Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.02.2006
ПУТИН ЗАБЫЛ ТОЛЬКО О БРЮНЕТКАХ
Вчерашняя традиционная пресс-конференция Владимира Путина стала рекордной и по длительности, и по количеству присутствовавших на ней журналистов. Президент казался хорошо подготовленным, по-хорошему жестким и уверенным в своих ответах, при этом снова сумев порадовать аудиторию своими полюбившимися россиянам остротами. Но что важного сказал президент? Мнения Алексея Макаркина, Иосифа Дискина и Сергея Маркова.
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
Пресс-конференция состоялась на старте председательства России в «большой восьмерке». Поэтому многие месседжи, прозвучавшие на ней, адресованы Западу. Задача Путина была показать, что Россия соответствует основным принципам G8, которые предполагают, что страна-участник элитного клуба должна быть не только сильной страной с рыночной экономикой, но и страной демократической и свободной.
Вот по поводу последней составляющей возникает все больше вопросов и на Западе, и у нас. Достаточно вспомнить последнюю статью экс-советника президента Илларионова или страсти вокруг принятия закона об НПО. В довершение к этому в последние два месяца возникла тема энергетической политики России - заговорили об энергетическом шантаже с нашей стороны.
Вот на этом весьма неблагоприятном информационном фоне Россия и вступает в председательство на саммите «большой восьмерки». Перед президентом на вчерашней пресс-конференции стояла задача изменить этот фон. Показать, что мы являемся свободной страной, хотя и в своем варианте.
Из важных заявлений, сделанных Путиным, я бы отметил, что президент объявил себя противником огосударствления экономики, сторонником крупных транснациональных кампаний с участием частного капитала (отвечая на вопрос о «Газпроме», он причислил его именно к таким кампаниям), а в макроэкономической сфере и в вопросе о Стабилизационном фонде Путин обнаружил солидарность с отечественным министерством финансов, то есть показал себя либералом в экономике. Он заверил также, что негосударственные кампании в топливно-энергетическом комплексе будут по-прежнему существовать и развиваться. Все это было призвано показать, что Россия является рыночной страной и не претерпела изменений с этой точки зрения.
Опасения, связанные с сомнениями в приверженности России демократическому пути развития, были призваны развеять ответы президента об усилении роли политических партий, его оценка роли Ельцина – эти заявления направлены на то, чтобы убедить слушателей, что никакого реванша тоталитаризма в России не будет. Удалось ли Путин убедить аудиторию, вопрос открытый.
Думаю, что главным адресатом этих заявлений была та часть западной аудитории, которая еще колеблется и не имеет четкого отношения к современной России, а не те, кто являются безусловными критиками нашей страны и кого президент назвал вчера советологами».
Что касается этой колеблющейся, неангажированной аудитории, то борьба за ее симпатии действительно возможна. И это в значительной части осуществимо при сочетании имиджевых акций и реального демократического и рыночного курса. Однако для этого не только необходимо, чтобы имиджевые шаги сопровождались реальными шагами в либеральном направлении. Нужно, чтобы не совершались шаги, которые бы однозначно свидетельствовали о том, что страна двигается в противоположном направлении.
Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
Первое впечатление, что президент выстроил ответы так, что ему удалось расставить всю систему приоритетов российской внутренней политики. Он ответил на те вопросы, которые являлись предметом острых дискуссий в последнее время. Например, о том, сработала ли система назначения губернаторов. Относительно же приоритетов экономической политики президент ответил, что это не корпоративизм, а ответы на реальные запросы, при которых рыночные основы не нарушаются.
Кроме того, я обратил внимание на то, что Путин поигрался со спекуляциями на Западе по поводу российского газового оружия.
В целом же президент показал, что он не хромая утка, а человек, реально держащий руку на пульсе событий, что он буквально в курсе всех вопросов, зачастую даже в деталях. И это поражает.
Что же касается его заявления о том, что бизнесменом он себя не чувствует, поэтому председателем правления «Газпрома» после окончания президентского срока не станет, то к этим словам Путина я бы предложил отнестись с доверием. Как и к большинству его слов. Но вот, например, председатель совета директоров «Газпрома» – это совсем не бизнесмен, а стратег, и такую должность Путин вполне может занять. В таких высказываниях хорошо помнить завет одного из известных германских теоретиков: «Надо говорить правду, одну только правду, но не всю».
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
Президент подтвердил основные приоритеты своей политики, главный из которых – проведение институциональных реформ. Он подтвердил свою политику сочетания частной и государственной собственности. Модель создания транснациональных компаний с государственным контрольным пакетом акций. Вообще же, сложилось впечатление, что он горд своими достижениями.
Когда президент разъяснял суть национальных проектов, которые включают в себя повышение уровня доходов их основных участников, то ничего не сказал о необходимости модернизации и системы здравоохранения и образования. А эти проекты с такой задачей никак не справятся.
Так же, как и в прошлый раз, мы услышали мало о коррупции, о колоссальном разрыве между богатыми и бедными. К моему большому сожалению, я не услышал ничего и о необходимости возрождения нравственности. Президент косвенно признал, что во многих общественных бедах (в частности, в дедовщине в армии) виновата общая обстановка аморальности. Но не сделал из этого политических выводов. А ведь от политических выводов до конкретных предложений, как исправить ситуацию, еще несколько шагов. Так что, похоже, ситуация еще не скоро изменится.
Мне была интересна его позиция по поводу НПО. Он довольно четко ее сформулировал, обозначив проблему непрозрачности финансирования. Я бы не согласился с одной фразой президента о том, что другие государства не могут использовать НПО в своих целях. Это то же самое, как если бы он сказал, что мужчины и женщины должны говорить правду друг другу. Оно, может, было бы хорошо, но это абсолютно невозможно. Поэтому и призывать к этому, и неистовствовать по этому поводу неумно. Нужно признать, что НПО используются другими государствами. А признав это, мы должны создать сеть своих НПО, как для работы внутри своей страны, так и в других странах, где у России есть свои интересы – вот к чему нужно стремиться. Это и есть современная политика, за ней будущее, и нельзя ни в коем случае занимать оборонительную позицию по этому вопросу.
Я был рад, что президент прямо обвинил США с недопуске России в ВТО – это правильная позиция. Жадность и отсталость в восприятии многих вещей (в том числе изменений, произошедших в России со времен холодной войны) мешает Штатам стать настоящими лидерами в современном мире.
А в целом мое впечатление весьма благоприятное - хорошо, что у нас такой адекватный президент, воспринимающий основные приоритеты и знакомый в деталях с делами своей страны.
Подготовила Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.