Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

08.02.2016

Андрей Ермолаев: «В случае отставки Яценюка Порошенко будет вынужден форсировать вопрос о досрочных парламентских выборах»

Андрей ЕрмолаевУкраина подходит ко второй годовщине Майдана в крайне сложном и противоречивом положении. Реформы идут с большим скрипом, экономическое положение ухудшается, коррупция по-прежнему душит экономику и подтачивает государственный организм, не продвигается урегулирование конфликта на Донбассе. Политолог Андрей Ермолаев, директор Института стратегических исследований «Новая Украина» (Киев) в интервью «Политком.RU» рассказал о настроениях в политическом классе Украины, перспективах диалога по Донбассу, а также оценил вероятность досрочных парламентских выборов и спрогнозировал возможную конфигурацию сил в будущей Раде.

«ПОРОШЕНКО ОКАЗАЛСЯ НЕВОЛЬНЫМ ЗАЛОЖНИКОМ ЯЦЕНЮКА»

– Давайте начнем с недавнего громкого события – отставки министра экономического развития Айвараса Абромавичуса и его команды. Насколько реальны обвинения министра в адрес первого замглавы фракции БПП Игоря Кононенко? И насколько действительно велико торможение реформ?

– В любом нормальном правительстве министерство экономики является ключевым. По сути это экономический штаб, который и разрабатывает экономические программы, и контролирует их реализацию, готовит ключевые экономические решения. В ситуации кризиса правительства, при отсутствии толковых антикризисных программ и использовании лишь фискальных механизмов, эта отставка ключевого члена кабинета напрашивалась. Другое дело, что министерство экономики оказалось как бы заложником ситуации, когда руководство правительства, лично Арсений Яценюк пытаются прикрыться по сути липовыми отчетами, игнорируя реальное социально-экономическое положение в стране. Если изучить те отчеты, которые готовил нынешний кабинет и в прошлом году, и сейчас, то это, извините меня, таблоиды, в которых вообще отсутствует честная оценка положения, честная оценка процессов, которые разворачиваются в сфере производства и социальной сфере.

– Но это то, что касается в целом кабинета министров. А вот министерство экономики…

– Демарш Абромавичуса как раз и связан с его личным нежеланием отвечать за реальное положение дел в стране. Это попытка перенести ответственность за эту ситуацию и на премьер-министра. Активно ведутся разговоры еще и о том, что его демаршу предшествовали контакты и согласования с господином Саакашвили, который сейчас инициирует новое общественно-политическое движение. И ряд экспертов прямо связывают демарш Абромавичуса с его желанием или готовностью поддержать новый проект Саакашвили. Сам Саакашвили рассматривает проект как предвыборный, в нем будет собираться та часть сторонников Порошенко, которые сейчас оказались не у дел, конкурируют с Яценюком и претендуют на альтернативный состав правительства. Поэтому тут есть технологическая сторона: Абромавичус по сути пытается уйти в публичную политику, отмежевавшись от Яценюка.

А в практическом плане демарш министра означает, что срывается как таковой предстоящий отчет правительства в Верховной раде. Потому что, если министр экономики не желает отвечать за отчет о положении дел, это значит, что девальвируется вообще будущий отчет.

– Насколько реальна отставка кабинета Яценюка по итогам предстоящего отчета в Верховной Раде?

– Я считаю, что голосов за отставку в парламенте достаточно. Но тут возникает другая интрига. Сам президент Порошенко оказался невольным заложником Яценюка: если бы Порошенко решился в конце года (в контексте обсуждения бюджета) инициировать смену Яценюка, то, возможно, тогда у коалиции было бы время выработать какой-то новый компромисс и выбрать техническую фигуру, а сейчас, когда конфликт уже приобрел откровенные формы, и фракции коалиции заявляют о необходимости нового коалиционного договора, Порошенко оказался заложником отставки премьера, так как не способен предложить внятную альтернативную фигуру.

