Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

10.08.2001 | Сергей Колесников

Перепись-2002 как общенациональный проект

Несколько дней назад Государственная комиссия по проведению Всероссийской переписи населения подтвердила решение о ее временных рамках: 9-16 октября 2002 года. Перепись-2002 рассматривается сегодня как важнейший общенациональный проект. Из чисто статистического мероприятия, пусть даже и с охватом в 144 миллиона человек, перепись перерастает в масштабную политическую кампанию. Переписи населения на протяжении веков мировой истории всегда исполняли роль инструментов государственной воли и, соответственно, были немаловажными политическими институтами.

Единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году по инициативе П.П. Семенова-Тян-Шанского. Она перепись активно использовалась тогдашней властью, как сказали бы сейчас, в «пиаровских» целях. Так, широко были известны ответы на вопросы переписной анкеты, которые дал Николай II. На вопрос о роде занятий он ответил: «Хозяин земли Русской».

Российская интеллигенция была, что называется, «мобилизована и призвана» на проведение переписи. Например, свое знаменитое путешествие на остров Сахалин Чехов совершил именно в качестве переписчика населения.

Неразрывная связь переписей и политики с наибольшей очевидностью обнаружилась в советское время. Из-за недовольства Сталина результаты переписи 1937 года были сразу же подвергнуты ревизии. Руководители статистического ведомства были репрессированы. Новая перепись 1939 года «подкорректировала» нежелательные для политического руководства показатели убыли населения в результате коллективизации и «голодомора».

Последующие переписи советского времени (1959, 1970 и 1989 годов) по методам организации мало отличались от довоенных. Однако именно с 1970 года часть сведений ради экономии времени и средств было принято собирать путем опроса не всех, а только по выборке 25 процентов жителей. Тем не менее эти переписи остались в истории как крупномасштабные мобилизационные мероприятия, выстраивавшиеся в один ряд с другими крупными партийно-хозяйственными кампаниями.

Со времени последней «всесоюзной» переписи 1989 года в России произошли огромные перемены. Другим стало общество, другой стала страна. Сегодня мы можем без тени идеологического сомнения повторить слова Юрия Андропова, сказанные в далеком 1983 году - «мы не знаем общества, в котором живем». И это не преувеличение. Несмотря на развитую систему социологических замеров и всю аналитическую мощь современного экспертного сообщества, у нас нет базовых массивов информации, которые позволили бы выстроить истинный «портрет нации».

Политика государства требует разносторонних и точных сведений о том, кто живет в стране, о социально-демографических характеристиках населения, его национальном составе, о его размещении по территории страны.

Можно ли эти сведения получить помимо переписи? В сегодняшних условиях текущая демографическая статистика не может дать не только полной картины населения, но и во все большей степени утрачивает способность охарактеризовать существующие тенденции по ряду важнейших показателей - таким как смертность, рождаемость, состояние в браке.

Еще один пример: с начала 90-х годов ни в одном официальном документе гражданин России не может указать свою национальность. Между тем Конституция Российской Федерации начинается с торжественных слов «Мы, многонациональный народ России». Какие и сколько национальностей проживает сегодня на территории России - на этот вопрос пока отвечает только перепись 1989 года, проводившаяся в совершенно другом государстве и без учета последующих тектонических демографических перемен. Интенсивная миграция 90-х годов остается практически неучтенной.

Вокруг вопроса о национальности (этнической принадлежности), задаваемого в ходе переписи, на протяжении последних двух лет шел нешуточный спор. Статья 26 Конституции РФ запрещает кого-либо понуждать к указанию своей национальности. Вместе с тем та же статья позволяет гражданину страны заявить о принадлежности к той или иной этнической общности. Заложенное здесь противоречие разрешалось в ходе длительных дискуссий, в том числе с участием экспертов Конституционного суда. В итоге в программе переписи остался вопрос о национальности.

Теперь о переписи-2002. Первоначально всероссийскую перепись населения наметили на 1999 год, чтобы вписаться в ООНовский раунд переписей, регулярно проводящихся раз в 10 лет во всем мире. Однако после августа 1998 года ввиду неясных перспектив бюджета перепись решили перенести на 2002 год, что, кстати, вызвало не слишком благоприятный резонанс, в том числе и международном профессиональном статистическом сообществе. Поэтому повторный перенос даты переписи, о чем зашла речь пару месяцев назад, был бы явно нежелателен.

Политический контекст переписей населения связан, как правило, с тремя важными аспектами.

Во-первых, главным «заказчиком» переписи выступает государство. Ее результаты непосредственно влияют на эффективность государственной политики в самых разных сферах, причем не только в бюджетном планировании и иных социально-экономических вопросах. Например, в США именно по результатам регулярных переписей осуществляется пересмотр границ избирательных округов, что существенно влияет на политический процесс.

Во-вторых, перепись - это и важнейшее общенациональное мероприятие, консолидирующее общество. Вновь обращаясь к американскому опыту, например, к последней переписи 2000 года, когда по сути дела впервые была развернута масштабная и дорогостоящая информационно-рекламная кампания с целью поднять процент участвующих в этой общенациональной акции, можно сделать вывод: основным пропагандистским посылом была идея единения многочисленных этнических и языковых групп, проживающих в США.

В центре этой кампании, конечно, стремление убедить граждан принять участие в пересчете населения, снять разного рода страхи. Но одновременно и сама информационно-разъяснительная работа, которая сопровождает подготовку к переписи, -- фактор формирования доверия граждан к государству.

По данным массового опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), который проводился в апреле-мае 2001 года, 88 процентов опрошенных с той или иной степенью уверенности планирует принять участие в переписи. Половина респондентов полагает, что перепись будет содействовать наведению порядка в стране. Для многих россиян факт проведения переписи демонстрирует то, что власть проявляет внимание к людям, их проблемам и нуждам. Вместе с тем, как показали результаты глубинных интервью, проводившихся ФОМом в мае-июне, несмотря на то, что люди осознают важность этого мероприятия в масштабах страны, они пока не ощущают его значимости для простого человека. Выстроить эту взаимосвязь в сознании большинства - задача профессиональной информационно-разъяснительной работы, которой в ходе подготовки к предстоящей переписи уделяется особое внимание.

И, наконец, в третьих, важным элементом политического контекста переписей населения выступает интерпретация их итогов. В информационном сопровождении публикации итогов переписи 2000 года в США упор был сделан на абсолютный прирост численности населения. Характерный образ - дядя Сэм на фоне рекордной цифры, характеризующей население США, говорит американцам: «Well done!» («Молодцы!»). Публикация и интерпретация итогов предстоящей Всероссийской переписи потребует серьезного осмысления как с научной, так и с политико-информационной точек зрения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net