Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.08.2001 | Игорь Бунин
Как стихия способствует централизации
Стихийные бедствия в Якутии и Владивостоке стали политическим событием. В преодоление их прямых последствий вовлечены госслужащие разного ранга (от главы района до главы государства), а косвенно стихия влияет на отношение к власти и даже на соотношение прерогатив центра и субъектов Федерации.
Власть научилась адекватно реагировать на ЧП -- помог опыт «Курска». Президент, активно реагируя на события по образцу его западных коллег, продолжает выполнять функции социального психотерапевта. Речь идет не только о выражаемых соболезнованиях после катастроф, но и в заинтересованном участии в обсуждении проблем ликвидации последствий разгула стихии, придающем пострадавшим (да и всем остальным россиянам, наблюдающим за ЧП по телевизору) уверенности, что «все под контролем», что власть не забыла о бедах «простых людей».
Каждое ЧП - это «момент истины» для президентской команды. Именно в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий проявляется способность того или иного чиновника работать в экстремальной ситуации. Конкретный пример - Якутия, где пришлось сменить ответственного за операцию: вместо Госстроя им стал МЧС. Успешная борьба со стихией привела к тому, что сохраняется уникальный феномен «мирного генерала» Сергея Шойгу, который стал и важным политическим фактором - не в последнюю очередь благодаря ему «Единство» победило на выборах 1999 года.
Стихийные бедствия становятся поводом для очередного ограничения прерогатив местного начальства, которое не в состоянии самостоятельно справиться со стихией. Невозможно отрицать, что уровень централизации связан с климатическими особенностями той или иной страны. Египетские номы не могли и подумать об «автономистских» устремлениях, так как были зависимы от единой системы водоснабжения на Ниле. Впрочем, в современных государствах со стабильной политической системой эта проблема решаема: в США в распоряжении губернатора каждого штата находится национальная гвардия (своего рода мини-МЧС), мобилизуемая в случае стихийных бедствий или массовых беспорядков. Однако для современной России такой опыт неприменим: достаточно представить себе, например, взаимоотношения между национальными гвардиями Северной Осетии и Ингушетии.
Отсюда вывод: стихия способствует централизации. Особенно если в роли тех, кто не справился с ее напором (и по субъективным, и по объективным причинам) выступают якутский президент Николаев, у которого «не счесть алмазов в каменных пещерах», и приморский губернатор Дарькин, избранный на свой пост вопреки воле федеральных чиновников. Логика центра проста - если регионы обращаются за помощью к нему в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, то они должны поступиться частью своих прав (к примеру, в сфере межбюджетных отношений), которыми не могут достаточно эффективно распоряжаться.
Водная стихия - не единственная чрезвычайная проблема, которая грозит России. Наряду с непрогнозируемыми катастрофами, грядет обычное для нашей страны стихийное бедствие - зима. Вице-премьер Виктор Христенко уже назвал регионы, которые станут «болевыми точками» - все то же Приморье, Камчатка, Магаданская, Архангельская и Ульяновская области. Есть значительная вероятность, что местными силами в этих субъектах Федерации с холодами не справятся, а это значит, что центр снова будет активным участником «битвы со стихией», причем не бескорыстным. В нынешнем году холодная зима привела к отставке Евгения Наздратенко. В наступающем она может привести к лишению региональных элит части прерогатив в обмен на тепло.
Каждое следующее стихийное бедствие, как и очередная техногенная катастрофа, актуализируют «проблему 2003 года». И неважно, что такой проблемы в общем-то не существует, потому что все те напасти, которые якобы должны случиться в этом году, растянутся на ближайшее десятилетие. Главное, что в массовое сознание вброшена конкретная дата, которая запоминается лучше, чем длинные и часто наукообразные рассуждения экспертов. А катастрофичность сознания может нанести ущерб авторитету власти, причем не столько региональной, сколько федеральной, которая демонстративно берет на себя ответственность за проблему стихийных бедствий.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.