В результате президент в тупике. Обсуждается информация, что на сегодняшний день Порошенко уже сам заинтересован как-то выйти на досрочные парламентские выборы. Именно с этим связывают фактическую поддержку того, что делает Саакашвили (во всяком случае, он ему не препятствует). Речь идет об идее движения двумя эшелонами: «Блок Петра Порошенко» как президентская партия будет дополнен вторым проектом, выступающим левой рукой нынешнего режима. Насколько такая схема президенту удобна, сейчас сказать сложно, потому что все эти интриги уже вызвали массу критики. То, что делает Саакашвили, подрывает единство коалиции, потому что он привлекает людей из самых разных партий и тем самым создает точки напряжения. И я думаю, что в случае отставки Яценюка, Порошенко будет вынужден форсировать вопрос о досрочных парламентских выборах.

«В БЛИЖАЙШИЕ МЕСЯЦ-ДВА УКРАИНА СФОРМУЛИРУЕТ НОВЫЕ ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДОНБАССУ»

- Но есть еще один момент. Выборы в украинский парламент имеют смысл и будут эффективны при одном важном условии - если за это короткое время будет найдена новая политическая формула в отношении конфликта на Донбассе. Потому что в ситуации кризиса власти выбирать парламент на ограниченной территории без Донбасса – это по сути продолжать стимулировать кризис. В будущем парламенте очень важно, чтобы были представлены все регионы. А для этого необходимо провести серьезную внутреннюю работу по формированию статуса, по созданию условий для того, чтобы прошли местные выборы в непризнанных ДНР и ЛНР. В противном случае эти выборы превратятся в большую политическую войну.

- То есть, Вы считаете, что существуют какие-то реальные перспективы для продвижения к политическому урегулированию на Донбассе в ближайшем будущем?

- Понимаете, эта война загнала в тупик всех её участников – и прямых, и косвенных. И не случайно, несмотря на всю жесткость решений по санкциям того же Евросоюза, предусматривается четкий тайминг, санкции продлеваются не вообще на длительную перспективу, а на пять-шесть месяцев. Это означает, что все стороны все-таки планируют и рассчитывают время, за которое можно как-то разрулить ситуацию. Никто не хочет длинных торговых войн, и уж тем более новых конфликтов.

Поэтому я не исключаю так называемого Парижа-2, когда Украину будут подталкивать к формулированию новых переговорных позиций, более перспективных по сравнению с теми решениями, которые уже приняты. Думаю, в ближайшие месяц-два Украина будет вынуждена их сформулировать, что позволит к июню провести новые переговоры с Россией и надеяться, что начнется какое-то политическое и экономическое потепление.

– Но это международный контекст, и в общем понятно, что растет давление на Киев со стороны его западных союзников. Но ведь есть внутриполитический контекст. Президенту Порошенко не удалось дожать депутатов и найти 300 голосов для принятия поправок в Конституцию в части децентрализации. И нет никаких оснований считать, что ему удастся сделать это через несколько месяцев…

– Вы совершенно правы. Сейчас проблема президента Порошенко в том, что внутри украинской власти сильны позиции так называемой партии войны – сторонников либо силового решения, либо замораживания конфликта, что, естественно, загоняет переговорный процесс в тупик. В Верховной раде нет «коалиции мира», т.е. достаточного количества голосов в поддержку внутренних переговоров и выработки разных альтернатив. Доминируют те, кто поддерживают «политику малой Украины» - без Донбасса. А значит, может оказаться парадоксальная ситуация, когда внешние игроки будут ориентированы на завершение конфликта на основе уступок и компромиссов со всех без исключения сторон, а внутри Украины возможностей реализовать этот подход не будет. Единственный тогда вариант, и он уже озвучивается украинскими политиками, это решить вопросы конституционные, в частности, какие-то вариации административно-территориального устройства, вопросы регионального развития, через референдум.

