Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.08.2016 | Александр Ивахник

Эрдоган играет на опережение

Сирия, танкиВ ночь на 24 августа Турция начала наземную операцию в Сирии по вытеснению боевиков ИГИЛ из важного приграничного города Джераблус. Поводом стали неоднократные кровавые теракты на территории Турции, совершенные боевиками ИГИЛ, включая взрыв на курдской свадьбе в городе Газиантеп 21 августа, унесший жизни более 50 человек. Однако потенциально турецкое вторжение в северную Сирию больше всего задевает интересы не джихадистов, а сирийских курдов.

Операция «Щит Евфрата» началась с массированного артиллерийского обстрела Джераблуса и серии авиаударов с участием самолетов международной коалиции во главе с США. После этого к Джераблусу направились турецкие танки и спецназ, за которыми последовали бойцы отрядов антиасадовской оппозиции, входящих в «Сирийскую свободную армию» (ССА). Утром в среду президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган официально объявил о начале операции в Сирии, прямо указав, что она направлена против «Исламского государства» (запрещенного в России) и курдских сил самообороны. В сообщении официального турецкого агентства Anadolu говорилось, что целью операции в Джараблусе является очистка турецких границ от террористических группировок и поддержка территориальной целостности Сирии (последнее утверждение звучит, конечно, парадоксально, учитывая, что с Дамаском никто ничего не согласовывал).

Уже вечером в среду появились сообщения, что отряды «Сирийской свободной армии» при поддержке турецких войск полностью захватили город Джараблус, находившийся под контролем ИГИЛ с 2013 года. При этом боевики «Исламского государства» серьезного сопротивления не оказали: они начали покидать Джераблус еще накануне операции. 25 августа министр обороны Турции Фикри Ышык заявил, что турецкие военные будет поддерживать сирийских повстанцев до тех пор, пока они не возьмут под контроль всю территорию в этом районе. По информации источников Reuters, бойцы ССА продвинулись даже южнее Джараблуса примерно на 10 километров. По данным Reuters, на территории Сирии сейчас находится более 20 турецких танков.

Таким образом, хотя пока наземная операция турецкой армии является довольно ограниченной, Анкара практически не скрывает, что цели преследуются далеко идущие. Российские эксперты по ближневосточному региону уверены, что главная задача прямого турецкого вмешательства в сирийский конфликт – помешать курдам соединить контролируемые ими территории на северо-востоке и северо-западе Сирии в единый анклав. Действительно, 18 августа курдские «Народные силы самообороны» (YPG) после недавнего взятия у ИГИЛ стратегически важного города Манбидж начали наступление на Джераблус и Аль-Баб (все эти города расположены на западном берегу Евфрата) с хорошими шансами на успех. Появлялась практическая перспектива того, что вся полоса территории вдоль границы Сирии и Турции будет контролироваться курдами.

В таком развитии событий Анкара видит прямую угрозу целостности Турции, поскольку считает, что вооруженные отряды сирийских курдов непосредственно связаны с боевиками Рабочей партии Курдистана, действующими на юго-востоке Турции. Судя по всему, Анкара видит способ помешать этому в создании на части прилегающей территории Сирии буферной зоны, контролируемой протурецкими силами сирийской оппозиции при военной поддержке северного соседа.

Реакция Дамаска на военную операцию Анкары оказалась ожидаемо негативной. Не секрет, что Башар Асад заинтересован в ослаблении не только боевиков ИГИЛ, но и курдских сил, которые за последнее время значительно укрепились в военно-политическом плане, потребовали федерализации страны и не стесняются вступать в боестолкновения с сирийской армией. Но при всем при том смотреть сквозь пальцы на самовольную операцию на сирийской территории закоренелого врага – Турции Дамаск не может. МИД Сирии расценил действия турецких сил как «вторжение». Сирия «осуждает переход танков и бронетехники Турции через границу в сторону города Джераблус при поддержке с воздуха американской коалиции и считает это грубым нарушением суверенитета», – говорится в заявлении МИД. Дамаск призвал Совет Безопасности ООН срочно вмешаться в ситуацию и «прекратить агрессию».

США, которые в последние месяцы активно поддерживали в военном отношении сирийских курдов на северо-востоке страны, в новой ситуации сделали выбор в пользу поддержки своего союзника по НАТО. Военная операция в Сирии началась в день визита в Анкару вице-президента США Джо Байдена. Он одобрил операцию, расценив ее как важный шаг в борьбе с ИГИЛ. На совместной пресс-конференции с премьером Турции Бинали Йылдырымом Байден заявил: «Мы договорились в ходе наших переговоров о том, что сирийские курды не перейдут на запад от Евфрата. Если же они это сделают, то ни при каких условиях они не получат поддержку от США».

Похоже, Вашингтон решил воспользоваться случаем, чтобы после резкого ухудшения отношений с Анкарой по следам неудачного военного путча теперь подтвердить, что США и Турция остаются стратегическими союзниками. Тем не менее, если станет очевидно, что операция «Щит Евфрата» направлена на ущемление интересов курдов не только в районе Джераблуса, но и на территориях к востоку от Евфрата, то США будут вынуждены предпринять какие-то шаги по сдерживанию Анкары.

Россию возникшая с турецким вторжением ситуация поставила меж трех огней. Она не может игнорировать официальную позицию своего протеже – правительства Башара Асада, тем более что речь идет о священном для Москвы принципе национального суверенитета. Интересы курдов Москве тоже не безразличны: в ходе конфликта с Анкарой она активно стремилась наладить тесные политические и военные связи с курдскими организациями Сирии, а когда курды поссорились с Асадом, пыталась выступить посредником между ними. Наконец, после замирения с Эрдоганом и появления перспектив возобновления взаимовыгодного сотрудничества с Турцией Москва сейчас не хочет делать резких движений в адрес Анкары. И вообще говоря, для Москвы важнее, как Турция будет вести себя в отношении военной операции в Алеппо, которую проводит армия Асада при поддержке российских ВКС.

Поэтому пока Россия ограничилась довольно обтекаемыми заявлениями. Источник «Интерфакса» в МИД РФ заявил: «Контртеррористические действия в Сирии сейчас как никогда актуальны, тем более в районе сирийско-турецкой границы. Важным фактором их эффективности является взаимодействие с Дамаском». В МИД России также выразили «глубокую озабоченность» в связи с последними событиями: «Вызывает тревогу возможность дальнейшей деградации конфликта, в том числе с учетом возможных сопутствующих жертв среди мирного населения и обострения межэтнических противоречий между курдами и арабами». Возможно, более внятная позиция будет выработана после переговоров Сергея Лаврова с Джоном Керри в Женеве 26 августа и планируемой встречи Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом 31 августа в Анталии.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net