Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Экспертиза

24.05.2016 | Александр Ивахник

Британцы решают: жить с Европой или врозь

Британцы решают: жить с Европой или врозь Остался месяц до того дня, когда жители Великобритании придут на референдум, чтобы решить, продолжать ли им жить внутри объединенной Европы или вернуться к многовековой истории отдельного от континента существования. Ставки высоки, и этот вопрос сейчас не имеет конкурентов в повестке дня общественной жизни страны. Только за выходные по всей Британии прошло около тысячи митингов, организованных кампанией «Остаться» и кампанией «Голосуй за выход».

Общественно-политическая борьба по вопросу о будущем статусе Великобритании имеет ряд особенностей. Главная из них состоит в том, что правящая Консервативная партия выступает в этом вопросе отнюдь не монолитно. После того, как премьер-министр Дэвид Кэмерон в феврале в результате долгих и упорных переговоров добился от Брюсселя ощутимых уступок относительно условий пребывания Британии в Евросоюзе, его правительство стало решительно выступать за сохранение членства страны в ЕС. Но поскольку тема европейской интеграции и отношений с ЕС всегда была очень чувствительной для Консервативной партии, в которой евроскептики обладают серьезным влиянием, Кэмерон вывел вопрос о референдуме за рамки партийной дисциплины, предоставив членам партии, включая министров и депутатов, свободу в индивидуальном качестве отстаивать любую позицию. Против продолжения членства в ЕС активно выступают министр юстиции Майкл Гоув, еще четыре члена правительства и около сотни депутатов палаты общин от консерваторов. Среди них харизматичный и влиятельный бывший мэр Лондона Борис Джонсон, который, как считается, намеревается стать новым лидером партии после ухода Кэмерона. В результате возникла довольно странная ситуация, когда два наиболее ярких политика-тори – Дэвид Кэмерон и Борис Джонсон являются лицами соответственно кампании за сохранение членства в Евросоюзе и кампании за выход.

Когда у Дэвида Кэмерона спросили, был ли он возмущен решением своего старого друга Бориса Джонсона поддержать Brexit («британский выход»), тот ответил: «Я человек, поэтому естественно я был разочарован». В то же время лидер тори стремится подчеркнуть, что вопрос о голосовании на референдуме не является партийным вопросом. 19 мая в интервью LBC Radio он сказал: «Я стремлюсь доказать широту кампании [за сохранение членства], и я не хочу, чтобы этот вопрос стал своего рода торийской психодрамой между мной и Борисом Джонсоном или мной и Майклом Гоувом». Кэмерон отметил, что хочет избежать внутренних конфликтов в Консервативной партии, «отчасти чтобы продемонстрировать, что те, кто ратуют за сохранение членства в Евросоюзе, реформированном Евросоюзе, включают Лейбористскую партию, Партию зеленых, Либерально-демократическую партию, профсоюзное движение, преобладающую часть британских промышленников и большинство владельцев малого бизнеса». Стоит добавить, что Шотландская национальная партия, имеющая в этой части Соединенного Королевства доминирующее влияние, ведет обособленную кампанию за сохранение членства в ЕС, поскольку не хочет делить трибуну с консерваторами.

Вторая особенность общественных дебатов о судьбе членства в Евросоюзе заключается в том, что кампания за Brexit раскололась на две части. Основу официально зарегистрированного объединения «Голосуй за выход» составляют деятели партии тори, сопредседателем объединения является министр юстиции Майкл Гоув. Кроме того, в кампании «Голосуй за выход» представлены некоторые лейбористы, либерал-демократы, а также множество мелких общественных объединений. Но Партия независимости Соединенного Королевства во главе с Найджелом Фараджем не включена в официальную кампанию, поскольку в британском истеблишменте эта партия рассматривается как слишком крайняя из-за одностороннего акцента на проблемы иммиграции. Фарадж ведет свою собственную кампанию за Brexit и резко критикует лидеров объединения «Голосуй за выход». 21 мая он попросту назвал их кретинами.

Правительство и кампания «Остаться» (ее официальное название «Британия сильнее в Европе») основной упор в своей агитации делают на негативных последствиях для страны в случае ее выхода из Евросоюза. Британские таблоиды даже окрестили эту кампанию «Проект Страх». Такой крен в агитации связан с тем, что мало кто в Великобритании испытывает эмоциональную приверженность к объединенной Европе, а недоверие к структурам ЕС, к брюссельской бюрократии, напротив, широко распространено. Дэвид Кэмерон, его соратники в кабинете и спикеры кампании «Остаться» недвусмысленно предупреждают о шоке для экономики и рынка труда, о разрушительном воздействии на инвестиции в страну, а также о росте угроз для национальной безопасности, если Британия решит обособиться.

