Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Выборы

18.04.2016

Политконсультант Валентин Бианки: «Никакая харизматичность и навыки публичных выступлений сами по себе не приведут к победе на праймериз. Без системной политической работы не обойтись»

Валентин БианкиВ нынешнем году праймериз «Единой России» проходят с беспрецедентным размахом, а в ряде округов складывается интересная электоральная конфигурация. «Политком.RU» решил разобраться в том, как нынешний формат предварительного голосования будет реализовываться на практике, какие возможны сценарии в отдельных, показательных округах, а также в целом в особенностях подготовки элит к предстоящим выборам. Обсудить эту тему наш портал пригласил питерского политконсультанта Валентина Бианки.

– «Единая Россия» начала проводить внутрипартийные праймериз с 2007 года. Но лишь перед выборами в Госдуму 2016 года партия приняла беспрецедентное решение: предоставить возможность участвовать в праймериз не только членам партии, но и беспартийным, сделать голосование на праймериз открытым для всех желающих и провести его по всей стране в один день – 22 мая. На Ваш взгляд, с чем связано такое решение партии, какие цели оно преследует?

– Есть часть причин, которые объявляются партией, и они правдивы. Это –повысить публичность, это – заставить кандидатов пораньше проявиться в публичном пространстве и, конечно, это связано с возвращением в России мажоритарных выборов. Потому что очень важно, с точки зрения руководства партии и администрации президента, как-то повысить роль публично-электоральных факторов, с тем чтобы кандидаты поменьше времени тратили на элитные игры, чего было во многом достаточно для списочных выборов. Это такая внешняя история. Плю,с понятно, что это будет активно раскручиваться в медийном пространстве. В мае будут две основных политических темы: День Победы и праймериз 22 мая, когда кандидаты развернут активную агитацию.

При этом уже понятно, что это всё сработало не в полной мере. Но в полной мере это и не могло сработать, потому что заметной части представителей «Единой России» некомфортно вступать в жестко конкурентную ситуацию. Вступить в кампанию и проиграть многим кажется неприемлемой ситуацией. Поэтому все равно будут попытки в значительной части округов заранее договориться. Если начинать анализировать ситуацию, то во многих округах уже понятно, кто победит на праймериз, не важно – присутствуют там пять или десять кандидатов.

– В связи с этим такой вопрос. В воскресенье закончился прием заявок на участие в праймериз, всего там заявились 3260 человек, из которых почти половина – беспартийные. И когда осенью прошлого года Дмитрий Медведев говорил о праймериз, он заявил, что никаких «договорных списков» в регионах не будет. На нынешней стадии подготовки к праймериз уже можно сделать вывод, что это заявление не оправдало себя? Так получается?

– Нет, смотрите. Вопрос в том, что невозможно прийти в аппарат «Единой России» или в администрацию президента и сказать: «Вот я там пойду, давайте договоримся, что я побеждаю» и, главное, получить соответствующие гарантии. Это невозможная история. И в этом смысле процедура достаточно открытая. С другой стороны, понятно, и это совершенно нормально для любой партийной системы, что, естественно, люди договариваются. Договариваются друг с другом, с разными кланами. Но кто-то не договорился. Во многих регионах какие-то люди выскакивают в последний момент. Например, по Петербургу в 218 округе было очевидно, что единственный серьезный кандидат – Юрий Шувалов, который в течение 10 лет был замруководителя аппарата Госдумы. И тут в воскресенье подает документы на праймериз небезызвестный Виталий Милонов, и появляется серьезная интрига: а кто победит?

– Чуть позже мы еще вернемся к ситуации в Петербурге и обсудим ее более подробно. А сейчас вопрос о дебатах, которые являются обязательными по процедуре проведения праймериз. Уже начались первые дебаты между участниками праймериз. Каково Ваше впечатление о них? Не носит ли эта процедура формальный характер? Могут ли дебаты действительно выявить новые яркие публичные лица? И могут ли такие лица получить место в финальном списке партии?

