Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.05.2016 | Александр Ивахник
Консервативная «Семёрка»
26-27 мая в курортном городке Исэ-Сима японской префектуры Миэ состоялся саммит Группы 7 – в третий раз без участия России. Сбор лидеров ведущих демократий мира проходил на фоне нагромождения острых мировых проблем.
Лидеры Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Италии и Канады в результате двух дней дискуссий хотя и смогли согласовать 32-страничную итоговую декларацию, оказались не в состоянии предложить свежие решения. Более того, приоритеты японского премьера Синдзо Абэ, президента США Барака Обамы и руководителей ведущих стран Европы явно не совпадали.
Хозяин саммита Синдзо Абэ, которому никак не удается устойчиво вывести страну из порочного круга стагнации и дефляции, попытался выдвинуть на первый план задачи активного стимулирования мировой экономики. Японский премьер бил тревогу. По его мнению, «мировая экономика находится сейчас на распутье», и «если будут приняты неправильные меры, мы можем столкнуться с кризисом, масштабы которого выходят за рамки обычных экономических циклов». Абэ отметил, что с 2014 года цены на сырьевые товары сократились на 55%, что сопоставимо с ситуацией в период мирового финансового кризиса 2008-09 годов. Автор «абэномики» призвал мировых лидеров последовать его примеру: стимулировать экономический рост путем наращивания государственных расходов и инвестиций и смягчения монетарной политики.
С таким подходом отчасти солидаризировался Барак Обама, но у Ангелы Меркель и других представителей старого континента эта позиция поддержки не нашла. Канцлер Германии подчеркнула, что вышедшие из-под контроля госрасходы в ряде стран еврозоны привели к тяжелому кризису европейской валюты и сокращение бюджетных дефицитов требует жестких мер регулирования. В итоге пришли к малосодержательному компромиссу. В декларации саммита хотя и отмечается, что «глобальный экономический рост является нашим срочным приоритетом», но говорится лишь о необходимости «более сильного и сбалансированного набора инструментов», который «учитывал бы обстоятельства каждой страны».
Другой вопрос, в котором японский лидер пытался заручиться поддержкой своих коллег по G7, касался настойчивых притязаний Китая на спорные острова в Южно-Китайском море, подкрепляемых военно-морскими демаршами. Однако европейские лидеры проявили в этом вопросе осторожность. В декларации вообще не упоминается Китай. В ней говорится лишь о соблюдении норм морского права и принципов свободы мореплавания, выражается озабоченность ситуацией в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и подчеркивается «фундаментальная важность мирного урегулирования споров». Но и этого оказалось достаточно, чтобы Пекин гневно обвинил Токио в попытке использовать статус хозяина саммита для эскалации региональной напряженности и изоляции Китая.
Продвинуть свои специфические интересы стремился не только Синдзо Абэ, но и некоторые другие лидеры. Так, в итоговую декларацию вошла формулировка о рисках для мировой торговли и экономики, которые несет возможный выход Британии из Евросоюза. «Выход Соединенного Королевства из ЕС развернул бы вспять тенденцию к росту глобальной торговли, инвестиций и числа рабочих мест и является еще одним серьезным риском для экономического роста», – говорится в документе. По сведениям газеты the Guardian, предупреждение по поводу Brexit появилось в декларации в последний момент. Не трудно догадаться, что об этом попросил Дэвид Кэмерон, пытающийся перед референдумом встроить в кампанию за сохранение членства страны в ЕС авторитетный голос западных лидеров.
Уходящий президент США, в свою очередь, использовал саммит, чтобы продемонстрировать озабоченность руководителей ведущих западных стран вероятным выдвижением Дональда Трампа кандидатом от республиканцев на президентских выборах в ноябре. Барак Обама сказал журналистам, что его коллеги по Группе 7 «удивлены республиканским выдвиженцем» и не знают, как реагировать на его наглый политический стиль. «Они растеряны, и тому есть причины. Потому что немало предложений, которые сделал Трамп, показывают или невежество в мировых делах, или бесцеремонную позицию, или интерес к тому, чтобы попасть в твиты и заголовки, вместо того, чтобы реально продумывать, как сохранить Америку безопасной и процветающей и как обеспечить движение мира ровным курсом», – отметил глава Белого дома.
