Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
13.01.2016 | Александр Ивахник
Новогодняя неблагодарность
Наступление Нового года ознаменовалось для Европы новой напастью. Напастью в прямом смысле слова. Нараставший в течение всего 2014 года миграционный кризис увенчался массовыми нападениями выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки на немецких женщин, собравшихся в новогоднюю ночь на центральной площади Кельна между знаменитым готическим собором и вокзалом.
По свидетельствам очевидцев и полиции, на площади заранее собралось до тысячи разогретых алкоголем молодых людей арабской внешности, которые забавлялись швырянием петард в толпу местных жителей и туристов, а затем разбились на группы, которые окружали девушек и начинали грубые сексуальные домогательства, попутно отбирая мобильные телефоны, сумки и кошельки. При этом полицейские, которых на площади было совершенно недостаточно, проявили полную неготовность к подобной ситуации.
Непосредственно в новогоднюю ночь в полицию Кельна с жалобами на сексуальные домогательства и нападения обратились около 90 женщин. К 10 января количество заявлений о нападениях в ту ночь только в Кельне возросло до 516, причем в 40% случаев речь идет о сексуальных домогательствах, в остальных – о разбойных нападениях, грабежах и кражах. Известно, как минимум, о двух изнасилованиях. Еще 133 жалобы получили правоохранители в Гамбурге. Выяснилось также, что женщины подверглись в новогоднюю ночь сексуальным домогательствам в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте и Билефельде, Появились новости о похожих инцидентах в швейцарском Цюрихе, австрийском Зальцбурге и шведском Кальмаре.
Судя по масштабам и тактике осуществления, нападения на женщин в Кельне и ряде других мест не были спонтанным проявлением сексуальной агрессии, замешенной на традиционных исламских представлениях о месте женщины в обществе, о подобающем для нее поведении. У полиции есть свидетельства, что нападения были спланированы и организованы с помощью социальных сетей. При этом молодых выходцев из Северной Африки призывали приехать в Кельн даже из Франции и Бельгии. В таком случае Европа, и прежде всего Германия как самая гостеприимная страна, в которую в 2015 году по официальным данным прибыло свыше 1 млн. мигрантов, столкнулась с новым вызовом. А именно с тем, что в общей массе выходцев из Азии и Африки выделилась пусть небольшая по численности, но активная часть одиноких молодых людей, которые вовсе не собираются приспосабливаться к европейским порядкам, а пытаются силой утвердить свои нравы и правила, эксплуатируя толерантность Старого Света. Такая ситуация чревата возникновением нового очага бытовой преступности, в первую очередь, на сексуальной почве, и заметным снижением социального комфорта и качества жизни для коренных европейцев.
Однако речь в данном случае идет не только о конфликте культур. События в Кельне обнажили конфликт внутри самого комплекса европейских ценностей – между ценностями гуманитарной солидарности, терпимости к культурно-религиозным различиям, уважения прав меньшинств, с одной стороны, и ценностями личной безопасности, уважения к закону, соблюдения общественного порядка – с другой. Легко себе представить, что среди пострадавших в Кельне женщин есть волонтеры, которые совсем недавно организовывали снабжение прибывавших беженцев едой, одеждой, одеялами, палатками, а теперь стали жертвами нападений с их стороны.
В первые новогодние дни германское общество находится под явным воздействием нового ценностного конфликта. Широко распространились разочарование, раздражение, а среди женщин – и просто страх. В Кельне самым покупаемым товаром в интернет-магазинах стали перцовые баллончики. По результатам опроса Bild am Sonntag от 7 января, 49% немцев боятся повторения подобных нападений, в то время как 39% опрошенных опасаются, что не получат должной защиты со стороны правоохранительных органов. По результатам же опроса, проведенного институтом Emnid, 48% немцев поддержали введение ограничения на прием беженцев до 200 тыс. человек в год. Между тем, по прогнозам МВД Германии, в 2016 году только через Турцию около миллиона беженцев будет пытаться въехать в Европу, из них львиная доля – в Германию.