– Я думаю, что дебаты и вся процедура праймериз сыграют для многих людей очень серьезную роль в качестве механизма вхождения в публичное политическое пространство. В этом смысле задача праймериз и дебатов как их составляющей в любом случае будет выполнена. Просто потому, что это возможность сделать заявку на будущее, получить хоть какое-то внимание СМИ. И если человек сможет как-то ярко выступить, шанс быть замеченным праймериз точно дают. Для молодых людей и вообще для новичков это очень полезная процедура. Другое дело, что никакая врожденная харизматичность и навыки публичных выступлений сами по себе не приведут к победе на праймериз. Без системной политической работы не обойтись. Если представить, что средняя явка на праймериз составит 7% (говорили про 15%, но реальная планка ощутимо ниже), даже 5% – это в среднем 22,5 тысячи человек. Убедить придти 22,5 тысячи человек, если ты не выстраивал какую-то работу на территории, это никаким новичкам не доступно. Представить себе, что за тебя большинство проголосует только благодаря твоим ярким выступлениям на дебатах – это не очень реалистичная история.

– То есть открытие дверей для участия в праймериз беспартийным – это просто способ пополнить актив на будущее?

– Для отдельных лиц это возможность вхождения в партийную среду, а для партии, для власти в целом – это вовлечение в свою орбиту еще какого-то круга людей. Я думаю, что в интересах сильных кандидатов потом кого-то из проявивших себя на праймериз новичков привлечь в свою команду с обещанием способствовать их дальнейшему продвижению. Для новичков это начало пути, но это не трамплин, с которого прыгнул и оказался внутри.

– Теперь давайте поговорим о распределении опытных, статусных кандидатов по региональным группам и по одномандатным округам. Предполагается, что в общефедеральном списке кандидатов «Единой России» будет 35-40 территориальных групп, т.е. число групп составит менее половины от числа субъектов Федерации. С чем, на Ваш взгляд, связана такая ситуация – прямо скажем, запутанная, непонятная?

– На самом деле, это одна из самых интересных историй, касающихся как процедуры праймериз, так и самих выборов в Госдуму. По факту это сразу означает во многом отрыв от губернаторов. В крупных регионах, которые будут отдельными территориальными группами, логика понятнее: если губернатор пользуется поддержкой, то его можно ставить во главе списка. Правда осенью транслировалось, что этого не будет, но потом появились заявления Собянина, Минниханова, Кадырова, что они все равно возглавят, а сейчас обсуждается Полтавченко и еще целый ряд глав регионов.

– Сейчас речь идет вообще о 17 губернаторах вроде бы.

– Да. То есть уже получается, что почти половину территориальных групп возглавят губернаторы. Но как только у нас межрегиональная территориальная группа, то автоматически получается, что во главе списка не должно быть губернатора, потому что иначе это порождает острые конфликты: кто на первом месте, кто не на первом, по численности региона или по популярности это решается, в результате возникает сильное напряжение. Поэтому я думаю, что первоначально идея состояла в том, чтобы оторвать составление списков от губернаторов.

Второй очень важный момент – это то, что бюллетень на праймериз составляется по региональному партийному списку. Но из-за того, что пока нет нарезки межрегиональных территориальных групп, получается следующая ситуация. Есть два или три небольших региона, которые планируется объединить. В каком-то из этих регионов по партийному списку побеждает на праймериз некая персона. И вот дальше вопрос: если партийный список межрегиональный, то эта персона точно в него попадет, но на каком месте – это на волю руководства партии. То есть это страховка центра от того, что они потом с этим могут не справиться, не смогут повлиять на очередность получения мандатов.

