Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.05.2016 | Александр Ивахник
Миграционная сделка: пересмотр правил
Мартовское соглашение между ЕС и Турцией о противодействии нелегальной миграции в Европу, которое с самого начала казалось непрочным и рискованным, после вынужденной отставки его основного архитектора, турецкого премьера Ахмета Давутоглу, столкнулось с серьезным испытанием. Жизнеспособность соглашения открыто подвергается сомнению с обеих сторон.
Как известно, согласно сделке, Турция обязалась препятствовать нелегальной переправке мигрантов через Эгейское море со своей территории на греческие острова и принимать обратно тех, кому все же удалось достичь берегов Греции после 20 марта. В ответ Евросоюз за каждого возвращенного сирийца-нелегала обязался размещать в странах-членах ЕС одного сирийца, зарегистрированного в турецких лагерях для беженцев. Кроме того, ЕС обещал выделить Турции для финансирования механизма помощи беженцам 6 млрд. евро до конца 2018 года. Но самая привлекательная для турок и чувствительная для европейцев часть сделки – отмена виз для турецких граждан при краткосрочных (до 90 дней) поездках в страны шенгенской зоны в деловых и туристических целях.
За конец марта и апрель выявилось, что миграционная сделка с Анкарой приносит Европе свои плоды. Если в предыдущие месяцы на греческие острова каждый день перебиралось с территории Турции до тысячи и более нелегалов, то за весь апрель – 3209. Поэтому, несмотря на широкое недовольство среди европейских политиков и граждан перспективой отмены виз для 80 миллионов жителей неспокойной страны, Еврокомиссия 4 мая рекомендовала странам ЕС уже с июля ввести безвизовый режим с Турцией.
Правда, в рекомендации Еврокомиссии отмечалось, что отмена виз должна произойти только в том случае, если Турция выполнит пять условий подписанного ранее соглашения, прогресс по которым пока недостаточен. Среди них наиболее принципиальным является пересмотр действующего в Турции закона о борьбе с терроризмом, а именно: сужение юридического определения понятия «терроризм» с целью обеспечения защиты прав национальных меньшинств и свободы слова в стране. Вообще говоря, брюссельские бюрократы не могли не понимать, что приведение турецкого антитеррористического законодательства в полное соответствие с европейскими стандартами невозможно без изменения природы авторитарного режима президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Тем не менее, суровая реальность миграционного кризиса заставляет руководителей ЕС подходить к отношениям с Анкарой сугубо прагматически и закрывать глаза на множащиеся нарушения свободы слова и гражданских прав в Турции. И всё же Анкара должна была хотя бы внешне продемонстрировать готовность к компромиссам.
Однако президент Эрдоган, заставив чрезмерно самостоятельного премьера Давутоглу подать в отставку и, судя по всему, сконцентрировавшись на идее осуществления конституционной реформы с целью перехода к президентской республике, отказался играть по правилам во взаимоотношениях с Евросоюзом. Уже 6 мая, на следующий день после объявления Ахмета Давутоглу о своей скорой отставке, Эрдоган в резкой форме заявил в Стамбуле, что Турция не намерена вносить изменения в закон о терроризме и будет продолжать бороться с ним, как считает нужным. После этого в Европе вспомнили, что Эрдоган ранее ратовал за расширение сферы применения антитеррористического законодательства путем распространения его действия на ученых, писателей и журналистов по обвинению в подстрекательстве к терроризму.
8 мая президент Турции выступил с новой порцией резкой критики в адрес миграционной политики Евросоюза. Выступая в Стамбуле, он заявил: «В то время как Турция раскрыла свою душу и границы жертвам и угнетенным, они [страны ЕС] сразу же закрыли свои двери, когда эта проблема их коснулась. Они не знают жалости, они не знают справедливости. В них существует диктатура и жестокость». Эрдоган также обвинил Европу в том, что она оставила Турцию одну бороться с терроризмом.