– Известно, что внутри правящей коалиции фракции «Батькивщины» и «Самопомощи» категорически выступали и выступают против поправок к конституции, в которых идет речь об особом порядке местного самоуправления на Донбассе. Они как видят решение проблемы?

– Они представляют консервативную, непродуктивную позицию. Они, как и большинство украинских политиков, считают, что военного решения не существует - цена вопроса может быть такой, что страна вообще полыхнет. Но уступать, идти на внутренние переговоры они не хотят. Их позиция сводится к следующему: конфликт нужно заморозить, обеспечивать силовой контроль, и со временем, путем кризисов, внутренних потрясений на Донбассе, вернуть ситуацию к исходной точке. Я считаю эту позицию утопичной, потому что в Украине тех Донецкой и Луганской областей, которые мы помним, ни по составу, ни по состоянию уже не будет. Надо искать какое-то разумное, компромиссное историческое решение.

Но к этому должны быть готовы и представители самопровозглашенных республик, потому что «республиканский» статус их тоже загнал в тупик. Это нежизнеспособные образования. Я думаю, надо говорить о поиске какого-то варианта автономности внутри Украины, со своими рамками полномочий не только местного, но и регионального самоуправления. Это может быть выходом.

«НЫНЕШНИЕ «КРИКУНЫ» ПОНИМАЮТ, ЧТО НЕЙТРАЛЬНЫЙ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРЕМЬЕР СРАЗУ СТАНЕТ НОВОЙ ТОЧКОЙ ПРИТЯЖЕНИЯ»

– А как Вы считаете, нынешние руководители ДНР и ЛНР готовы пойти по тому пути, который Вы сейчас описали? Или требуется их замена на каких-то других лиц?

– Я скажу так аккуратно. Если вообще представители сепаратистских правительств пойдут на переговоры и если с их стороны будет признание, что нужно провести выборы (по украинскому законодательству – прим. редакции) не только в городские, районные и поселковые советы, но и сформировать новые региональные советы, то им тоже придется либо участвовать в этих выборах, либо принять политическое решение уйти в сторону. Потому что эти выборы должны будут легитимировать будущее руководство. Но это еще предстоит обсуждать и решать за круглым столом. А в Украине, к сожалению, пока нет внутреннего национального переговорного формата.

– Возвращаясь к состоянию правящей коалиции в Верховной раде, насколько можно понять, в ней образуется всё больше трещин и противоречий. Каковы перспективы распада коалиции, как Вы считаете?

– В данном случае мы говорим о распаде как о политико-юридическом факте. По состоянию на сегодняшний день уже целый ряд политических сил заявляли, что они рассматривают вопрос о коалиционном договоре. Например, «Самопомощь» отстаивает необходимость нового договора. Радикальная партия периодически говорит о выходе, но юридически они пока не вышли из коалиции. В случае если произойдет отставка правительства Яценюка и возникнет патовая ситуация, я не исключаю, что коалиция распадется и юридически, после чего начнется какой-то новый переговорный процесс. Я не верю в его успех – если коалиция распадется, новой создать не получится.

Понимаете, какая штука. Стране на самом деле сейчас нужны какие-то прагматичные решения, какой-то широкий политический компромисс. Я сторонник того, что в этот переходный период нужно идти на формирование так называемого технического правительства, то есть правительства, в состав которого вошли бы непартийные люди. Может быть, стоит привлечь перспективных региональных руководителей, там есть из кого выбирать. Знаете, почему эта тема обсуждается, но никто не хочет реально этим заняться? Большинство нынешних «крикунов» прекрасно понимают, что появление относительно нейтрального правительства с техническим премьером приведет к тому, что такой состав и такой премьер объективно станут новым центром притяжения. Ведь на фоне бесконечной драчки и взаимных нелицеприятных обвинений в коррупции, во всевозможных нарушениях нейтральный человек моментально станет человеком уважаемым, а в будущем и популярным. И вот этот момент очень многих раздражает. Они не хотят появления новой силы, даже если эта сила вначале будет технической.

