Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.12.2015 | Сергей Маркедонов
В Россию без визы?
Сегодня отношения между Россией и Грузией нечасто оказываются в фокусе экспертного и журналистского внимания. По большей части о них пишут в привязке к абхазским и югоосетинским сюжетам, будь то бордеризация, договоры с Россией и возможное изменение статуса двух частично признанных республик (особенно Южной Осетии).
Однако 17 декабря 2015 года в ходе «большой пресс-конференции» президента РФ Владимира Путина среди обсуждаемых тем были и перспективы российско-грузинских отношений. Отвечая на вопрос журналистки телекомпании «Маэстро» Тамары Гоциридзе, глава Российского государства коротко представил свое видение проблемы. С точки зрения Путина, основная ответственность за «пятидневную войну» августа 2008 года лежит на команде третьего грузинского президента Михаила Саакашвили, принявшей «авантюристические решения, которые привели к территориальному развалу Грузии».
Российский лидер не удержался от оценок украинского этапа политической деятельности своего давнего оппонента. По его словам, приглашение Саакашвили на Украину - это «плевок в лицо» народу этой страны. Что же касается российско-грузинской нормализации, провозглашенной осенью 2012 года после победы на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта», то, с точки зрения Путина позитивные сигналы из Тбилиси «принимаются» Москвой. «Обратите внимание, две трети виноматериалов и вина Грузии, две трети от экспортного объема поступают именно на российский рынок, а не куда-то там, в дальнее зарубежье»,- констатировал президент РФ.
Коснулся Путин и урегулирования двух этнополитических конфликтов, подчеркнув, что их перспективы следует искать в двусторонних контактах Тбилиси с Сухуми и с Цхинвали. Позиция не новая. Она звучит и в ходе «женевских консультаций», где представители РФ настаивают на заключении договоров о неприменении силы без участия Москвы, так как не рассматривают Россию, как сторону конфликтов. О мнении народа, как о решающем факторе в определении будущего статуса Южной Осетии, Путин и ранее говорил, отвечая на вопросы о возможном присоединении этой республики к РФ.
С одной стороны, в словах президента РФ есть определенная доля лукавства. Москва 26 августа 2008 года признала независимость Абхазии и Южной Осетии и в Концепции внешней политики (2013) она официально призывает другие страны признать «новые геополитические реалии в Закавказье. Признание - это не просто некий демонстрационный акт, но и государственные обязательства, подтвержденные, среди прочего и двусторонними договорами по широкому спектру проблем экономики, безопасности, гуманитарного сотрудничества.
Но с другой стороны, следует понимать, что проблемы Абхазии и Южной Осетии несводимы исключительно к «руке Кремля». И к слову сказать, действия этой «руки» неоднократно менялись в прошлом (особенно на абхазском направлении), что не сделало и власти, и жителей непризнанных образований ближе к Грузии. И сегодня иллюзий быть не должно. Если бы Москва вдруг в одночасье решила по каким-то причинам прекратить поддержку Сухуми и Цхинвали, это не означало бы автоматического «восстановления территориальной целостности» Грузии. Как справедливо замечал один из грузинских министров (в недавнем прошлом эксперт и правозащитник) Паата Закареишвили, «Абхазия в составе независимой Грузии не была, и единственный опыт нахождения в одном государстве — это Советский Союз, другого опыта у нас нет. Что было при царе Давиде Строителе, я не знаю». И в этом смысле у абхазов и осетин роль никак не меньшая, чем у Российского государства.
Но, пожалуй, самым важным местом в ответе Владимира Путина на вопрос журналистки «Маэстро» были слова о возможной отмене визового режима для граждан Грузии. Почему важны именно они? Прежде всего, потому, что в отличие от воспоминаний о недавнем прошлом и личностных оценок тех или иных грузинских политиков, проблема виз является актуальным социально-политическим сюжетом, решение которого может серьезно повлиять и на перспективы отношений между Москвой и Тбилиси, и на умонастроения грузинских избирателей. Российский лидер заявил по этому поводу следующее: «Да, мы думаем, мы готовы отменить визовый режим с Грузией».
После того, как путинский комментарий стал достоянием СМИ, его высказывание многие журналисты стали интерпретировать едва ли не как сенсацию. Между тем, президент РФ не первый раз обращается к данной проблеме. Так 19 декабря 2013 года в ходе другой своей «большой пресс-конференции» Путин уже говорил, что считает возможным отмену въездных виз для граждан Грузии. Тогда, глава Российского государства говорил, что вопрос требует детального изучения на экспертном уровне. Прошло два года, и, похоже, другие проблемы (Украина, Ближний Восток) отодвинули проблему российско-грузинской нормализации. В итоге экспертное обсуждение (а оно велось на разных площадках) так и не привело к конкретным управленческим решениям. При этом российские дипломаты (включая и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова), комментируя данный сюжет, оценивали перспективы визовой либерализации скептически. С их точки зрения, отсутствие дипотношений делает невозможным ставить вопрос о визах на первый план. Словом, будут восстановлены дипотношения, будет поставлена в повестку дня и визовая проблема.