– Некоторые наиболее известные деятели партии, прежде всего, из действующих депутатов Госдумы, направлены для участия в праймериз в те регионы, к которым они никогда не имели отношения. К примеру, Сергей Неверов выдвигается в Смоленской области, Андрей Исаев – в Удмуртии, Александр Жуков – в Новосибирской области, Андрей Макаров – в Рязанской и т.д. В руководстве «Единой России» говорят, что хотят таким образом увеличить шансы партии в электорально сложных для нее регионах. Но возникает вопрос: не вызовет ли это недовольства в местных элитах, куда придут эти потенциальные лидеры списков?

– Обязательно вызовет. И это ровно та же история, о которой я говорил: что осенью совершенно четко был заявлен целый ряд параметров, рассчитанных на то, чтобы уменьшить влияние региональных элит и персонально губернаторов на списки. Потому что, когда речь идет о тяжеловесах федерального масштаба, то понятно, что ни один губернатор не решится лоббировать своего кандидата от другой партии или самовыдвиженца с тем, чтобы победить Жукова, Нарышкина, Неверова и т.д. Я думаю, что там все равно было много попыток сопротивляться, однако они оказались безуспешными. Но в части этих регионов такой десант связан и с тем, что там действительно плохо с кандидатами, имеющими рейтинговые ресурсы, хотя тоже понятно, что, скажем, персональный рейтинг Неверова в Смоленской области по умолчанию невысокий.

– Вопрос насчет участия губернаторов: сейчас уже порядка 17 глав регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, возглавят региональные списки. Как Вам кажется, с чем связано все-таки явное изменение первоначальной концепции – с желанием губернаторов возглавить список на подведомственной территории из статусных соображений или с волей федерального центра?

– Я думаю, что оба фактора сыграли свою роль. Мне представлялось, что есть попытка со стороны руководства партии и администрации президента снизить влияние губернаторов, а второе – сделать партию партией, то есть не объединением всех-всех, а реально партией. Все равно и осенью было понятно, что понемногу рейтинг партии будет снижаться. Но, во-первых, этому замыслу помешало очень сильное сопротивление регионального истеблишмента, включая многих глав регионов. Во-вторых, там же был такой аккуратный вброс, что Медведев будет один во главе списка, а сейчас обсуждается, что в головную часть списка войдут 6-7 человек.

Таким образом, выбрана, во многом вынужденно, концепция, состоящая в том, чтобы демонстрировать консолидацию власти. То есть, грубо говоря, если это партия и федеральное правительство, то получается, что слишком много игроков сразу становятся против. Потому что есть огромное количество людей, которые, если бы там был один Медведев, с удовольствием стали бы вести игру на то, чтобы «Единая Россия» получила совсем немного, и это стало бы поводом для смены премьер-министра. А если это партия, в которой и губернаторы, и какие-то еще значимые местные лица, то, значит, принята концепция консолидации правящего класса в лице этой партии.

Поэтому конкретное сопротивление губернаторов было одним из факторов, но помимо этого прорабатывалась концепция одна, а в итоге была выбрана концепция более классическая для нашей страны и для «Единой России». Отсюда, кстати, попытка оживить опять институт сторонников. Отсюда изменение позиции в отношении ОНФ: прорабатывалось повышение роли ОНФ, а сейчас очевидно, что прямой роли ОНФ в кампании не будет, потому что иначе он бы замещал собой логику широкого консолидированного движения.

– Теперь более конкретный вопрос. На праймериз в Москве ожидается высокая конкуренция. Так, в ЦАО заявилось аж 33 участника, в среднем по одномандатным округам Москвы – по 20 участников. А какова ситуация в Питере? Какие основные особенности предвыборного расклада в рядах «Единой России» в Петербурге Вы можете выделить? Какие коллизии здесь возможны?

