Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.01.2016 | Александр Ивахник
Молдавский узел
Затяжной политический кризис в Молдавии в последние дни вышел на новый вираж. Самый влиятельный человек страны Владимир Плахотнюк, казалось, сумел сформировать парламентское большинство, чтобы получить желанный пост премьер-министра. Но в дело вмешались улица и внешние игроки, в результате чего президент Николай Тимофти отклонил кандидатуру Плахотнюка, предложив своего кандидата, впрочем, бесперспективного.
Владимир Плахотнюк давно является главным молдавским олигархом. В нулевых годах он возглавлял одну из крупнейших компаний по импорту и продаже нефтяных продуктов АО Petrom Moldova. Параллельно занимал должность вице-председателя совета крупного банка Victoriabank, а с 2006 и в течение пяти лет был его президентом. По неофициальным данным, Плахотнюк является владельцем страховой компании «Asito», самой роскошной гостиницы в Молдове «Nobil», а также гостиницы «Codru», несколько офисных зданий в Кишиневе, в том числе Global Business Centre, крупных участков земли в центре Кишинева, нескольких кафе и ресторанов. Официально владеет двумя медиахолдингами – в один входят четыре телеканала, в другой – две радиостанции. Считается, что в ходе строительства своей бизнес-империи Плахотнюк активно использовал коррупционные схемы и рейдерские захваты.
В конце 2010 года Плахотнюк решил вплотную заняться политикой, для чего стал главным спонсором Демократической партии. Он почти сразу получил пост вице-председателя партии, попал в парламент по ее списку и был избран первым вице-спикером. В течение пяти лет существования проевропейской правящей коалиции Плахотнюк вел упорную борьбу с лидером другой коалиционной партии – Либерально-демократической (ЛДП) – Владом Филатом за личное влияние в государственных институтах. И хотя Филат в течение нескольких лет занимал пост премьер-министра, в этой борьбе Плахотнюк преуспел больше. В политической элите страны ни для кого не секрет, что он, по сути, имеет контроль в Генпрокуратуре, Национальном центре по борьбе с коррупцией и даже Службе информации и безопасности, а также воздействует на решения Конституционного суда.
Правда, в 2015 году, в ходе развертывания политического кризиса и массовых уличных протестов против олигархического влияния на власть и коррупционного разложения государства, Плахотнюк отказался от поста депутата парламента и даже вышел из Демпартии, но никто не сомневался, что он остается фактическим владельцем этой партии и «серым кардиналом» молдавской политики. После ареста Влада Филата по обвинению в коррупции и отставки 29 октября правительства во главе с представителем ЛДП Валерием Стрельцом в результате развала правящей коалиции Плахотнюк, судя по всему, решил, что для него расчищен путь на вершину власти. В середине декабря появилась новость о том, что Демпартия пытается продвинуть главного олигарха страны на пост премьер-министра. Тем не менее, беспартийный и прежде малозаметный президент Николай Тимофти, несмотря на давление, не предложил парламентариям кандидатуру Плахотнюка, а 21 декабря выдвинул в премьеры собственного кандидата – бизнесмена Иона Стурзу, который руководил правительством Молдавии в 1999 году.
Однако последующие события показывают, что получение поста главы правительства превратилось для Владимира Плахотнюка в идею фикс, несмотря на то, что он постоянно возглавляет антирейтинги доверия (судя по соцопросам, ему не доверяют более 90% жителей страны). 21 декабря он предпринял решительный шаг на пути формирования под свою персону парламентского большинства: из фракции Партии коммунистов (21 депутат) вышли 14 человек, которые заявили о намерении сотрудничать с Демпартией (многие считают, что Плахотнюк их банально купил). Вскоре в парламенте была образована Социал-демократическая платформа (СДП) из 35 депутатов (20 из ДП, 14 экс-коммунистов и 1 независимый). 29 декабря Конституционный суд по запросу группы парламентариев из СДП выступил с пояснениями, что если в парламенте будет официально сформировано большинство, глава государства должен выдвинуть на пост премьера поддержанного этим большинством кандидата.