И хотя сегодня вопрос об отмене виз, как правило, рассматривается в привязке к событиям «пятидневной войны», он имеет более длительную предысторию. Визовый режим был введен по российской инициативе еще в 2000 году. Тогда он был детерминирован проблемами безопасности Северного Кавказа. С началом второй российской кампании в Чечне в 1999 году Грузия открыла границы для приема беженцев из Чечни. Однако помимо беженцев на ее территории в Панкисском ущелье нашли пристанище и боевые группы чеченских сепаратистов (например, известный полевой командир Руслан Гелаев, отметившийся впоследствии рейдом на Абхазию). Поскольку после «революции роз» и прихода к власти Саакашвили двусторонние отношения заметно ухудшились (вплоть до разрыва дипломатических связей), возвращение к ситуации до 2000 года не произошло.
Однако в октябре 2010 года грузинские власти сначала в одностороннем порядке сняли ограничения для российских граждан - выходцев из республик Северного Кавказа. В июле же 2011 года уже все россияне получили право получать визы только при пересечении границы. И, наконец, зимой 2012 года всем гражданам РФ вне зависимости от места их внутренней регистрации предоставили возможность въезжать в Грузию без виз (только по штампу пограничной службы в паспорте). В действиях грузинских властей 2010-2011 гг. были свои резоны. Официальный Тбилиси пытался активизировать контакты с северокавказскими националистическими движениями и противопоставить Северный Кавказ большой России. Но впоследствии на первый план вышли другие соображения. Грузинские власти пытались сохранить – присутствие российского бизнеса в стране (а также привлечь туристов). Если же говорить о подходах со стороны РФ, то фактически единственной ответной мерой на визовом направлении стало упрощение процедуры въезда в страну для водителей, следующих в Россию по Военно-грузинской дороге в начале прошлого года.
Непраздный вопрос, почему именно под занавес 2015 года Владимир Путин вспомнил про возможную отмену виз? К слову сказать, его комментарии уже получили позитивные отклики из Тбилиси. Во-первых, сам процесс нормализации, запущенный в 2012 году, имеет свою внутреннюю логику. И ему нужны новые импульсы, поскольку риторический этап его давно уже пройден. Вероятно, Путин решил, что его чиновники слишком медлят с поиском и продвижением этих импульсов. Вот и приходится предлагать их самому в ручном режиме.
Во-вторых, в настоящее время в Грузии накопилось немало свидетельств того, что прозападный курс политического истеблишмента теряет свой былой блеск и привлекательность. Конечно, это не означает тотальной смены вех и скорой победы «пророссийского выбора». Однако весной нынешнего года Национальный демократический институт (финансируемый Шведским агентством международного развития и сотрудничества) обнародовал результаты социологического исследования, проведенного в первые весенние месяцы. И хотя согласно данным социологов, 68% респондентов выступили за кооперацию с ЕС, а 65% поддержали натовскую интеграцию, членство страны в Евразийском союзе оказалось приемлемым для 31% опрошенных, а еще 27% - пока не определились. То есть имеется потенциально и определенный резерв для роста популярности линии, альтернативной атлантизму. В одной из своих июльских статей историк и политолог Давид Гамцемлидзе привел слова влиятельного бизнесмена, «пивного короля Грузии» Гоги Топадзе, который призвал отказаться от курса на вступление в НАТО. По мнению эксперта, «это заявление в прежнюю эпоху могло прозвучать как сенсационное, а сейчас воспринимается как что-то в порядке вещей».
И одной из наиболее болезненных тем, активно обсуждаемых и грузинскими экспертами, и рядовыми обывателями, является промедление со стороны Европейского союза в процессе снятия визовых барьеров для граждан Грузии. Соглашение об Ассоциации подписано, официальный Тбилиси при «Грузинской мечте» продолжает курс на европейскую и североатлантическую интеграцию. Однако бенефиты от этого пока что не кажутся очевидными для избирателя. На этом фоне встречные шаги со стороны России (к слову сказать, не требующие корректировки курса в отношении Абхазии и Южной Осетии) могли бы быть позитивно встречены в Грузии, сотрудничество с которой на северокавказском и ближневосточном направлении, видится в Москве, как важное.
Как бы то ни было, а гуманитарные аспекты поверх статусных – вещи нормальные и практикуемые в развязывании многих конфликтных узлов. Проблема статуса, как это показывает практика многих межэтнических и межгосударственных конфликтов, может не решаться годами. Так было на Ближнем Востоке, на Кипре, на Балканах. Однако влияние фоновых факторов (особенно ближневосточных) на Закавказье будет в ближайшее время увеличиваться. И тот, кто сумеет в новых условиях правильно расставить акценты и качественно донести свою позицию, в итоге и окажется в выигрыше.
Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.