Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.06.2001 | Игорь Бунин
Бунта не будет
Социально-политическая ситуация в современной России характеризуется усилением оптимизма и снижением напряженности. Экономический спад сменился определенным ростом, задолженности по пенсиям и зарплатам из печального правила стали досадным исключением. Кризис августа 1998 года воспринимается как факт отечественной истории. Парадоксально, но именно в такие более или менее спокойные периоды развития может возрасти угроза увеличения протестных настроений. "Может" - это, разумеется, не значит, что обязательно возрастет. Поэтому важно просчитать вероятность негативного развития событий.
В политологии есть два закона, определяющих условия обострения социальных конфликтов. Один назван в честь политического мыслителя XIX века Алексиса де Токвиля и гласит: "Не всегда приводит к революции переход от худого к худшему. Чаще всего случается, что народ, переносивший без жалоб и как будто нечувствительно самые тягостные законы, бурно сбрасывает с себя их бремя, как только оно облегчается… Зло, которое переносилось терпеливо как неизбежное, кажется невыносимым при мысли, что от него можно избавиться". Второй называется "законом Гурра" (по имени американского политолога Теда Гурра): нарастание разрыва между ожиданиями и реальностью может привести к революционному взрыву. Оба закона являются взаимодополняемыми и просто отражают разные интерпретации одного и того же феномена.
Внешне в современной России есть условия, необходимые для реализации этих двух печальных законов. Рост оптимизма может привести к краху обманутых надежд. А общее улучшение условий жизни, определенная стабилизация позволяют отвлечься от постоянной борьбы за выживание и проявить интерес к политике, причем в самых экстремистских ее формах. Эксперты отмечали, что "закон Токвиля" начинал проявляться в России накануне августа 1998 года в период обманчивой стабилизации курса доллара и нулевого экономического роста (что было прогрессом по сравнению с "минусовыми" показателями предыдущих лет). Однако все эти рассуждения носят общий характер - практика свидетельствует о том, что оснований для применения законов Токвиля и Гурра в современной России не видно.
Дело в том, что отсутствует социальная группа, которая могла бы пойти на обострение социальной напряженности. Для того, чтобы доказать этот тезис, обратимся к материалам социологических исследований ВЦИОМ за апрель-май нынешнего года.
В соответствии с этими данными можно выделить четыре основные социальные группы. На вопрос о том, какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни, 14% респондентов ответили: "Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни", 27%: "Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом", 28%: "Мне приходится "вертеться", хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь", 7%: "Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего в жизни".
Про последнюю группу много говорить не приходится. Это люди, которые именно в условиях рыночных отношений смогли самореализоваться, добившись и материального достатка, и морального удовлетворения. Бунтовать они не будут - в конце концов, они "победители", а от добра добра не ищут.
14% "проигравших", не способных приспособиться к новым условиям жизни, по большей части не видят никаких улучшений. Как и раньше, они фактически выброшены из привычной для них социальной среды. Среди них много пожилых людей, которые просто доживают свой век, не будучи способны ни на какие акции протеста. Так что и полюс, на котором сконцентрировались "проигравшие", дает не больше оснований для реализации законов Токвиля и Гурра, чем полюс победителей.
Таким образом, "группами риска" являются "смирившиеся" и "вертящиеся". Что же может подвигнуть "смирившихся" на протест? Только невозможность государства выполнять свои социальные обязательства перед населением -- выплаты пенсий и зарплат. В этом случае "смирившиеся" могут быть готовы на отчаянные поступки, так как им будет реально угрожать опасность "провалиться" в более низкую категорию. Пока что государство свои обязательства в целом выполняет. По данным ВЦИОМ, 53% респондентов считают, что положение дел с выплатами становится лучше, 30% не замечают особой разницы (напомним, что опрос проводился весной 2001 года, а заметное улучшение в этой сфере началось еще в 1999 году). И только 12% говорят, что положение с выплатами ухудшается. У "смирившихся" нет завышенных ожиданий - так что закон Гурра не работает.
"Вертящиеся" слишком заняты своей борьбой за существование, чтобы отвлекаться на что-либо другое. Показательно, что 36% респондентов ВЦИОМ отказались от летнего отпуска, потому что "заняты своими делами" (при этом деньги на отпуск у них в принципе есть). 58% респондентов не посещают кино, театры и другие места развлечений. Видимо, происходит это не только по финансовым причинам, но и из-за элементарной нехватки времени.
Поэтому "вертящиеся" могут взбунтоваться при двух условиях. Во-первых, если потеряют возможность "вертеться", но это возможно только в случае системного экономического кризиса (а его в ближайшее время не ожидается). Во-вторых, если почувствуют, что результаты их активности стремительно обесцениваются. При этом нынешний рост цен (в неспособности его удержать правительство обвиняют 47% респондентов - относительное большинство) вряд ли столь велик, чтобы вызвать отчетливый протест. Более существенной угрозой является жилищно-коммунальная реформа - 82% респондентов (в том числе, очевидно, и большинство "вертящихся") считают, что не смогут оплачивать жилье и коммунальные услуги в случае повышения тарифов в 2-2,5 раза. При этом именно на активную часть населения (и, следовательно, на зарабатывающих больше прожиточного минимума) не будут распространяться никакие компенсации. Можно вспомнить, что именно реформа ЖКХ стала одной из причин коммунистического реванша в Молдавии.
И для "смирившихся", и для "вертящихся" большую роль играет фактор Путина. Высокий уровень одобрения его деятельности (в течение последнего полугода от 69% до 76%) связан с "терапевтическими" функциями, которые выполняет глава государства. Путин в настоящее время олицетворяет единственную надежду на лучшее будущее для большинства россиян. Они поверили в него, сделали на него ставку и не связывают с президентом свои горести и проблемы, виновниками которых считают правительство, местные власти и олигархов.
Феномен Путина связан еще и с тем, что отсутствует сколько-нибудь привлекательная для большинства населения альтернативная идеология. Нет "сверхидеи", за которой могут пойти миллионы людей - как в 1917 году. Ее заменяет хотя и сдержанная (не позволяющая вступить в силу закону Гурра), но надежда на лучшее. И пока нет сверхидеи, но есть надежда, власть может спокойно проводить реформы - закон Токвиля пока неактуален. Но если реформы "разбудят" закон Гурра, эффект может быть негативным: от протестного голосования до протестов куда более мощных.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.