– А какие-то имена в этом смысле упоминаются? Вот если не Яценюк, то кто? Кто может выполнить роль сильного технического премьера?

– Ну, среди тех, кто позиционировал и отстаивал идею технического правительства, был, например, Сергей Тарута – представитель крупного бизнеса, бывший губернатор Донецкой области. Вот он и такого рода фигуры могут рассматриваться. Вопрос состоит в другом. Для того, чтобы вообще такой подход реализовать, нужны подвижки настроений в парламенте, рост числа сторонников политического компромисса.

– Несколько месяцев назад упоминалось имя Натальи Яреско как возможной сменщицы Яценюка. Как Вы считаете, это возможно?

– Еще полгода назад Яресько как ставленник президента котировалась в роли премьера. Но за это время были резко девальвированы те, кого рассматривают как варягов. Министры, губернаторы из иностранцев, которые на самом деле не проявили никакого профессионализма. Что касается персонально Яресько, то Минфин и министерство экономики должны играть центральную роль в политике реформ, а Яресько скорее оптимизатор. Я не вижу эффективной финансовой политики, я вижу бухгалтерскую политику оптимизации, которая связана с выполнением внешнеэкономических обязательств.

– Одним из главных лозунгов «революции достоинства» было освобождение от влияния олигархов на все стороны жизни страны. На Ваш взгляд, сейчас насколько велико влияние украинских олигархов на экономику и на принятие государственных решений? За последний год оно уменьшилось или увеличилось?

– Очевидно, что в стране фигура номер один, т.е. президент, одновременно является одним из самых влиятельных олигархов. Причем он подпадает под все характеристики олигархата. Более того, его партнеры сейчас стали главными объектами критики. В частности, тот же Игорь Кононенко и прочие. Те, кто окружают президента, – это по сути монопольно правящая олигархическая группа. В этом смысле влияние олигархата еще больше увеличилось. А вот если вспомнить судьбу других фигурантов украинской десятки Forbes, представителей системного крупного бизнеса в самых разных сферах – металлургии, химии, угольной промышленности, транспорте, машиностроении – большинство из них переживают тяжелейшие времена, некоторые находятся на грани банкротства. Их реальное влияние существенно уменьшилось. Меньше возможностей для политических инвестиций, меньше возможностей разворачивать электорат, потому что на их предприятиях идут сокращения, люди недовольны. Их реноме как эффективных бизнесменов падает.

– В эту группу пострадавших Вы включаете Рината Ахметова и Игоря Коломойского?

– Да. Но Коломойский раньше не занимался публичной политикой. Его решение придти на пост губернатора и затем поддержка ряда политических проектов стали для него новым поворотом. И хотя он был опытным интриганом в коридорах власти, как показала жизнь, ему не хватало опыта в публичной политике. Он действует в политике так же, как он действует в бизнесе: пытается монополизировать, пытается надавить. Именно поэтому реальное влияние Коломойского не усилилось, а упало, он многих разочаровал.

«ПОЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА КАК ТОЧКИ КОМПРОМИССА В СТРАНЕ НЕТ»

– Последний вопрос. Вы сами упомянули вероятность того, что в этом году будут проведены досрочные выборы в Верховную раду. Если такие выборы состоятся, как может измениться расклад политических сил в Раде?

– Очевидно то, что премьерский «Народный фронт» либо не пройдет в Раду, либо его представительство резко сократится. Рейтинг обрушен, доверие девальвировано. Блок крикливый, мало перспективных политических лидеров, хотя состав сейчас большой. Может усилиться влияние Оппозиционного блока. У него есть предпосылки для более эффективной самоорганизации, для более активной работы в регионах, в том числе там, где сейчас меньше влияние, например, на Западе. Шансы увеличить уровень поддержки на Востоке, в Центре и даже на Западе у Оппозиционного блока сейчас есть. Юрий Бойко входит в топ самых рейтинговых политиков страны, он сохранил реноме опытного профессионала, технократа. Ряд других представителей блока тоже имеют достаточно высокий личный рейтинг.