4 января провалилось голосование по предложенной президентом кандидатуре Иона Стурзы: на заседание парламента пришло всего 47 из 101 депутатов. 11 января лидер Демпартии Мариан Лупу объявил, что сформировано новое парламентское большинство, которое выдвинет кандидата в премьер-министры. В него вошло 56 депутатов из 101: 35 депутатов Социал-демократической платформы, 13 депутатов от входившей в прежнюю правящую коалицию Либеральной партии, а также 7 депутатов от Либерально-демократической партии (ЛДП), которые 11 января заявили о выходе из своей фракции. Ренегаты из СДП заявили, что главное сейчас – не допустить углубления политического кризиса и роспуска парламента.
13 января Демпартия, опирающаяся на парламентское большинство, официально предложила президенту Тимофти своего кандидата в премьер-министры. Как и следовало ожидать, им оказался Владимир Плахотнюк, вновь вернувшийся на пост первого зампреда ДП. В тот же день в Кишиневе прошли два контр-митинга. Демпартия организовала митинг в поддержку парламентского большинства и выдвижения Плахотнюка в премьеры. Несколько тысяч людей были привезены на автобусах в столицу со всей Молдавии. Митинг проходил у Кишиневского театра оперы и балета в центре города. Как отмечал собкор «Коммерсанта», среди участников было много госслужащих, включая руководителей министерств и ведомств, назначенных по квоте Демпартии. Рядовые сотрудники министерств признавались, что их обязали выйти на митинг под страхом увольнения. Некоторые участники митинга говорили журналистам, что им предложили неплохие деньги за поездку – 300-350 леев (более 1000 рублей). Среди митингующих были замечены школьники и инвалиды. На митинге выступил Владимир Плахотнюк, заявивший, что в парламенте удалось создать прочное большинство, которое поддержит «проевропейское правительство», и обещавший стабильность и процветание. Как обычно бывает на таких мероприятиях, сразу после выступления главной фигуры люди быстро разошлись.
Неподалеку, на центральной площади Кишинева перед зданием правительства проходил многотысячный митинг протеста против выдвижения Плахотнюка, организованный проевропейской оппозиционной платформой «Достоинство и правда», которая с весны 2014 года стала инициатором массовых уличных выступлений за смену власти, а в декабре преобразовалась в партию. Участники антимитинга клеймили выдвиженца в премьеры как олицетворение коррупции. «Он не будет премьером, пока мы живы. Каддафи, Чаушеску были убиты. Плахотнюка ждет другая участь – он сядет в тюрьму», – заявил лидер платформы Андрей Нэстасе. По итогам акции была принята резолюция, в которой протестующие потребовали от президента Николая Тимофти содействовать проведению референдума о прямых президентских выборах, отправить в отставку главу ЦИК и распустить парламент. В резолюции говорилось, что досрочные выборы – единственный способ спасти страну.
В тот же день о готовности вывести людей на улицу для недопущения утверждения Плахотнюка на посту премьер-министра заявили лидеры влиятельных пророссийских партий Ренато Усатый («Наша партия») и Игорь Додон (Партия социалистов). Наконец, еще одна важная деталь: по слухам, днем 13 декабря президент Тимофти встретился с представителем ЕС в Молдавии и послом Германии, которые заверили его в своей безусловной поддержке, дали ему гарантии безопасности, категорически выступили против кандидатуры Плахотнюка и призвали президента не уходить в отставку.
И случилось политическое чудо: до этого крайне непопулярная, всеми презираемая фигура, Николай Тимофти набрался мужества и дал решительный отпор бесцеремонному натиску самого могущественного в стране человека. К концу дня администрация президента Молдавии разослала пресс-релиз, в котором отмечалось, что «пользуясь своим конституционным правом оценивать качества, компетентность, опыт и возможности кандидата на пост премьера, президент информирует о своем решении отклонить кандидатуру Владимира Плахотнюка на пост премьер-министра». Более того, в пресс-релизе говорилось: «Президент считает, что существуют обоснованные подозрения, что господин Плахотнюк не соответствует критериям неподкупности и честности, необходимым для его назначения на пост премьер-министра».
