Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

09.03.2016 | Александр Ивахник

По замкнутому кругу: парижская встреча была обречена на неудачу

По замкнутому кругу: парижская встреча была обречена на неудачу3 марта в Париже состоялась очередная встреча министров иностранных дел стран «нормандской четверки»: Германии, Франции, России и Украины. В центре внимания на встрече находились два вопроса: участившиеся нарушения режима прекращения огня в Донбассе и подготовка местных выборов на неподконтрольных Киеву территориях.

И если по первому вопросу министры смогли констатировать некоторый прогресс, достигнутый накануне в Минске на заседании Трехсторонней контактной группы (согласование графика разминирования, запрет на проведение боевых учений вдоль линии соприкосновения), то выйти из тупика в процессе политического урегулирования ситуации не удалось.

Между тем, 23 февраля, находясь в Киеве, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер выступил с оптимистичным заявлением: «Я думаю, что во время нашей встречи в Париже мы достигнем некоторых необходимых компромиссов, договоримся о совместной позиции и сможем преодолеть все рвы, которые нас еще разделяют». А накануне переговоров в Париже Штайнмайер конкретизировал: «Мы постараемся обсудить новый избирательный закон для Донбасса, что является основным условием для проведения выборов, которые должны состояться в первой половине этого года». Берлин и Париж, разочарованные топтанием на месте в разрешении украинского кризиса, явно сделали ставку на форсирование выборов в ДНР и ЛНР в надежде, что это подтолкнет весь процесс политического урегулирования в Донбассе.

На чем основывался оптимизм Штайнмайера перед встречей в Париже – не очень понятно. Особый закон о местных выборах в Донбассе, предусмотренный Минскими соглашениями и с лета 2015 года продвигаемый представителями ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе, не имеет никаких шансов на прохождение в Верховной раде. Да и вообще в условиях распада в Раде правящей коалиции и подвешенного состояния правительства Яценюка рассчитывать на принятие Киевом принципиальных решений относительно разрешения донбасского кризиса не приходится.

В такой ситуации представители украинской власти избрали не совпадающую с подходами «нормандской четверки», но по-своему логичную тактику. Они с некоторых пор заявляют, что предпосылкой для проведения выборов в Донбассе является демилитаризация региона и установление контроля над украинско-российской границей если не со стороны Киева, то хотя бы со стороны ОБСЕ. Москва, в свою очередь, не без оснований утверждает, что эта логика противоречит последовательности шагов, закрепленной в Минских соглашениях, и делает акцент на необходимости прямого диалога между Киевом и властями самопровозглашенных республик. При этом подчеркивается важность внесения поправок в конституцию страны о предоставлении постоянного особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей. Западные участники «нормандской четверки» предпочитают не принимать чью-то сторону, публично не обсуждают спорные вопросы и подчеркивают важность переговоров между Киевом и Москвой.

Встреча глав МИД Франции, Германии, России и Украины в Париже продолжалась четыре часа и, хотя и была юбилейной, десятой, закончилась без видимых результатов. Выступая перед журналистами после встречи, Сергей Лавров признал, что в ключевом вопросе подготовки местных выборов заметных сдвигов не произошло. По словам главы МИД РФ, Россия готова была поддержать предложение Германии и Франции о проведении выборов в Донбассе в первой половине года, однако Киев попросил не настаивать на этом. Лавров в очередной раз подверг критике Киев за неготовность к прямому диалогу с представителями Донбасса. В свою очередь, министр иностранных дел Украины Павел Климкин подчеркнул, что для начала необходимо обеспечить безопасность выборов в Донбассе. «Это должна быть комплексная безопасность, и без этого нельзя говорить о выборах», – отметил министр и добавил, что для этого нужен контроль ОБСЕ над российско-украинской границей.

Франк-Вальтер Штайнмайер не скрывал после встречи разочарования. Он без обиняков признал, что прогресса в области политического урегулирования достигнуто не было. «Это была одна из самых сложных встреч, которую мы проводили. Я далек от того, чтобы быть удовлетворенным как положением на востоке Украины, так и результатами сегодняшнего вечера», – подчеркнул германский министр. «Я недоволен тем, как Киев и Москва здесь ведут переговоры, – на редкость откровенно заявил Штайнмайер. – Я боюсь, что не хватает серьезности в оценке того, какова в действительности ситуация на востоке Украины, и что в любое время может снова произойти ее обострение».

Чтобы понять, почему встреча «нормандской четверки» в Париже не могла принести результатов, полезно отложить в сторону дипломатические формулировки и спорные технические детали организации выборов в Донбассе и поставить вопрос по существу. Что в принципе изменилось бы, если бы местные выборы в ДНР и ЛНР были проведены в соответствии с украинским законодательством, с участием украинских партий и СМИ и под контролем ОБСЕ? Изменилось в плане персонального состава и политических установок местных властных группировок и взаимоотношений этих территорий с Киевом? Скорее всего, не так много. Преобладающие настроения на неподконтрольном Донбассе после почти двух лет кровавого конфликта и девяти тысяч жертв таковы, что к Украине местные жители в лучшем случае относятся с опаской и неприязнью. И в Киеве люди, принимающие решения, это, конечно, понимают, хотя публично не признают.

По сути дела, что без выборов, что после выборов получается замороженный конфликт. Только сейчас это конфликт, позволяющий Украине по-прежнему эксплуатировать свою виктимность, удерживать внимание внешних партнеров и спонсоров и указывать на него, как на причину тяжелейших финансово-экономических проблем и пробуксовки реформ. После появления в Донбассе легитимной, с точки зрения украинского законодательства, местной власти, а в перспективе – вывода из региона тяжелого вооружения и восстановления украинского контроля на границе этот конфликт примет более мягкие формы, но все равно останется на обозримое будущее. Хотя Россия минимизировала степень своего вмешательства в Донбассе, она по многим причинам не откажется от твердой поддержки особого статуса нынешних самопровозглашенных республик в составе Украины, что исключает силовые методы реинтеграции со стороны Киева. В таких условиях степень подконтрольности нынешних территорий ДНР и ЛНР центральной власти будет весьма низкой, скорее символической. Соответственно, и восстановление экономических связей с остальной Украиной будет крайне ограниченным и медленным.

Однако Киев явно опасается, что после легитимизации местных донбасских властей внешнее измерение украинского конфликта, участие в нем западных игроков постепенно будет сокращаться. Исчезнет возможность ссылаться на оккупацию Донбасса для оправдания неудач в сфере осуществления реформ и выведения экономики из кризиса. Другими словами, проведение в ближайшее время местных выборов на неконтролируемых территориях чревато для Киева очевидными политическими минусами. С другой стороны, только этот шаг может открыть путь для реинтеграции донбасских территорий в долгосрочной перспективе. Центральной украинской власти раньше или позже придется сделать выбор: либо фактически (а может быть, и формально) отказаться от части Донбасса, либо начать болезненный процесс предоставления ему юридически оформленной автономии. Но сделать такой выбор способна только политически сильная власть, располагающая народным доверием. Пока не видно никаких признаков того, что такая власть в Киеве появится.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net