Правительство попыталось подкрепить эти предупреждения прогнозными экономическими расчетами. Министр финансов Джордж Осборн в середине апреля представил доклад своего министерства, согласно которому в случае выхода из Евросоюза ВВП Британии к 2030 году был бы на 6% ниже, чем при сохранении членства. Авторы доклада пришли к заключению, что выход из ЕС повлечет за собой сокращение государственных доходов на 36 млрд. ф.ст. в год – на 4300 ф.ст. в расчете на каждое домохозяйство. Основная идея доклада применительно к избирателям абсолютно ясна: «Если вы проголосуете за выход, ваш кошелек станет тоньше».

В конце апреля Дэвид Кэмерон и бывший генеральный секретарь Британского конгресса тред-юнионов Брендан Барбер опубликовали совместную статью в газете Guardian, в которой отметили, что выход Британии из Евросоюза ударит по зарплатам жителей страны. «Менее открытая торговля приводит к уменьшению производительности. Неважно, работаете ли вы на автозаводе, на фабрике, в магазине или в офисе – скорее всего, вы будете приносить домой меньше денег в конце каждого месяца, чем приносили бы в том случае, если мы останемся в ЕС», – написали премьер-министр и профсоюзный деятель. Они отметили, что выход из ЕС ударит прежде всего по тем семьям, которым и так живется нелегко, поскольку фунт стерлингов ослабнет, стоимость жизни резко повысится, а число рабочих мест сократится.

Дэвид Кэмерон нередко поднимает и тему связи между пребыванием Великобритании в ЕС и обеспечением международной безопасности. Он подчеркивает, что Евросоюз, несмотря на все совершенные ошибки, помогал примирить страны континента во время вооруженных конфликтов, а изоляционизм никогда не играл на руку Британии. «Мы знаем, что быть глобальной державой и одновременно европейской державой – не взаимоисключающие понятия», – подчеркивал британский премьер. В доведении этой мысли до жителей страны ему активно помогал президент США Барак Обама во время визита в Великобританию в конце апреля. «Сильная Европа не является угрозой для глобального лидерства Великобритании. США видят, как ваш весомый голос в Европе обеспечивает вам сильную позицию в мире, а также сохраняет Евросоюз открытым, заинтересованным в поддержании контактов с другими странами и тесно связанным со своими союзниками по другую сторону Атлантики», – подчеркивал Обама. Британский премьер пустил в ход и известные аргументы относительно коварного курса Кремля, направленного на развал Евросоюза. Выступая в Лондоне 17 мая, Кэмерон обратился к аудитории с вопросом: «Кто был бы счастлив, если бы мы вышли?» И выдвинул предположение: «Путин может быть счастлив. Я подозреваю, Аль-Багдади [лидер запрещенного в РФ «Исламского государства»] тоже».

Сторонники выхода Великобритании из объединенной Европы заявляют, что членство в евроструктурах всё больше подрывает национальный суверенитет, что развитие страны сдерживается бесчисленными бюрократическими путами, навязываемыми Брюсселем, а свобода передвижения внутри ЕС лишает Великобританию контроля над своими границами. Голосование за выход из ЕС позволит отобрать власть у высокомерной и безответственной европейской элиты и вернуть ее народу, подчеркивают агитаторы Brexit. Особый акцент делается на теме непомерной трудовой миграции в Британию из стран ЕС, которая отбирает рабочие места у самих британцев и ложится тяжелым бременем на систему социального обеспечения.

Крайние идеологи кампании за выход, например, бывший министр кабинета тори Оуэн Патерсон, утверждают, что Великобритания «превратилась в колонию супергосударства ЕС». К крайним позициям всё больше склоняется в своей риторике и самый яркий лидер лагеря сторонников Brexit Борис Джонсон. 9 мая он выступил с резкой речью, в которой назвал Евросоюз «политическим проектом, вышедшим из-под контроля». Джонсон утверждал, что Дэвиду Кэмерону не удалось добиться проведения таких реформ внутри ЕС, которые были им обещаны, и поэтому правительству надлежит поддержать выход Британии из Евросоюза. «Такая базовая вещь, как право государства самому решать, кто получит право жить и работать в твоей стране, отнята у нас и находится в руках Брюсселя», – подчеркнул бывший мэр Лондона. Также в этой речи Джонсон подверг критике действия ЕС в сфере международной безопасности, которую, по его словам, гораздо лучше обеспечивает НАТО. «Если хотите пример международной политики ЕС, состряпанной на коленке, и претензий ЕС на оборонную политику, из которых вырастают настоящие проблемы, посмотрите, что случилось на Украине», – заявил он. На его взгляд, «претензии ЕС на собственную международную и оборонную политику – это риск подрыва НАТО».

