Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.07.2016 | Александр Ивахник
Следком с криминальным душком
Коррупционные скандалы не раз за последнее время случались и в Генпрокуратуре, и в МВД, и в Следственном комитете, и в ФСБ. Но, пожалуй, впервые скандал, который разразился сейчас по следам задержания и ареста трех высокопоставленных руководителей СК России, напрямую связан с их непосредственным взаимовыгодным сотрудничеством с откровенным криминалитетом.
19 июля оперативники ФСБ провели обыски в ряде начальственных кабинетов в здании СКР в Техническом переулке и в здании столичного главка СКР на Новом Арбате и задержали начальника Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР Михаила Максименко, его заместителя Александра Ламонова и первого заместителя начальника Главного следственного управления СКР по Москве Дениса Никандрова. Вечером все трое были арестованы по решению Лефортовского суда Москвы. В ФСБ сообщили, что руководящих работников Следкома подозревают в превышении должностных полномочий и получении взяток от представителей криминального сообщества. Им грозит до 15 лет лишения свободы, но обвинения пока не предъявлены. 21 июля стало известно, что в ходе обысков в рабочих кабинетах и по месту жительства арестованных были обнаружены 70 тыс. евро, 30 тыс. долларов и коллекция часов на 500 тыс. евро.
Журналисты через источники в различных правоохранительных органах выяснили, что уголовное дело связано со взяткой, которую обещал и частично (в размере 1 млн. долларов) вроде бы уже выплатил VIP-следователям самый авторитетный в России в настоящее время вор в законе Захарий Калашов (Шакро Молодой). В ответ авторитетные работники Следкома должны были добиться освобождения из-под ареста «правой руки» Шакро Молодого Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец, который был арестован по уголовному делу о перестрелке у ресторана Elements на Рочдельской улице в Москве 14 декабря 2015 года. И взяткополучатели путем давления на нижестоящих следователей и процессуальных ухищрений выполнили свое обязательство: 14 июня Итальянец вышел из СИЗО, но был тут же задержан оперативниками ФСБ уже по новому уголовному делу, открытому следователями московского главка МВД. 12 июля был задержан и арестован сам Шакро Молодой.
Когда 19 июля уже вовсю бушевал информационный шум в связи с задержанием и арестом Никандрова, Максименко и Ламонова, Следственный комитет глухо молчал. Лишь на следующий день пресс-секретарь СК Владимир Маркин, обычно щедрый на комментарии по любому поводу, скупо проронил в Твиттере: «Стыдно и горько за то, что произошло с нашими так называемыми коллегами. Это, конечно, бросает тень на СКР, но работа по самоочищению будет продолжаться!» Тут вызывают вопросы три вещи. Во-первых, почему «так называемыми коллегами»? Известно, что Максименко и Никандров входили в ближайшее окружение председателя СКР Александра Бастрыкина, причем Никандров был утвержден на посту первого замначальника ГСУ СКР по Москве лишь три месяца назад, значит – пользовался поддержкой шефа ведомства до самого последнего времени.
Во-вторых, о какой «работе по самоочищению» ведет речь господин Маркин, когда эту скандальную историю раскручивали работники ФСБ, а Бастрыкин лишь формально санкционировал открытие уголовного дела в соответствии с требованием УПК? Наконец, в-третьих, спикер СКР совершенно очевидно «сливает» арестованную троицу, хотя задержанные вины не признали, обвинение еще не предъявлено, а якобы выплаченный главным мафиози страны миллион долларов не найден. Это значит, что собранные эфэсбэшниками оперативные материалы, представленные и Бастрыкину и, судя по всему, президенту Владимиру Путину, обладают большой убедительной силой.
Подобные случаи смычки высокопоставленных правоохранителей с организованной преступностью были нередки в 90-х годах прошлого века. Но тогда государство по множеству объективных причин находилось в предельно ослабленном состоянии. В течение последних полутора десятилетий происходило целенаправленное и неуклонное укрепление силовых органов. Тем не менее, нынешний скандал свидетельствует о крайней степени деградации и разложения в верхнем эшелоне Следственного комитета.
Не говоря об общеполитических основаниях такого печального положения вещей, здесь можно назвать две специфические причины. Во-первых, институциональная бесконтрольность Следственного комитета РФ, который, подчиняясь напрямую главе государства, по сути, выведен из-под надзора Генпрокуратуры, призванной обеспечивать соблюдение законности. Во-вторых, особенности кадровой политики внутри СКР. По должностной лестнице стремительно продвигались те следственные работники, которые отличились в политически мотивированных уголовных делах.
Начальник Главного следственного управления СКР по Москве Александр Дрыманов, который вроде бы подал в отставку накануне обысков в главке, вел расследование уголовных дел о событиях в Южной Осетии в 2008 году и на юго-востоке Украины в 2014-2015 годах. Дрыманов также возглавлял следственную бригаду по «второму делу ЮКОСа», а Денис Никандров работал в составе этой бригады. Похоже, активное участие в «лепке» столь фантасмагорического дела с вызывающе абсурдным характером обвинений оказало разрушительное воздействие на морально-этическую сторону личности молодого следователя. В 2010 году Никандров уже руководил следственной группой по уголовному делу замминистра финансов РФ Сергея Сторчака (у Сторчака нашлись влиятельные заступники, и в январе 2011 года дело было прекращено за отсутствием события преступления).
Надо отдать должное тем руководителям и оперативникам ФСБ, которые восприняли преступную сделку высокопоставленных чинов Следкома с криминальным авторитетом как выход за красную черту и осуществили наверняка непростое в аппаратном смысле расследование, более того – довели его до открытия уголовного дела. Можно почти не сомневаться, что этот громкий скандал пошатнет положение главы СКР Александра Бастрыкина, который за последние месяцы отметился целым рядом провокативных заявлений, в том числе призывом к ревизии Конституции. 20 июля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин об этой истории «информирован исчерпывающе». Песков отказался ответить на вопрос о дальнейшей судьбе Бастрыкина, и это уже о многом говорит.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.