Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.03.2016 | Нана Гегелашвили

Кавказская миссия Могерини: перспективы политики ЕС в регионе

Федерика Могерини и Эдвард Налбандян29 февраля – 1 марта состоялся визит Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини в две страны Закавказья - Азербайджан и Армению.

Визит Ф.Могерини в Баку стал первым после довольно напряженных отношений между ЕС и Азербайджаном. В последнее время ЕС постоянно подвергал Азербайджан резкой критике в отношении политики, проводимой Баку в области гражданских свобод, крайне неэффективных мер, направленных на совершенствование законодательства, а также урегулирование карабахского конфликта. Особо жесткая критика Брюсселя в адрес Баку содержалась в докладе Еврокомиссии, опубликованном в марте 2014 г., что и стало, пожалуй, главной причиной отказа президента Азербайджана Ильхама Алиева принять участие в Рижском саммите ЕС, состоявшемся в мае 2015 г. Более того, в преддверии парламентских выборов в Азербайджане, состоявшихся 1 ноября 2015 г., ЕС взял под обстрел власти этой страны за отсутствие дееспособной конкуренции и давление на оппозицию. В результате Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ приняло решение приостановить работу по мониторингу, осуществляемой миссией в ходе народного волеизъявления в Азербайджане через день после принятия 10 сентября 2015 г. Европарламентом резолюции, резко осуждающую ситуацию с правами человека в Азербайджане.

Однако, с самого начала было уже понятно, что временная ссора между ЕС и Азербайджаном не могла предполагать их полного разрыва. Реализация политики «Восточное партнерство», осуществляемой ЕС в отношении Азербайджана, базировалась, главным образом, на сотрудничестве в энергетической сфере. Вот почему в своем стремлении диверсифицировать маршруты и источники поставок энергоресурсов Каспия на европейские рынки, призванном снизить, таким образом, зависимость от российских энергоресурсов, Брюссель неуклонно использовал и продолжает использовать все инструменты своей внешней политики для установления стратегического партнерства в области энергетики с такими странами, как Азербайджан. Не случайно, что, находясь в Баку, Ф.Могерини приняла участие и во втором заседании министров Консультативного совета по проекту «Южный газовый коридор». По итогам заседания была подписана Совместная Декларация, в которой содержится намерение стран, вовлеченных в строительство газопроводов «Южного газового коридора», активно и плодотворно осуществлять стратегическое сотрудничество, направленное на реализацию этого проекта. Это позволяет предположить, что отношения между ЕС и Азербайджаном будут шириться и крепнуть , а проект Соглашения о стратегическом партнерстве, представленный Азербайджаном на Рижском саммите «Восточное партнерство» , будет вновь актуализирован. Что же касается позиции Баку по отношению к ЕС, то он не может не понимать того значения, которое играет Азербайджан при выстраивании энергетической стратегии Брюсселя, особенно в свете украинского кризиса.

В то же время сегодня ЕС осознает и все сложности, стоящие на пути членства стран «Восточного партнерства» в контексте его расширения. Такое понимание резко возрастает и в связи с проблемами, связанными с последствиями сирийского кризиса, приведшего к огромному числу беженцев из арабских стран, на пути их «поглощения» Брюсселем. Однако, невзирая на это, в то время, как нормативные ценности ЕС требуют от Азербайджана их соблюдения, стратегические интересы Брюсселя заставляют его закрыть глаза на отход от них.

В рамках визита Ф.Могерини в Закавказье Армения стала второй страной, которую посетила Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В ходе ее встреч с президентом Армении Сержем Саргсяном, министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном, представителями парламентских фракций и гражданского общества обсуждались внутренние реформы, проведенные в этой стране за последнее время, развитие отношений между ЕС и Арменией, а также ситуация в регионе. При этом, похоже, что политика комплементарности Армении, которая в силу своего географического положения всегда будет вынуждена балансировать между интересами Москвы и амбициями Запада, не позволяет ЕС вывести эту страну за рамки своих интересов, равно как и игнорировать стремление Еревана к сотрудничеству с Брюсселем во всех сферах, представляющих взаимный интерес в рамках программы «Восточное партнерство» .

Понятно, что нагорно-карабахский конфликт не может оставаться неурегулированным целую вечность и рано или поздно эту проблему придется решать. Желание сдвинуть конфликт с «мертвой точки» испытывают обе противоборствующие стороны. Главными признаками этого является попеременное возобновление боевых действий с обеих сторон вкупе с появляющимися время от времени заявлениями со стороны официальных чиновников, как Азербайджана, так и Армении о необходимости его решения.

Вот почему, действуя в рамках «Трансатлантического партнерства» ЕС пытается распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, обновляя и усовершенствуя свой собственный европейский пакет для стран «Восточного партнерства». Для реализации этой цели ЕС выработал дорожную карту (A Democracy roadmap from Vilnius to Riga) , направленную на расширение сотрудничества со странами «Восточного партнерства», в которой впервые содержится намерение Брюсселя усилить роль ЕС в вопросе урегулирования затяжных конфликтов. Согласно заявления представителя главы дипломатии ЕС Майи Косьянчич , «нынешний статус-кво в нагорно-карабахском конфликте является неприемлемым и для ЕС, и его мирное урегулирование остается приоритетом». Однако пока это все – лишь декларации о намерениях, что и создает патовую ситуацию, которая не предполагает в сегодняшних условиях никакого прорыва в урегулировании конфликта. К тому же резкое противостояние между РФ и Западом свели на «нет» и без того скудные возможности для скоординированных действий со стороны посредников. Тем не менее, в настоящее время формат Минской группы ОБСЕ остается непреложным, а инициативы, связанные с расширением ее мандата и размещении в зоне конфликта постоянных подразделений, наделенных полномочиями фиксировать нарушения, сегодня активно обсуждаются.

«Обновленные мадридские принципы», содержащие много недочетов относительно проведения референдума о статусе Нагорного Карабаха, а также районов Азербайджана под контролем армянских сил и возвращение беженцев, могут стать отправной точкой по выходу из тупика. Не случайно, что, находясь в Ереване, Верховный представитель ЕС в который раз озвучила позицию Союза о том, что военного решения карабахского конфликта не существует и выступила в поддержку Мадридских принципов урегулирования конфликта и работы Минской группы ОБСЕ.

Таким образом, визит Федерики Могерини в две страны Закавказья – Азербайджан и Армению, сильно отстающих от третьей страны этого региона - Грузии - на пути их интеграции с ЕС, становится логическим продолжением политики «Восточное партнерство», особенно с учетом нарастающей конфронтации между двумя ключевыми игроками в регионе - РФ и Турцией, последствия которой могут выйти далеко за рамки этой политики.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net