Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.02.2016 | Политком.RU
Не для посторонних глаз
В ходе подготовки к выборам в России власти вносят локальные изменения в законодательство, ужесточая правила наблюдения за процессом голосования и подсчетом голосов на избирательных участках.
29 января Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, вводящий так называемое «крепостное право» для наблюдателей. Позднее в Госдуму был внесен и затем принят законопроект, значительно затрудняющий доступ представителей СМИ к наблюдению за выборами. Документ также закрывает «журналистскую лазейку» для наблюдателей. Тем временем, 26 февраля президент России Владимир Путин выступил на расширенной коллегии ФСБ, где предупредил о внешних «недругах», готовящихся к избирательной кампании в России.
В конце января Госдума приняла законопроект о «крепостном праве» для наблюдателей на избирательных участках. Законопроект был внесен КПРФ, хотя есть основания полагать, что документ готовился в администрации президента и ЦИКе. Кремль не в первый раз прибегает к услугам системной оппозиции: по спорным с точки зрения демократии документам удобно делить ответственность с другими парламентскими партиями, также заинтересованными в стаус-кво. Например, депутаты от ЛДПР внесли законопроект, запрещающий кандидатам на выборах использовать в агитационных материалах изображения лиц, не являющихся кандидатами. Таким образом, единороссы не смогут использовать образ Владимира Путина, а оппозиция — фотографии Алексея Навального.
Ко второму чтению в документ о наблюдателях внесли важные поправки: количество наблюдателей от партии уменьшили с пяти до двух. Авторы этих поправок - «единороссы» председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин и его первый заместитель Дмитрий Вяткин. Коммунисты выступили против этих поправок, но Госдума их одобрила. Зампред Центризбиркома Леонид Ивлев приветствовал ограничение количества наблюдателей: оно, по его мнению, является «мощным препятствием для использования «черных технологий» на выборах». «В прошлом году были случаи, когда на муниципальных выборах в Подмосковье от кандидата на избирательный участок приходили 100-150 наблюдателей. Человек приходил, показывал направление, где написано, что он наблюдатель, и, побыв на участке 15 минут, уходил. Затем ему на смену приходил другой. И люди получали деньги - якобы за наблюдение. Но это было не наблюдение, а самая настоящая скупка голосов», - сказал Ивлев «Интерфаксу».
В соответствии с новым законом, два наблюдателя имеют право вести наблюдение в помещении для голосования только поочередно. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Список назначенных наблюдателей направляется в участковые комиссии не позднее чем за три дня до голосования. Поправки бьют по мобильному наблюдению, говорил «Ведомостям» сопредседатель ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц: «Когда ограничены человеческие ресурсы, можно было направить мобильную группу из двух наблюдателей на несколько участков. У нас они охватывали до 10 участков. Сейчас такое будет невозможно». К тому же у избиркомов появится карта покрытия участков наблюдателями, и фальсификаторам легко будет отследить, где нет контроля. Против наблюдателей может обернуться и норма об удалении их только по решению суда: наблюдателя направят в суд, он уедет с участка, который на это время останется без наблюдения.
Еще одна инициатива, ограничивающая возможности по наблюдению за выборами, была внесена в Госдуму в феврале. Изменения подготовлены ко второму чтению другого законопроекта Вяткина, который он уже внес в декабре. Тот проект касается изменений законов «Об основных гарантиях избирательных прав» и «О выборах депутатов Государственной думы». Поправки ко второму чтению предусматривали право работать на избирательных участках в день выборов только тех журналистов, которые предварительно аккредитовались в избиркоме. Аккредитоваться нужно за три дня до дня выборов. Вводятся и персональные требования: аккредитацию получат только те, кто работает в редакции не менее двух месяцев и либо состоит в штате, либо получает оплату на основании гражданско-правового договора. Правозащитные организации использовали статус журналистов для того, чтобы оставаться на избирательных участках и наблюдать за выборами.
Однако нынешние поправки касаются не только ограничения возможностей для наблюдателей. Гораздо сложнее освещать выборы будет и независимым СМИ, которые далеко не всегда могут позволить себе большой штат профессиональных журналистов. При этом аккредитация фактически вводит разрешительный характер присутствия журналистов: ЦИК получит инструмент отсеивания представителей неудобных СМИ. Таким образом, закон, направленный, де-факто против ассоциации «Голос», нанимавшей обычных людей как журналистов по договоренностям с редакциями, может быть использован и против независимых СМИ.
Тем временем, 26 февраля Владимир Путин принял участие в расширенной коллегии ФСБ, где выступил с резкими заявлениями, указывающими на сильные опасения Кремля перед деструктивным влиянием Запада на выборы. Путин заявил, что зарубежные спецслужбы наращивают свою активность в России, а к сентябрьским выборам уже начали активно готовиться «недруги за бугром». Президент поручил ФСБ пресечь любые попытки вмешательства в ход выборов, а также «деятельность тех, кто попытается или может попытаться использовать националистические, ксенофобские, радикальные лозунги».
При принятии того или иного политического законопроекта Кремль, как правило, преследует локальную цель – например, ограничение возможностей близких к внесистемной оппозиции правозащитных организаций контролировать выборы. В данном случае речь идет, прежде всего, об ассоциации «Голос», а также «Открытой России», рассчитывающей привлечь тысячи наблюдателей по всей стране в день выборов. Однако для достижения локальной цели формируется такой инструментарий, который затрагивает интересы гораздо более широкого круга лиц. Понятно, что нельзя принять закон против ассоциации «Голос» или наблюдателей, которые критикуют Путина. В итоге приходится ограничивать сам институт наблюдения и права средств массовой информации. В нынешней ситуации это может означать рост числа конфликтов на избирательных участках, риски силовых столкновений с наблюдателями и правозащитниками. А это может негативно сказаться на уровне легитимности выборов и их итогов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.