Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

26.10.2015 | Светлана Самойлова

«Трансаэро»: резкие повороты сюжета

Ситуация вокруг компании «Трансаэро» развивается драматически. 20 октября стало известно, что совладелец авиакомпании S7 («Сибирь») Владислав Филев подписал соглашение о покупке у Александра Плешакова не менее 51% акций «Трансаэро». После этого Росавиация в спешном порядке аннулировала сертификат эксплуатанта с 26 октября. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что «Трансаэро» уйдет с рынка, а ее маршруты «получат другие авиаперевозчики». Он не исключил уголовных дел в отношении деятельности компании. Одновременно «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил, что на заочном заседании совет директоров «Трансаэро» выбрал нового гендиректора авиакомпании: вместо Сапрыкина главой проблемного перевозчика стал заместитель летного директора компании, действующий пилот Валерий Зайцев. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев смену гендиректора не признал законной.

Сумма сделки между Филевым и Плешаковым не раскрывается, но, по словам последнего, цена пакета составила «существенно больше одного рубля», предполагавшегося в рамках несостоявшейся сделки с «Аэрофлотом». Согласно списку аффилированных лиц «Трансаэро» на 30 сентября, Александру Плешакову принадлежало 46,55% акций авиакомпании, но председатель совета директоров «Трансаэро» Ольга Плешакова 29 сентября говорила РБК, что накануне неудавшейся сделки с «Аэрофлотом» Александр Плешаков консолидировал чуть меньше 60% акций компании. Проблема консолидации пакета акций была одной из ключевых, сорвавших сделку с «Аэрофлотом», который должен был получить по решению правительства 75% акций за символический рубль.

Плешаков аргументировал свое решение тем, что выступает против монополизации рынка и в защите интересов кредиторов, которые могли потерять свои деньги в случае банкротства. Владислав Филев сообщил РБК, что у акционеров S7 «есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро». Ранее иски о банкротстве «Трансаэро» подали Сбербанк и Альфа-банк.

Среди кредиторов, вероятно, нет однозначного отношения к сделке. «Хорошо все, что не приведет к банкротству авиакомпании. Так что эта сделка — радостная весть для Промсвязьбанка», — сказал РБК первый зампред правления Промсвязьбанка Владимир Яшин. Долг «Трансаэро» Промсвязьбанку составляет 7,5 млрд руб., в залоге у банка также находится четыре самолета авиаперевозчика. Председатель правления Абсолют банка (долг «Трансаэро» перед банком, по данным источников РБК, составляет 2,7 млрд руб.) Андрей Дегтярев сказал РБК, что «приветствует сделку». Альфа-банк поддерживает сделку с Филевым, так как немного повышается «шанс вернуть хоть часть своих денег», сказал сотрудник банка (однако официально Альфа-банк по этому вопросу не высказывался). Но государственные банки – как и Альфа, являющиеся ключевыми кредиторами – свою позицию не обозначили.

Сразу после объявления о сделке Росавиация отобрала у «Трансаэро» сертификат эксплуатанта с 26 октября. Компания не может обслуживать долги и финансировать текущую деятельность, нарушает п. 19 (соответствие персонала квалификационным требованиям) и п. 24 (проверка собственной деятельности аттестованными инспекторами) Федеральных авиационных правил (ФАП), не обеспечивает 100%-ную расшифровку черных ящиков и не проводит заседания комитета по безопасности, объяснил Нерадько. Аннулированный сертификат, по его словам, возврату не подлежит. Вслед за этим Минтранс сообщил о выдаче «Аэрофлоту» годичных допусков на 56 международных маршрутов «Трансаэро».

Нерадько заявил, что в Росавиацию не поступало информации о сделке с Филевым. О ней не знали ни Минтранс, ни правительство, плана Филева по спасению никто не видел, говорил «Ведомостям» другой чиновник. Однако один из кредиторов заявил «Ведомостям», что государство знало о плане спасения «Трансаэро». 16 октября представители банков обсуждали эту схему в департаменте гражданской авиации Минтранса. «Нам дали понять, что Минтранс занимает нейтральную позицию, спасение поддерживает», – продолжает банкир. Представитель Минтранса факт встречи подтвердил. «Стадия переговоров только начинается», – надеется банкир. Судьба «Трансаэро» еще не решена, соглашается менеджер другого частного банка-кредитора.

Источники же «Коммерсанта» уверяют, что для чиновников и «Аэрофлота», управляющего авиакомпанией и вывозящего пассажиров, сделка стала полной неожиданностью. Источники газеты в банках-кредиторах считают, что «основной драйвер» сделки с «Сибирью» - владелец банка МФК (кредитор «Трансаэро») Михаил Прохоров, который ранее выступал против банкротства авиакомпании. Но, по словам собеседников «Коммерсанта», пока документ о сделке не формализован, а окончательное решение должно быть одобрено «сверху». По словам одного из собеседников «Ъ», небольшие кредиторы по-прежнему считают, что компанию нужно спасать, иначе в балансе банков возникнет дефицит (особенно с учетом того, что у ряда из них резерв по плохим активам не выше 20-30%), но крупные банки поддерживают банкротство. Другой источник в отрасли говорит, что сделка с участием «Сибири» могла бы обеспечить хотя бы банкротство «в контролируемом режиме», однако возникали риски отказа «Аэрофлота» и дальше решать проблемы пассажиров «Трансаэро». Сам Филев в интервью «Коммерсанту» заявил, что его союзником мог бы стать глава «Ростеха» Сергей Чемезов, «который всегда говорил о том, что в стране должно быть несколько крупных авиакомпаний» (однако об участии Чемезова в этом проекте ничего неизвестно).

23 октября стало ясно, что правительственные ведомства поддерживают в этом споре «Аэрофлот». Это фактически дал понять первый вице-премьер Игорь Шувалов. А министр транспорта Максим Соколов заявил, что лицензия авиакомпании «Трансаэро» аннулирована навсегда, отметив при этом, что без вмешательства в ситуацию властей и «Аэрофлота» произошли бы массовые задержки рейсов. «Некие силы хотят половить рыбку в мутной воде, как у нас говорят. Говорят, «а давайте вернем ситуацию на два месяца назад», но этот самолет уже не взлетит, и не взлетит никогда. Потому что лицензия аннулируется, аннулируется раз и навсегда. Она не приостановлена, она аннулирована», - цитирует Соколова ТАСС. «Иные решения, кроме серьезного государственного вмешательства и операционного управления «Аэрофлота», привели бы к краху безусловному в наших аэропортах, к массовым задержкам рейсов», - сказал министр.Впервые за многие годы крупный бизнес (фактически речь идет о коалиции Прохорова и Филева) попытался перехватить инициативу у правительства в решении вопроса о судьбе крупной компании. При этом конфликт становится комплексным: фактически речь идет о стремлении получить контроль над компанией вопреки позиции политических властей и крупных кредиторов с целью создания второй по значению авиакомпании в стране и защиты интересов менее крупных кредиторов, для которых крах «Трансаэро» может стать сильным ударом. В итоге вести компанию к банкротству будет намного сложнее. Впервые также за многие годы решение правительства подвергается острой концептуальной критике со стороны крупнейшего предпринимателя – Михаила Прохорова.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net