Можно не сомневаться, что эти унизительные формулировки вывели из себя без пяти минут хозяина страны. Да и в любом случае отступать ему было некуда, поскольку всё было поставлено на кон. И Плахотнюк пошел ва-банк. Послушное ему парламентское большинство снова выдвинуло его в премьеры. Любопытно, что Владимир Плахотнюк переступил через себя и направил письмо президенту, в котором заявил о готовности подписать декларацию о неподкупности после того, как будет выдвинут президентом в качестве кандидата на должность премьер-министра.
Но когда вдруг выяснилось, что главный «кукловод» молдавской политики не всесилен, ситуация изменилась. 14 января в центре Кишинева в еще большем количестве собрались непримиримые противники Плахотнюка из платформы «Достоинство и правда», а также левые приверженцы «Нашей партии» и Партии социалистов. На митинге левых выступили Ренато Усатый и Игорь Додон, которые заявили о преодолении существовавших между ними разногласий, вновь потребовали досрочных выборов и призвали своих сторонников выйти в субботу на массовый митинг с этим лозунгом. В течение дня 6 из 7 либерал-демократов, подписавших 11 января декларацию о парламентском большинстве, публично заявили, что не поддержат кандидатуру Плахотнюка, что означало исчезновение большинства.
Президент Тимофти воспользовался этим и предложил всем представителям большинства подтвердить свои подписи под декларацией о создании коалиции и выдвижении Плахотнюка. Естественно, Демпартия делать это отказалась. Поздно вечером Тимофти подписал указ о выдвижении на должность премьер-министра генерального секретаря своего аппарата, бывшего руководителя кишиневской коллегии адвокатов и министра юстиции в 1998-1999 гг. Иона Пэдурару. Президент объяснил: Конституционный суд решил, что право выдвигать кандидата – за парламентским большинством, а большинство – это 51 депутат и более, чего не было в данном случае. «Таким образом, учитывая предписание КС, я решил выдвинуть кандидата, основываясь на собственном мнении», – отметил президент.
Понятно, что у Иона Пэдурару почти нет шансов получить поддержку большинства парламентариев. Демпартия (35 мандатов вместе с экс-коммунистами) и Партия социалистов (24 мандата) уже заявили, что не будут голосовать за него. Если лидер социалистов Игорь Додон давно добивается роспуска парламента, избранного в конце 2014 года, то теперь и лидер ЛДП Мариан Лупу отметил, что выдвижение Иона Пэдурару кандидатом на должность премьер-министра – «это шаг, который толкает Молдову к досрочным выборам».
Молдавские эксперты также считают, что выбор в пользу во многом формальной кандидатуры президентского советника означает запуск сценария роспуска парламента и досрочных выборов. Это станет неизбежно в том случае, если до 29 января депутатам не удастся утвердить правительство. При таком раскладе досрочные парламентские выборы пройдут в марте – апреле.
Их результаты могут глубоко переформатировать всю молдавскую политику. Общенациональное исследование, проведенное в середине декабря американским National Democratic Institute, показало, что при существующем парламентском пороге в 6% все три партии распавшейся правящей коалиции – Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная – могут не попасть в следующий парламент. Согласно данным исследования, из проевропейских партий в парламент проходят политическая платформа «Достоинство и правда» (12%) и Народная европейская партия Юрие Лянкэ (7%). Готовность голосовать на парламентских выборах за «Нашу партию» Ренато Усатого выразили 16%, за Партию социалистов Игоря Додона – 15%. Голосовать за Партию коммунистов экс-президента Владимира Воронина до партийного раскола были готовы 9%. Значительная доля избирателей, разочаровавшись в скомпрометировавших себя партиях прежней коалиции, пока не сделали нового выбора. Таким образом, приближающаяся избирательная кампания будет крайне интересной и непредсказуемой.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.