Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.02.2006
КАРИКАТУРЫ – ЭТО НЕ СМЕШНО
Почти уже неделю не утихает скандал вокруг перепечатанных несколькими европейскими изданиями карикатур на пророка Мухаммеда, изначально опубликованных в одной из датских газет в сентябре. На Ближнем Востоке жгут датские флаги и бойкотируют датские товары. А в Европе газеты одна за другой перепечатывают в поддержку свободы слова злосчастные картинки, увольняют – за перепечатку - главных редакторов, извиняются - а также отказываются извиниться – перед мусульманами премьер-министры и президенты… Где границы свободы слова? Может ли так случиться, что публикация 12 карикатур станет той песчинкой, которая вызовет большой камнепад? Мнения Гейдара Джемаля, Сергея Казеннова и Бориса Макаренко.
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета:
По-моему, этот случай - пример пресловутых двойных стандартов. В той же самой Франции существует закон, который предполагает судебное заключение за утверждение, что Холокост не имел место в том виде, в каком его преподносят сейчас. На этом фоне Европа хвастается тем, что она свободна и что у нее нет табу. Но они у нее есть, и их предостаточно. Поэтому претензии на свободу слова без всяких границ не имеют под собой почвы. Так что я думаю, реакция мусульман адекватна. Если мусульмане позволят любой газетенке вытирать ноги о свои святыни, они перестанут быть мусульманами.
Что касается политической развязки этой драмы, то для полноценного примиряющего диалога мусульманская сторона, с точки зрения западной, не имеет субъекта. Вся эта чехарда мулл, принцев, абдаллахов, фатхов и мубараков не является таким субъектом. Реальный субъект, истинная сила – это мусульманская улица.
Дело в том, что в исламском обществе ситуация противоположна западной. В исламском мире политики – это постколониальная бюрократия, того же разлива, что и буши с Блэрами. Настоящая сила – это народ, ценности исламского общества живут в сердцах людей, а не институтов. Поэтому западное общественное мнение никогда не поймет мусульман. С одной стороны, тепло-хладная толерантность, а с другой – жизненная ангажированность…
Антиисламские карикатуры, публикация которых к тому же не диктовалась необходимостью, это провокация. В Европе существуют самые разные лоббистские группы, которые заинтересованы вбить клин между исламским миром и балканскими странами. Ведь и в Дании, и в Швеции очень тесны были отношения с мусульманами, кому-то понадобилось их разрушить.
Я думаю, что все это делается американским лобби для того, чтобы подготовить общественное мнение граждан и политиков Европы к нападению на Иран. Для того чтобы вызвать отчуждение и сомнение в том, стоит ли выступать против очередной американской агрессии.
А то, что американцы уже приняли решение о нападении на Иран, для меня очевидно. Как очевидно и то, что США очень заинтересованы, чтобы мнение Старого Света на их счет не было бы столь единодушно отрицательным. Опыт провокаций такого рода у них имеется.
Сергей Казеннов, заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН:
Я считаю, что существуют вещи, которые не для карикатур. И не только потому, что того требуют соображения безопасности и страх потерять рабочее место.
Вся Европа вдруг решила показать, как она прогрессивна. А по-моему, между бескультурьем и прогрессивностью есть большая разница. Все-таки газета – это не частная вещь, и самоцензура для прессы вещь необходимая. Большинство сегодняшних СМИ придерживается убеждения, что если ты не держишь фигу в кармане, то ты не журналист.
Палестинские мигранты составляют ныне значительную часть граждан Скандинавии. Сами звали, а раз так, то уважайте их чувства. Ведь если ты приютил людей и при этом можешь наплевательски относиться к их - пусть даже утрированным - чувствам, то ты или провокатор, или выпендрежник.
А ведь пресса лучше, чем политики, чувствует боль. Тем более такое поведение было очень неумным сейчас, когда этот случай может быть соломинкой, переломившей спину верблюда. Зачем подливать бензин в огонь? Ведь действительно существуют силы, готовые сделать войну карикатур войной людей. И тогда пресса может занести себе в актив разжигание войны…
Сейчас в Европе самое распространенное имя, которое дают новорожденным мальчикам – Мухаммед. И хоть я не отношу себя к слишком толерантным людям и считаю, что европейская цивилизация скорее христианская, но европейское сообщество уже давно общество плюралистическое. Мусульман уже не выгнать. Я думаю, что для Европы точка возврата уже пройдена. Когда-то европейцам нужна была дешевая рабочая сила, чтобы кто-то собирал машины на «Фольксвагене», а теперь ученые социологи говорят, что интеграция в общество для иммигрантов невозможна, если их количество превышает 5 процентов. Даже если их всех поголовно и не будут загонять в серые амбары Сен-Дени, они плохо интегрированы. И даже если первое поколение мигрантов преисполнено благодарности за то, что их пустили в цивилизованную страну и дали работу, уже следующее поколение будет преисполнено совсем других чувств.
