и пребывание наших военнослужащих за пределами страны».

Тем не менее, Кремль рассматривает Ислама Каримова в качестве пусть и неудобного, но единственно возможного гаранта стабильности узбекского режима и двусторонних отношений. В декабре 2014 года в ходе визита президента Владимира Путина в Ташкент была достигнута договоренность о списании Россией львиной доли долга Узбекистана – более 850 млн. долларов. Это может способствовать расширению торгово-экономического и военно-технического сотрудничества между двумя странами. После президентских выборов в Узбекистане Путин стал одним из первых среди глав государств, кто поздравил Каримова с победой. «Президент России подчеркнул большой личный вклад президента Узбекистана в укрепление отношений союзничества и стратегического партнерства между двумя странами и выразил надежду на продолжение диалога», – говорится в сообщении на сайте Кремля. И, конечно, наблюдатели от России и СНГ оценили выборы как открытые, свободные и полностью соответствующие общепризнанным демократическим нормам.

Что может ожидать Узбекистан в течение нового президентского срока патриарха узбекской политики? Эксперты сходятся в том, что за годы своего правления Ислам Каримов сумел построить сильный и устойчивый режим. Радикалы-исламисты загнаны в подполье. Оппозиционные лидеры сидят в тюрьмах или эмигрировали. Разгромлена даже бизнес-империя чересчур много возомнившей о себе дочери Каримова Гульнары. Рост ВВП страны, несмотря на значительно обострившиеся из-за снижения цен на энергоносители экономические проблемы, прогнозируется в 2015 году на уровне 7%. Проблема, однако, в том, что устойчивость узбекского режима в огромной степени держится на непререкаемом авторитете самого Каримова. А президент не просто стар. Появляется все больше признаков плохого состояния его здоровья. Во время предвыборной кампании в январе – феврале Каримов три недели не показывался на публике, исчез с экранов телевизора, что породило волну слухов и беспокойства как в элитах, так и среди простого населения.

В таких обстоятельствах есть объективная потребность в том, чтобы президент определился с выбором преемника и постепенно утверждал его в этом качестве во внутриэлитных отношениях и в общественном мнении. Однако этой потребности могут противоречить привычка Каримова к единоличной власти, неспособность перешагнуть через личные амбиции. В такой сложной стране, как Узбекистан, со множеством межрегиональных, национальных и социальных противоречий, с реальной угрозой исламистского экстремизма, затягивание этого вопроса до последнего несет риск того, что внезапный уход лидера приведет к радикальной дестабилизации режима.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net