Борис Джонсон не раз утверждал, что Евросоюз становится супергосударством, которое покушается на автономию Британии. А 15 мая в интервью газете Sunday Telegraph он и вовсе сравнил интеграционные цели Евросоюза с целью Гитлера установить господство в Европе. По его словам, 2000 лет европейской истории видели примеры обреченных попыток объединить континент и воссоздать «золотой век» правления римлян. «Наполеон, Гитлер пытались сделать это, и такие попытки заканчивались трагически. ЕС представляет собой попытку сделать это другими методами», – сказал Джонсон. Эта фраза вызвала широкие и явно неблагоприятные для автора комментарии в британской политической элите и в СМИ.

Немаловажную роль в ходе борьбы вокруг вопроса о предпочтительном международном статусе для Великобритании играет позиция бизнеса. В прессе было опубликовано несколько коллективных писем известных бизнесменов как за сохранение членства в ЕС, так и за Brexit. Но в целом можно констатировать, что преобладающая часть крупного бизнеса, особенно финансово-банковский сектор и экспортно-ориентированные отрасли выступают за статус-кво. Об этом говорит и тот факт, что кампания «Остаться» получает значительно более щедрую спонсорскую поддержку со стороны бизнеса, чем кампания «Голосуй за выход». В пользу выхода настроены многие представители мелкого и среднего бизнеса, фермеры, у которых вызывает острое недовольство наднациональная регламентация их деятельности.

Еще один важный фактор, влияющий на формирование настроений жителей Великобритании перед референдумом, – редакционная политика крупнейших британских СМИ. Большинство негосударственных СМИ (позиция ВВС подчеркнуто нейтральна) отдают предпочтение публикациям, носящим евроскептический характер. В частности, явный крен в пользу Brexit присущ самым тиражным британским газетам – The Sun и Daily Mail. Газета британской элиты The Times и проконсервативная Daily Telegraph часто критикуют практику Евросоюза, но избегают призывов к выходу и излагают аргументы обоих лагерей. Лишь либеральная The Guardian и пролейбористский таблоид Daily Mirror однозначно высказываются за сохранение членства в Евросоюзе.

Как все охарактеризованные выше обстоятельства и факторы воздействовали на динамику предпочтений британцев при голосовании на референдуме 23 июня? Опросы последних месяцев показывали, что число сторонников сохранения членства Британии в Евросоюзе примерно равно числу сторонников выхода, а около 20% жителей не определились. Но самые последние опросы демонстрируют увеличение доли тех, кто не хочет выходить из объединенной Европы. Так, опубликованный 17 мая опрос компании ORB выявил, что 55% проголосовали бы за сохранение членства в ЕС, а 40% – за выход. Согласно опросу компании Ipsos MORI, опубликованному 18 мая, также 55% высказываются за сохранение членства, а 37% – за выход. При этом 49% считают, что положение британской экономики ухудшится после выхода из Евросоюза, и лишь 26% думают, что улучшится. Опрос также показал, что рост поддержки сохранения членства в ЕС произошел за счет сдвига в настроениях сторонников консервативной партии.

Однако эта тенденция пока не является устойчивой. Так, представленный 18 мая опрос другой авторитетной исследовательской организации British Election Survey выявил, что сохранение членства поддерживают 43%, а выход – 40,5%. Среди тех, кто определенно собирается голосовать на референдуме, разрыв почти отсутствует: 45% – за статус-кво и 44,5% – за выход. Коррективы в конечный исход референдума могут внести и особенности явки избирателей. По данным социологов, на референдум намерены придти 55-60% избирателей, но среди сторонников Brexit эта доля заметно выше. Так что Дэвиду Кэмерону, который сделал проведение референдума одним из главных обязательств успешной избирательной кампании консерваторов на парламентских выборах год назад, пока рано расслабляться.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net