Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.04.2016 | Татьяна Становая
Выборы на Донбассе: ложная цель минского процесса?
От Украины, кажется, устали все. Переговоры в рамках минского процесса стали рутиной. По большому счету, сегодня никто не понимает, как выйти из минского тупика: всё уперлось в вопрос проведения на «особых территориях» местных выборов. Выборы, кажется, нужны всем, кроме Киева: ведь они были бы красивым выходом из дипломатического ступора. Но это ошибка – выборы не только обострят украинский конфликт, но и могут привести к новым военным действиям.
Три сценария выборов, которых не будет
Вообще выборы в Донбассе нужны потому, что они были прописаны в минских соглашениях. Почему они туда попали – один из главных вопросов. Выборы, в первую очередь, были нужны Москве, и их включение в соглашения стало крупной дипломатической победой Кремля. Интерес тут комплексный. Во-первых, власть на территориях ЛНР и ДНР периодически нужно обновлять. Во-вторых, ее необходимо легитимировать. В-третьих, без проведения выборов Москве трудно влиять на кадровый состав органов власти. Можно, конечно, обновлять власть и без выборов, но это создает больше управленческих и политических рисков. А можно обновлять власть, проводя выборы, как это было осенью 2014 года. Правда те выборы переломили хребет первым минским соглашениям и были одним из событий, которые спровоцировали новое серьезное военное обострение, привели к возобновлению боевых действий и Минску-2.
Организация и проведение выборов гипотетически подразумевает один из трех вариантов. Вариант первый – все проходит под контролем пророссийских сил. И это означает фактическую сдачу Донбасса под протекторат России при молчаливом согласии Европы. Россия даже может допустить наблюдателей ОБСЕ. Но кто руководит организацией голосования, тот и определяет фаворитов. Проведение конкурентных выборов при таком варианте исключается. Это может быть только плебисцит по заведомо определенной фигуре будущего лидера. Готов ли к этому Париж и Берлин, готово ли к признанию таких выборов ОБСЕ?
Вариант второй – выборы проходят по законам Украины в присутствии наблюдателей ОБСЕ, и их организация подразумевает реальную политическую вовлеченность украинских властей в определение кандидатов, их регистрацию, контроль их кампании и подведение итогов. Мечтать не вредно, скажут на это в Москве. Вариант, предусматривающий фактически добровольную сдачу Донбасса Киеву невозможен для России.
Так как первый вариант не устроит мир и Украину, а второй – Россию, причем ни при каких условиях, был придуман третий вариант, который преподносится публике как вариант компромисса и который получил название «плана Мореля» в честь французского дипломата Пьера Мореля. Этот вариант, по всей видимости, обсуждался в ходе визита в Киев министров иностранных дел Германии и Франции. Он подразумевает проведение местных выборов по украинским законам, но без изменения конституции. Причем выборы желательно провести уже весной. Более того, наиболее жесткую позицию тут занимает Берлин, обозначивший дедлайн – выборы до лета этого года.
Суть же плана, если очень коротко, заключается в том, что все делают вид, что выборы пройдут по украинским законам, проведут выборы «местные» (то есть пророссийские силы), а международные наблюдатели все это тихонько легитимируют. Но во-первых, от России требуется минимум приличий, на что Москва не очень готова идти. Во-вторых, от Украины требуется ни много ни мало подписать закон о том, что Киев согласен с нарушением всех украинских законов о выборах и не только. Не факт, что такой закон одобрят ополченцы, которые и тут хотят иметь право вето.
Проблема тут в том, что Москва в действительности пытается продать Западу первый вариант в упаковке второго, выдав его за третий. Европа же делает вид, что это и есть компромисс. Источник «Коммерсанта» сообщал в феврале, что европейские дипломаты думают, как оформить голосование с точки зрения украинского законодательства. Поразительно, что все сказано прямым текстом: оформить. То есть изберут нужного Москве кандидата, но оформят по-украински. Больше похоже на авантюру. И примирить Киев с Москвой это не только не сможет, а скорее напротив, усугубит конфликт.
Да и Москва постарается сделает так, чтобы Киеву проглотить пилюлю было как можно больнее. Выборы, кажется, никого не примирят, а просто позволят Европе сделать вид, что минский процесс успешен. Но европейские дипломаты и политики могут не беспокоиться: Кремль им так просто из кризиса выйти не даст. Даже если Киев согласиться проглотить горькую пилюлю, приличных, с точки зрения европейских стандартов, выборов в ДНР и ЛНР быть не может.