После смещения премьера Давутоглу, проявлявшего более гибкий подход в диалоге с Брюсселем, и откровенно антиевропейских заявлений президента Эрдогана появились признаки того, что Евросоюз не готов идти на дальнейшие уступки Турции по принципиальным вопросам. Во всяком случае, это касается Европарламента, без одобрения которого решение об отмене виз не может быть принято. Стало известно, что в конце прошлой недели главы политических фракций Европарламента как правого, так и левого толка согласовали решение о приостановке работы над отменой визового режима для граждан Турции. 11 мая глава Европарламента Мартин Шульц в интервью радиостанции Deutschlandfunk заявил, что на данный момент не видит «ни единого шанса» на заключение договора о безвизовом въезде граждан Турции в шенгенскую зону. Шульц добавил, что «власти Анкары не хотят ничего менять в законах о борьбе с терроризмом», и президент Эрдоган в последние дни «дал это ясно понять».
По словам главы законодательного органа ЕС, «совершенно не может быть речи» о том, что Европарламент начнет рассмотрение вопроса о безвизовом режиме, если Анкара не выполнит все условия для отмены виз, включая пересмотр антитеррористического законодательства. Мартин Шульц отметил, что Турция должна определиться, когда национальный парламент приступит к рассмотрению требуемых пунктов. При этом речь о перспективе отмены виз с июля уже не идет. По словам Шульца, чтобы Европарламент мог утвердить новые правила в октябре, власти Турции должны начать обсуждения незамедлительно.
Однако пока никаких предпосылок к этому не просматривается. 11 мая министр Турции по вопросам отношений с Евросоюзом Волкан Бозкыр посетил Страсбург, чтобы побеседовать с руководством Европарламента. По итогам переговоров Мартин Шульц и Волкан Бозкыр провели пресс-конференцию, на которой фактически признали, что процесс зашел в тупик. Представитель Анкары подчеркнул, что Турция уже сделала всё необходимое для того, чтобы договор о безвизовом режиме был подписан. Позже в интервью Би-би-си Бозкыр заявил, что надежд на безвизовый режим с Евросоюзом для граждан Турции становится всё меньше и меньше.
Между тем, стало известно, что ввиду реальной угрозы отказа Турции от выполнения миграционной сделки с Евросоюзом и вероятности нового наплыва беженцев через Эгейское море в структурах ЕС началась работа над альтернативным планом противодействия незаконной миграции – так называемым «планом Б». 9 мая немецкий таблоид Bild со ссылкой на неназванного «министра из ЕС» сообщил, что если Турция откроет свои границы и откажется от реадмиссии нелегалов, то на греческих островах будут созданы уже не центры приема беженцев, а лагеря для их долговременного проживания. При этом паромное сообщение островов с материковой Грецией будет приостановлено. Те нелегальные мигранты, которым будет отказано в получении убежища, прямо с островов будут депортироваться с страны своего происхождения. В случае перехода к этому плану Греция для обустройства лагерей и содержания беженцев получит от Евросоюза те 6 млрд. евро, которые были выделены Турции.
Конечно, этот «план Б» вызывает много вопросов. Во-первых, как будут добираться до материка и обратно греческие жители островов, если паромное сообщение будет приостановлено? Во-вторых, не понятно, что дальше будет с теми беженцами, которые получат в лагерях легальный статус. Наконец, крайне сомнительно, что левое греческое правительство, которое и так имеет очень непростые отношения с Брюсселем из-за проблем выхода из глубокого долгового кризиса страны, согласится превратить эгейские острова из мест массового туризма в долговременные «отстойники» для мигрантов. Скорее всего, явно сырая идея «плана Б» вытащена на свет, чтобы показать Реджепу Тайипу Эрдогану, что миграционная зависимость Евросоюза от Турции не является абсолютной и в случае крайней нужды Европа найдет выход из положения.
Впрочем, пока и президент Эрдоган не готов сжигать все мосты. 10 мая в телевизионном выступлении он выразил надежду на то, что Евросоюз «выполнит свое обещание» предоставить Турции безвизовый режим к октябрю этого года. Идея отмены виз с ЕС очень популярна в Турции, в которой миллионы жителей имеют родственников в Германии и других европейских странах. И Эрдоган, видимо, не хочет, чтобы до проведения референдума по вопросу о переходе к президентской республике гражданам Турции пришлось с этой идеей расстаться.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.