– В Петербурге в последний день подачи заявок количество участников сильно возросло, в одном из округов – с 5 до 13. В целом в Петербурге имеет место ситуация борьбы за власть. Есть персонализованное противостояние в администрации губернатора и руководителе Законодательного собрания. Два года назад была провалившаяся попытка со стороны администрации губернатора сместить главу ЗАКСа Вячеслава Макарова с поста руководителя регионального отделения «Единой России». Недавно были замечательные истории, как показательно «прокатили» выдвиженца от администрации губернатора в качестве члена городского избиркома и взяли угодного Макарову человека. Идет серьезная борьба за смещение руководителя горизбиркома. Сейчас формируется новый состав территориальных избирательных комиссий, которые в 2011 году сильно повлияли на итоговый персональный расклад парламента. Идет борьба за процедуру праймериз по выборам депутатов заксобрания. По базовой версии эти праймериз будут закрытыми, и хотя это уже вызвало критическую публичную оценку Вячеслава Володина, но Петербург особый регион, который имеет возможность игнорировать такое мнение сверху.

С одной стороны, Госдума меньше интересует что Полтавченко, что Макарова, а с другой стороны, по ряду округов возникли конкурентные ситуации на праймериз. Сейчас есть идея, что Полтавченко должен возглавить оба партийных списка: и территориальный в Госдуму, и в заксобрание. И насколько я понимаю, губернатор, исходя из этого, настаивает, что он тогда должен принимать все ключевые решения. А тут происходит замечательная история с Оксаной Дмитриевой, которая заявила, что она с Макаровым договорилась на выборах в ЗАКС вместе с «Единой Россией» бороться за честные выборы. Макарову для чего это нужно? Макарову нужно, чтобы в ЗАКСе были лояльные ему депутаты, абсолютно не важно от каких партий. Поэтому Макаров идет на союз с так называемой группой Максима Резника, в которой бывшие яблочники, одна коммунистка и два бывших эсера. В зависимости от процедуры праймериз в «Единой России» на выборы в ЗАКС определится, кто и насколько будет влиять на состав кандидатов от ЕР. Сейчас вокруг этого идет непубличная борьба.

Что касается праймериз на выборы в Госдуму, то здесь наиболее интересен округ 218, где заявились Юрий Шувалов и Виталий Милонов.

– А почему Милонов заявился в тот же округ, что и Шувалов? С чем связано это совпадение? Там же несколько округов.

– Восемь. Милонов не мог заявиться по другому округу, потому что его заксовская территория расположена именно в этом округе. Я думаю, что это может быть элемент его игры, чтобы договориться и через две недели сняться с выборов. Договориться с разными группами под гарантии поддержки на выборах в заксобрание. Это может быть и игра, а может быть и нет. Может быть, это серьезные планы, ведь обсуждалось, что он хочет пойти в Госдуму. Но на текущий момент, я думаю, федеральному центру не очень хочется видеть настолько радикального и яркого персонажа в стенах Госдумы. Тем не менее, это, кстати, тоже показатель, что несмотря на отношение к нему федерального центра, отказать ему в участии в праймериз не могли.

Еще один вопрос касательно Петербурга состоит вот в чем. Есть восемь мажоритарных округов. С одной стороны, уже понятны наиболее сильные кандидаты-единороссы на праймериз. Но с другой стороны, почти по каждому округу есть кандидаты, в победу которых поверить сложно, но которые являются представителями тех или иных групп влияния, условно говоря, окружения того же Макарова.

– То есть реальная конкурентность на праймериз все-таки предполагается?