В Москве, возможно, связывали некоторые надежды на саммит G7 в Японии в плане смягчения позиции в отношении России. За последний год активная роль России в сирийском конфликте значительно активизировала ее взаимодействие с США и другими западными державами. В разрешении украинского кризиса заметных подвижек не произошло, но становилось все более заметно давление Запада на Киев, чтобы подтолкнуть реализацию политической части Минских соглашений. А буквально накануне саммита «семерки» Москва совершила яркий символический жест, освободив Надежду Савченко. Внутри Евросоюза все громче звучат голоса в пользу отмены санкций в отношении России. Показательно, что за 10 дней до саммита министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в интервью журналу Spiegel даже заговорил о выгодах возвращения России в формат «восьмерки». «Всё время делается вид, будто возможность участия в определенных форумах – это подарок для России. Мы порой забываем, почему в наших собственных интересах привлечение России к международному партнерству и разделению ответственности», – сказал глава германского МИД. Штайнмайер добавил: «Именно в кризисные времена важны форматы, в рамках которых мы можем преодолеть отсутствие диалога и вернуться за стол переговоров... Поэтому важнейшие индустриальные страны должны быть заинтересованы в возвращении России в круг G8, например, если она внесет свой вклад в реализацию Минских соглашений».
За возвращение России в Группу 8 ранее высказывался хозяин саммита в Исэ-Сима Синдзо Абэ. 6 мая вопреки недовольству Вашингтона японский премьер провел переговоры с президентом Владимиром Путиным в Сочи, на которых обсуждался вопрос о спорных южнокурильских островах; на начало лета намечен визит Путина в Японию. Абэ явно выступает сторонником более тесных отношений с Россией. На пресс-конференции по итогам саммита он заявил: «Россия должна играть конструктивную роль в решении мировых конфликтов, в том числе в Сирии. Необходимо поддерживать диалог с президентом России Владимиром Путиным для решения сирийского кризиса».
В той части итоговой декларации саммита G7, которая посвящена Сирии, роль России действительно оценивается позитивно. Лидеры «семерки» осудили сирийский режим за нарушения прекращения боевых действий, особенно в районе Алеппо, но приветствовали обязательство России работать с сирийскими властями с целью минимизации воздушных операций в районах, где проживает преимущественно гражданское население либо стороны конфликта, поддержавшие прекращение огня. Участники саммита призвали Россию и Иран настаивать, чтобы режим Башара Асада соблюдал договоренности о прекращении огня и прекратил атаки на мирных граждан.
Однако в главном вопросе, который волнует Москву, – вопросе сохранения антироссийских санкций – видимых изменений в позиции западных лидеров не произошло. Формулировки итоговой декларации в отношении санкций и роли России в украинском кризисе почти дословно повторяют формулировки соответствующего документа прошлогоднего саммита в германском Эльмау. Участники встречи в Исэ-Сима признают «важность продолжения диалога с Россией в целях обеспечения взятых ею на себя обязательств и норм международного права для достижения всеобъемлющего, устойчивого и мирного урегулирования кризиса в Украине». В вопросе об антироссийских санкциях в декларации подтверждена хорошо известная позиция Запада, согласно которой «срок действия санкций связан с полной реализацией Россией Минских соглашений; санкции могут быть сняты, когда Москва выполнит эти обязательства». Повторяется и уже привычная формула, что могут быть приняты «дополнительные ограничительные меры в целях повышения издержек для России, если ее действия этого потребуют». Единственный новый момент, зафиксированный в декларации в связи с украинским кризисом, касается местных выборов в Донбассе. Лидеры стран G7 призвали все стороны конфликта «выполнять свои обязательства без промедления с целью проведения местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей в соответствии с Минскими договоренностями».
Поскольку перспектива реализации политической части Минских соглашений весьма туманна, если вообще достижима, то ясно, что лидеры ведущих стран Европы на саммите Евросоюза в конце июня будут настаивать на продолжении антироссийских санкций, и такое решение, судя по всему, будет принято. В Москве решили не ждать неизбежного и продемонстрировать свою твердость. Сразу после завершения саммита «семерки» премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что поручил подготовить предложения по продлению российских продовольственных антисанкций до конца 2017 года. Другими словами, российское руководство не считает вероятной отмену западных санкций в отношении России еще в течение полутора лет. Скорее всего, такие ожидания вполне реалистичны.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.