Поэтому сейчас самое большое, что может сделать Европа – это вот так огрызаться. Сейчас Европе не позавидуешь, она почти в безвыходном положении. Потому что официальные извинения – это не то, что нужно. Ведь тут такое дело – дай палец, откусят руку. Хотя, наверное, можно как-то задобрить, спустить на тормозах, организовать дискуссии в прессе о веротерпимости и свободе.
В итоге в этой истории (не с картинками, а вообще с мусульманами в Европе) «моралей» несколько. Тут и «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» и «не строй из себя большего католика, чем Папа Римский». Но главным, на мой взгляд, является то, что традиционная либеральная идея оказывается на сегодняшний день неэффективной. Я не хочу сказать, что Францию спасет приход к власти Ле Пена, но показушная либеральная терпимость завела Европу в тупик. Это недееспособная идея. Она не может быть объединительной, потому что она в первую очередь лицемерна.
Вот и получается, что в государствах, называющих себя цивилизованными, пресса при одобрении общества оскорбляет чувства вооруженных людей, которые только и ждут, чтобы их чувств оскорбили, чтобы и дальше продолжить играть в игрушки с бомбами Очень прогрессивно – ничего не скажешь.
Борис Макаренко, первый заместитель Директора Центра политических технологий:
Естественно, свобода слова – это фундаментальная ценность для всей Европы, а не как нам, может быть, кажется – 28-й бантик на европейском платье. Главное, что можно сказать по этому поводу. Карикатуры такие публиковать можно, но не нужно.
Потому что наряду с тем, что у Европы есть свой счет к исламскому миру, у исламского мира тоже есть свой счет к Европе, и не меньший. Тем более что мусульман много и внутри самой Европы.
Сейчас у европейцев существует два противоположных мнения. Одно заключается в том, что свободу слова нельзя ни на что разменивать, другое – что уважение и терпимость тоже неотъемлемая часть демократии.
Я бы еще сказал, что и с той, и с другой стороны реакция чрезмерная – на сами карикатуры и на возмущение, вызванное ими. Европа сейчас не менее неадекватна в своем удивлении «а что такого?»
Однако вспомним, как в Израиле несколько лет назад осудили художницу, которая нарисовала карикатуру на ислам, где фигурировала свинья. Осудили и ее, и газету, напечатавшую эту карикатуру, потому что там понимают, что такое оскорбление религиозных чувств, и понимают, что нельзя бросаться камнями в стеклянном доме.
Конечно, не надо доходить до крайностей. Одно дело, когда антирелигиозные картины выставляются в галерее, в закрытом здании, а другое дело – газета, публичное пространство. Одно дело – маленькая датская газета. А другое дело – «Франс Суар», одна из крупнейших газет, имеющая много подписчиков, из которых многие – мусульмане.
И кажется, что в данном случае степень обиды адекватна степени публичности нанесенной обиды. Думаю, однако, что большего сочувствия заслуживают те, кто чувствуют себя обиженными.
Теперь Дании придется долго вилять хвостом. Особенного участия в ближневосточной политике она не принимает, но значительная часть ее импорта направлена именно в этот регион. Когда Россия призывала к бойкоту датских товаров, это было немножко смешно, потому что вряд Дания что-то почувствовала бы от того, если бы тут стали меньше покупать пиво «Туборг». А вот потеря ближневосточного рынка молочных товаров – большой урон для Дании.
Положительным последствием этой истории, если она завершится мирно, может стать то, что европейские СМИ научатся быть немножко более аккуратными и не наносить урон одной из сторон демократии неаккуратностью в использовании другой.
Страшные же последствия, которые могут случиться, очевидны. Карикатуры могут стать последней каплей (не причиной, а именно, каплей) в воспаленном мозгу какого-нибудь исламского мальчика, который отправится на «праведный джихад»
Подготовила Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.