Далее. Может усилиться представительство «Самопомощи». Это интересная структура, которая больше напоминает даже не партию, а политическую франшизу. «Самопомощь» сейчас в глазах многих, особенно в регионах, выглядит как политически не заангажированная, и стихийное доверие к этой структуре формируется. Плюс ко всему «Самопомощь» смогла привлечь и раскрутить ряд довольно ярких политиков на прошедших местных выборах. Появившись на Западе, эта структура уже распространила свое влияние и в центральных областях, и на Юге, именно потому, что в глазах многих она выглядит как некий умеренный центр. Я думаю, что эта структура может увеличить свое представительство в Раде раза в полтора.

«Блок Петра Порошенко» так и не стал настоящей партией, это своего рода властный концерн. Это обстоятельство всё больше вызывает критику, в том числе и внутри БПП, некоторые известные политики из него вышли. БПП, скорее всего, на досрочных выборах получит меньше, чем в 2014 году, потому что рейтинг доверия падает и к президенту, и к его партии. «Народный фронт» – это группа поддержки премьера, которая может исчезнуть в течение года. А вот новый проект Саакашвили, возможно, соберет те голоса, которые будут уходить от «Народного фронта» и частично БПП. Потому что проект Саакашвили – это не партия, а скорее общественное движение с реноме новой реформаторской, антикоррупционной силы. В конкретной конъюнктуре будущих выборов это может дать результат, но долгосрочной перспективы я не вижу.

«Батькивщина», несмотря на то, что у нее довольно устойчивая позиция, к сожалению, стагнирует как политическая сила. И если «Самопомощь» вправе надеяться на увеличение числа депутатов, то «Батькивщина» может рассчитывать, как максимум, на свой старый результат. Радикальная партия Олега Ляшко может вообще не попасть в Раду.

В контексте возможных досрочных парламентских выборов сейчас в Украине четко проявляются две политические проблемы. «Самопомощь» только-только пытается самоутвердиться как политический центр, но по большому счету политического центра как точки компромисса в стране нет. И вторая проблема: в результате ожесточенной антикоммунистической кампании, которая была политической ошибкой Порошенко, нивелирован левый фланг, в украинской политике исчезли сильные левые проекты. А настроения-то никуда не делись. Многие избиратели, которые сейчас судорожно ищут, кого же поддержать, и кто соответствует их интересам, начинают обращать внимание на национал-патриотические проекты с левацкой окраской. Если посмотреть на то, что сейчас заявляют «Свобода», УКРОП, то это левый фланг, патриотический левый фланг. Это опасно, потому что это милитаризированные структуры, национал-патриотический фланг может резко радикализироваться.

– А разве Оппозиционный блок не притягивает к себе подобные левые настроения?

– На это можно рассчитывать. Пока Оппозиционный блок строит свою политику на критике. Но эта партия, видимо, будет дрейфовать в сторону социал-демократической платформы, как минимум, социал-либеральной. Потому что среди избирателей Оппозиционного блока всё больше представителей индустриального сектора, рабочих крупных предприятий, и эти люди видят в Оппозиционном блоке не просто провосточную силу, а социально ориентированную силу. Это важно, потому что нужно удерживать голоса левоориентированных избирателей, чтобы они не ушли национал-социалистическим силам. Если в 2014 году российская пропаганда, на мой взгляд, очень преувеличивала роль националистов, то сейчас я фиксирую, что несколько крупных проектов – это «Свобода, это УКРОП, это новое движение Яроша, это старый «Правый сектор» (запрещенный в РФ) – сдвигаются в национал-социалистскую нишу.

Беседовал Александр Ивахник

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net