Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.02.2016 | Александр Гущин
Рукопожатный «диктатор»: ЕС меняет тактику?
Одной из главных новостей постсоветского пространства на прошлой неделе стало известие об отмене санкций ЕС в отношении Беларуси. В чем причина такого поворота в политике Брюсселя, долгое время делавшего ставку на изоляцию белорусского истеблишмента?
В первоначальный санкционный список ЕС, утвержденный в 2004 году, входили четыре белорусских чиновника, которые, по мнению ЕС, причастны к исчезновению в Белоруссии оппозиционных политиков в 1999-2000 годах. Среди них экс-министр внутренних дел В.Наумов, экс-руководитель администрации президента В.Шейман, бывший глава МВД Ю.Сиваков, а также командир бригады спецназа внутренних войск МВД Д. Павличенко. Санкции в отношении этих лиц предусматривали запрет на въезд в страны ЕС. В декабре 2004 года, после парламентских выборов и референдума, список пополнили глава ЦИК Л. Ермошина и начальник полка милиции специального назначения Ю. Подобед.
В апреле 2006 года список был расширен до 37 человек, ответственных, по мнению ЕС, за нарушение прав человека в ходе президентской кампании. ЕС заморозил европейские активы белорусских чиновников, а в сам список попали президент Белоруссии А.Лукашенко и целый ряд высших чиновников государства. После разгона несанкционированной поствыборной демонстрации 19 декабря 2010 года и последовавших за этим Евросоюз ввел санкции в отношении более 130 белорусских официальных лиц. Сейчас под санкциями остаются четыре гражданина Беларуси (которых обвиняют в причастности к исчезновению ряда белорусских оппозиционеров в 1999-2000 годах), один из которых – В.Шейман, который возглавляет Управление делами Президента.
В чем же причина отмены санкций, которые были приостановлены временно после проведения президентских выборов и теперь отменены? Прежде всего, стоит отметить, что санкции сами по себе оказали довольно ограниченное влияние на политический режим А.Лукашенко. Теперь на Западе, очевидно, возобладало мнение, что работа с гражданским обществом не принесла эффекта, взят курс на европеизацию тех чиновников и управленцев, которые работают в рамках системы, особенно в условиях отсутствия у белорусской оппозиции сильных лидеров. Уровень оппозиционных политиков таков, что они до сих пор не могут составить конкуренцию А.Лукашенко. Коррекции внутриполитического курса в целом не произошло, а все изменения скорее происходят не по причинам введения санкций, а по причинам региональных политических изменений и очевидного кризиса белорусской экономической модели. Для понимания этого кризиса в общих чертах можно даже не обращаться к выкладкам экономистов и социологов, в просто пообщаться с представителями малого бизнеса или бюджетниками в Минске и в областных центрах.
Сами по себе санкции оказали, безусловно, лишь ограниченное влияние на Беларусь, пожалуй, даже содействуя в какой-то степени дополнительному сплочению белорусской политической элиты вокруг своего лидера. Белорусский пример вновь ставит вопрос о том, могут ли санкции играть роль ключевого инструмента по принуждению той или иной страны к изменению политического курса, и он подтверждает, что определенная роль санкций присутствует, но значение этого инструмента, особенно в отношении стран, экономики которых тесно увязаны с другими субъектами (как экономика Беларуси с российской) достаточно ограничена.
Кроме того, в качестве причин отмены санкций следует выделить безусловное улучшение имиджа Беларуси, после того как она стала переговорной площадкой для урегулирования украинского кризиса. Конечно, минский процесс буксует, по сути, удалось добиться определенного прогресса только в отношении прекращения боевых действий, но игнорировать Беларусь и относиться к ней как к стране – изгою больше не получится. Нельзя согласиться с тем, что санкции снимаются, потому что ЕС не может больше игнорировать тот факт, что нарушения демократии есть на Украине и политический режим в этой стране при этом поддерживается, в то время как против Беларуси существуют санкции. Дело скорее именно в том, что Беларусь, выступив в качестве переговорной площадки, как раз заняла нейтральную позицию по отношению к украинскому кризису, сформировав свою собственную повестку и план действий.
Редакция рекомендует
Запад отменой санкций продемонстрировал свою новую политику в отношении Беларуси. Прежде всего, эта политика отличается большей избирательностью. Если в рамках Восточного партнерства особых различий по подходу к той или иной стране не делалось, что во многом и стало причиной кризиса всего этого проекта, то теперь белорусская политика Брюсселя и отдельных представителей ЕС получила новые приоритеты. Стремление сыграть на таких факторах как умеренная позиция А.Лукашенко в отношении вопросов присоединения Крыма, украинского кризиса в целом, а также на вынужденном поиске Минском экономической помощи, выражается в попытке построения новых моделей для Беларуси. В рамках этих моделей белорусский лидер, и это открыто заявляет ряд американских и европейских экспертов, должен восприниматься как новый Тито, а Беларусь, следовательно, как нейтральное промежуточное государство между Россией и Европой. ЕС продемонстрировал, что прагматичные интересы берут верх, в то время как лозунги о соблюдении или несоблюдении демократии отодвигаются на второй план.
Несмотря на отмену санкций, говорить о выходе Беларуси из орбиты Москвы и тем более о наличии какого-то мощного прозападного лобби в политической элите вряд ли возможно. Однако со временем в стратегической перспективе, не исключено что зависимость белорусской экономики от российской может уменьшаться. В условиях отмены санкций следует ожидать продолжения политики лавирования Минска между Москвой и дальнейшие попытки получить кредитование не только от МВФ, но и от России. Москва же сегодня вряд ли будет жестко реагировать на решение ЕС, видя в нем косвенную возможность минимизировать влияние экономических санкций, наложенных Западом на саму Россию.
Александр Гущин - доцент РГГУ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.