Резкое недовольство в германском обществе вызвала позиция властей Кельна и городской полиции, которые несколько дней пытались делать вид, что ничего вопиющего не произошло. Первоначально шум поднялся лишь в социальных сетях. Как стало известно, местная полиция получила указания руководства не сообщать общественности о преступлениях, совершенных беженцами, чтобы не разжигать антимигрантские настроения. «Руководителям отделов по связям с общественностью было сказано, что тема «беженцы» может быть использована правыми экстремистами, чтобы настроить население против тех, кто нуждается в защите», – признал представитель МВД земли Северный Рейн - Вестфалия Михаэль Шайх. Крайнее раздражение и насмешки вызвали неуместные слова мэра Кельна Генриетты Рекер, которая посоветовала девушкам и женщинам в присутствии незнакомых мужчин «сохранять определенную дистанцию, которая больше расстояния вытянутой руки». Стало совершенно очевидно, что политкорректность, глубоко укоренившаяся в немецком обществе, должна всё же иметь разумные пределы.
Это, кстати, быстро поняла Ангела Меркель, которой уже к концу 2015 года, по мере нарастания огромного миграционного потока, с которым перестали справляться власти, становилось все труднее отстаивать свою политику «открытых дверей». Реакция канцлера ФРГ на события в Кельне с каждым днем становилась все более жесткой. Она не стала скрывать, что из 30 задержанных в связи с преступлениями в новогоднюю ночь 18 имели статус кандидатов на получение в стране убежища. Вслед за главой МВД Томасом де Мезьером Ангела Меркель высказалась за депортацию причастных к преступлениям мигрантов, даже если ради этого придется изменить законодательство о беженцах. Правление правящей партии ХДС на заседании с участием Меркель 9 января приняло заявление, в котором говорится, что проситель убежища должен лишаться права находиться на территории ФРГ, даже если он совершит правонарушение, предусматривающее в качестве наказания лишь условный срок. Руководство партии также выступило за ограничение числа прибывающих в ФРГ новых беженцев, поскольку государство и общество на долгосрочную перспективу оказываются перед вызовами, с которыми они могут не справиться. Теперь эти решения ХДС попытается законодательно оформить в бундестаге, хотя вовсе не факт, что партию Меркель во всем поддержит партнер по правительственной коалиции – СДПГ.
В любом случае уже ясно, что в новом году отношение в Германии к мигрантам заметно изменится. Речь не только о неизбежной активизации антиисламского движения PEGIDA, которая уже началась, и о вероятном росте популярности национал-радикальной партии «Альтернатива для Германии». Беспокойство и настороженность вырастут и в тех группах населения, которые ориентируются на традиционные мейнстримные партии, даже если у них не возникнет принципиальной неприязни ко всем мигрантам. Для большинства граждан становится очевидным, что проблема быстрой интеграции прибывшего за год в страну миллиона представителей иной культуры попросту не решаема. Продолжение миграционного потока в прежних масштабах резко ускорит уже начавшиеся среди немцев социально-психологические сдвиги.
Массовые новогодние эксцессы, продемонстрированные исламской молодежью в Кельне и ряде других европейских городов, не останутся без последствий и с точки зрения выработки общей миграционной политики внутри ЕС. Стремление таких старых европейских стран, как Германия, Франция и Италия, добиться принятия всем Евросоюзом курса, основанного на европейской солидарности и открытости границ внутри Шенгена, и прежде встречало открытое недовольство у руководства стран Восточной Европы. Там считали, что политика Ангелы Меркель стимулирует приток беженцев, и пытались отгородиться от него. Теперь заставить Венгрию, Польшу или Словакию согласиться с принятыми на уровне ЕС квотами на распределение беженцев будет еще труднее.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.