Стремиться, чтоб не достичь
Угроза повторения плохих выборов по образцу ноября 2014 года пугает больше, чем сами выборы. Поэтому для Москвы выборы – это то, к чему все должны стремиться, но то, что вряд ли будет проведено так, как всем нравится. Действует это по принципу морковки для осла. Осел в данном случае – минский процесс, обреченный на бесконечность. Ведь чтобы провести выборы, нужен принятый Радой закон о выборах и конституционное определение статуса «особых территорий». А украинские власти в этом вопросе политически блокированы. Петр Порошенко больше не имеет конституционного большинства, а сама тема проведения выборов настолько острая, что может усугубить политический кризис.
Принцип морковки работает следующим образом: ДНР и ЛНР выборы «по просьбе Москвы» регулярно откладывают, проявляя таким образом «конструктивность». Это тоже само по себе ценно и вряд ли Москва так просто откажется от этой возможности проявлять «конструктивность» на постоянной основе, особенно учитывая, что украинские власти которые выборы проводить вообще не собираются.
Но морковка выборов действует и на Запад, который попался в ценностную ловушку. Выборы – базовая основа любой демократии, и в вопросах построения государственности идти против этой процедуры невозможно. Вдруг неожиданно сложился консенсус между Россией и Парижем-Берлином, основанный на признании важности выборов.
Москва руками Запада хочет заставить Киев обсуждать неудобную для него тему. Как мы видим, выборы для Москвы не самоцель - Кремль не будет добиваться их проведения любой ценой. Сегодня выборы в ДНР и ЛНР скорее неудобны для Москвы, так как провести их так, чтобы понравится Парижу, Берлину и ОБСЕ, невозможно. Ну и, конечно, мир должен перевернуться, чтобы их признал Киев.
Но если с позициями Киева и Москвы все более или менее ясно, то позицию Запада, требующего выборов как можно скорее, понять сложнее. В действительности, продавливание выборов способно привести к новой войне, а требование о проведении выборов – большая дипломатическая ошибка.
Если не выборы, то что?
Украина и так становится тяжелым европейским бременем. За два года проблема недопустимости политики России в отношении Украины превратилась в гораздо более сложную и неприятную тему урегулирования статуса Донбасса. Это дипломатическая победа Москвы и головная боль для Европы. Она не прекратится с выборами.
Выборы опасны тем, что их проведение подразумевается на территории с разрушенными государственными институтами власти. В ДНР и ЛНР – военная диктатура, изменить это не под силу ни ОБСЕ, ни минским дипломатам, ни кому бы то ни было еще. Это территория де-факто уже выпавшая из правового поля Украины. Сейчас начинается паспортизация населения, что, безусловно, - шаг в сторону выхода из состава Украины. ДНР и ЛНР - это также территории, за которые население платит кровью, вне зависимости от того, кто в этом виноват. Это уже история, и к состоянию февраля 2014 года Донбасс не вернется никогда. После принятия закона о выборах, украинскими не станут ни суды, ни правоохранительные органы. Ни тем более военные. Это уже иная правовая реальность.
Альтернативой прямым выборам глав ДНР и ЛНР может стать система согласованного в минской группе назначения. И общих точек соприкосновения тут гораздо больше. Переписывать минские соглашения не понадобится. Пункт 4 комплекса мер о реализации минских соглашений предполагает «диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона». Диалог о модальностях может вполне допускать организацию более сложной системы формирования органов власти, например, через «наделение полномочиями» местным парламентом. Что-то в духе той системы назначений, что действовала в России до возвращения губернаторских выборов. Фигура фаворита может быть согласована с Киевом и утверждена пророссийскими парламентами «особых территорий» или даже областей.
Редакция рекомендует
Вариантов с назначением может быть множество. Это позволяет согласовать в рамкам дипломатического процесса фигуру главного фаворита, не обостряя военные риски электоральной конкуренцией. Население же может участвовать в этом через формирование законодательной власти.
Выборы – ложная цель мирного процесса. Для Европы – это лишь репутационный вопрос, для России – избыточная и инструментальная технология, для Украины – неприемлемая провокация. Так если выборы никому не нужны, может быть честнее попробовать договориться об иных механизмах выхода из институционального тупика минского процесса?
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.