– Я думаю, что это тоже всё будет элементом торга, например: давайте мы этого кандидата отзываем [с выборов в ГД – прим ред.], а вы нам не мешаете на выборах в ЗАКС. А еще нужно сказать, что проходных мест от Петербурга по списку «Единой России», вероятно, не больше четырех. А фигур, которые имеют основания скорее статусные, чем электоральные, попасть в этот список, намного больше четырех. Есть тот же Юрий Шувалов – человек изначально из окружения Бориса Грызлова. Есть депутат Госдумы Ирина Соколова – человек, практически никому не известный в городе, но тоже была помощницей Грызлова и входит в определенный круг влияния. Она выдвинулась и по округу, и в список. Есть Василий Шестаков, который электорально не является сильной фигурой, но известен как спарринг-партнер по дзюдо президента Путина. Есть Владимир Плигин – фигура политически сильная, но мало знакомая избирателям города. Есть вице-губернатор Игорь Дивинский. Есть депутат Госдумы Сергей Вострецов – бывший профсоюзный руководитель. Есть депутат и оперная певица Мария Максакова. И еще несколько человек, которые тоже претендуют на место в списке. И все понимают, что предстоит бесконечная процедура торгов, что гарантии, данные сейчас, мало что значат. Ясно, что надо дойти до конца праймериз, а потом в ходе торгов будет решаться, кого, где и как выдвигать – кого в списке, кого по округу. И пока этот список на самом деле не будет выдвинут во второй половине июня, у многих персон будет сохраняться подвешенная ситуация.

– А из восьми мажоритарных округов, на Ваш взгляд, в скольких «Единая Россия» имеет серьезные шансы победить?

– Из всех кандидатов, заявившихся по округам на праймериз, лишь Вострецов и в последний месяц Шувалов начали серьезную работу на территории. Остальные не являются известными фигурами. Из восьми округов только в трех по факту нет сильного кандидата от оппозиции. Есть 217 округ, где имеет сильные позиции Оксана Дмитриева, которая по-прежнему достаточно популярна, а теперь еще и заручилась поддержкой спикера заксобрания. Есть 215 округ, где будет выдвигаться Олег Нилов, являющийся руководителем регионального отделения «Справедливой России», который всегда на этой территории избирался. И от этой территории есть три действующих депутата закса от эсеров. Есть 214 округ, где есть другой кандидат от «Справедливой России» Елена Драпеко, которая в силу известности обладает хорошим стартовым заделом и уже давно активно работает на территории.

И есть 216 округ, где стоит вопрос о достижении договоренностей представителей оппозиции между собой. От КПРФ там собирается пойти депутат и режиссер Владимир Бортко, от «Яблока» – известный в городе депутат закса Борис Вишневский. Также там, видимо, пойдет Максим Резник от «Партии роста» и глава фракции эсеров в заксе Алексей Ковалев – очень известный в Петербурге градозащитник. Правда, получается так много сильных оппозиционеров, что может победить единоросс, но в любом случае это крайне непростой для ЕР округ. К тому же среди кандидатов-единороссов почти все фигуры, практически кроме Милонова, электорально в масштабах мажоритарных округов малоизвестны. А времени почти не остается: скоро начнутся майские праздники, а потом лето, дачный сезон. Поэтому фактор известности окажется принципиальным для результатов голосования в сентябре.

– Последний вопрос. Поскольку процедура относительно новая, то мобилизовать избирателей, заинтересовать их будет относительно нелегко. Какова в этом случае может быть реальная отдача от праймериз для «Единой России»?

– К плюсам можно отнести то, что все равно это процедура гонит политиков действующих, опытных, начинающих – кого угодно – в публичное пространство и на территории. И это в той или иной степени сработает. Создание правил для кандидатов подталкивает их пораньше идти на территории, в народ, выступать, а не просто нанимать политтехнологов, которые будут готовить и разносить листовки. И в этом смысле процедура праймериз полезна. Второй плюс – произойдет вовлечение неких новых людей. Другое дело, как себя поведут представители регионального истеблишмента. Будут они стараться этих людей отогнать и уничтожить или воспользуются возможностью получить новые кадры?

Это из плюсов. Из минусов есть риск того, что сами по себе люди не пойдут голосовать на праймериз – придут, к примеру, полтора процента, и то относительно адекватных. Если же медийная кампания сработает, и люди придут, то, конечно, очень тяжело будет объяснить им, почему они два раза должны ходить, чтобы выбрать кандидата – в мае и в сентябре.

Беседовал Александр Ивахник

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net