Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

07.10.2016 | Александр Ивахник

Сюрприз, но уже не киндер: политическое возвращение Сергея Кириенко

Сергей КириенкоНа место первого замглавы Администрации президента, освобожденное Вячеславом Володиным, назначен Сергей Кириенко. Если по поводу выдвижения Володина, курировавшего российскую внутреннюю политику на протяжении последних пяти лет, на должность спикера Госдумы ходили слухи еще с лета, то перемещения главы «Росатома» на важнейший пост в АП до последнего времени никто не предполагал.

Когда стало ясно, что Вячеслав Володин оставляет место руководителя внутриполитического блока Кремля, в СМИ со ссылками на информированные источники назывались несколько кандидатур ему на смену: начальник управления общественных проектов Кремля Павел Зенькович, секретарь Общественной палаты, сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. И лишь 24 сентября, после формального подведения итогов думских выборов, РБК озвучил фамилию гендиректора «Росатома» Кириенко как наиболее вероятного кандидата.

Выбор Владимира Путина в пользу «человека из 90-х» выглядит довольно неожиданно, особенно на фоне последнего кадрового тренда, когда на ответственные посты назначаются малоизвестные люди, которые в том или ином качестве работали непосредственно с президентом. И наоборот: люди из старого окружения Путина лишаются насиженных мест. Правда, Кириенко никогда не был в путинском окружении, но оба они были заметными членами одной ельцинской команды конца 90-х годов.

В комментариях на назначение Кириенко о его прозвище «киндер-сюрприз» в связи с опытом руководства правительством в 1998 году не вспомнил только ленивый. Однако, в отличие от весны 1998 года – времени внезапного и необъяснимого карьерного скачка в кресло главы правительства – сейчас Кириенко совсем не «политический ребенок». Его, несомненно, можно отнести к политическим тяжеловесам. За его плечами отнюдь не только горький опыт дефолта. Уже через год после этого Кириенко вместе с Борисом Немцовым (который, кстати, изначально и привлек его в правительство), Анатолием Чубайсом, Ириной Хакамадой и Егором Гайдаром создали либеральный политический блок Союз правых сил, успешно выступивший на парламентских выборах в декабре 1999 года в коалиции с партией «Единство», созданной под Путина в роли преемника Ельцина. Тогда же Кириенко не побоялся выставить свою кандидатуру на выборах мэра Москвы против Юрия Лужкова, который рассматривался ельцинской политической «семьей» в качестве главного противника. В Госдуме III созыва именно Кириенко возглавил фракцию СПС.

Впрочем, Кириенко никогда не был сильно завязан на идеологию и на партийно-политическую борьбу в стенах парламента. Он практик, организатор, человек конкретного дела. Совсем не случайно начинающий президент Путин в мае 2000 года назначил Сергея Кириенко своим полномочным представителем в Приволжском федеральном округе. Там молодому администратору (единственному несиловику среди всех семи первых полпредов) пришлось обуздывать привычки к полной самостоятельности таких мощных республиканских суверенов, как Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов. В 2005 году Кириенко был назначен гендиректором госкорпорации «Росатом», чтобы навести в ней порядок после громких коррупционных скандалов. С тех пор он, по всеобщему признанию, успешно возглавлял крупнейшую российскую госкомпанию, которая ведет масштабный бизнес не только в России, но по всему миру. На этой работе Кириенко получил не только опыт руководства огромным коллективом, но и обширный опыт ведения сложных переговоров, структурирования масштабных проектов и контроля их реализации.

В течение более 10 лет новый куратор внутриполитического блока Кремля находился совершенно вне сферы российской политики, подчеркнуто избегая каких-либо комментариев на эти темы. Поэтому трудно судить о характере его нынешних политических представлений. Тем не менее, учитывая его политический бэкграунд и большой практический опыт в международном бизнесе, можно предполагать, что сегодняшний Кириенко если и не является либералом в политическом значении термина, то во всяком случае он прогрессист, человек реформаторских взглядов, а никак не ретроградный консерватор, каких сейчас в российском политическом классе обнаружилось немало.

По данным РБК, кандидатуру Сергея Кириенко могли предложить Путину братья Михаил и Юрий Ковальчуки, в сфере деловых интересов которых находится «Росатом». Однако, думается, что мы имеем дело не с проявлением кадрового лоббизма. Ковальчуки, конечно, могли подать идею. Но продумывал, взвешивал это решение лично президент. Ясно, что Путин видит в Кириенко сильного, эффективного управленца, который способен решать разнообразные задачи.

Тем не менее, назначение Сергея Кириенко на пост куратора внутренней политики пока содержит больше вопросов, чем ответов. И вопросы эти связаны с тем, что никто толком не знает, какие корректировки после триумфа думских выборов захочет Владимир Путин внести во внутриполитический курс.

После протестной встряски конца 2011 – начала 2012 годов президент Путин делегировал Вячеславу Володину довольно широкие полномочия по развертыванию консервативной идейно-политической волны и выстраиванию отношений с регионами в условиях формальной выборности губернаторов. Если глава государства настроен на дальнейшее нарастание консервативных тенденций во внутренней политике, то гораздо более логичным было бы назначение в Кремль Олега Добродеева, эффективно обеспечившего идейно-пропагандистское подкрепление ужесточения внутренней политики и геополитической конфронтации с Западом. Или повышение в кремлевской иерархии Павла Зеньковича, который активно продвигал в общественную жизнь консервативные проекты. Но трудно себе представить, что Сергей Кириенко будет поощрять активность Антимайдана, буйство активистов РОДа, казаков-охранителей и православных фундаменталистов. Впрочем, возможно, и сам президент увидел опасность подрыва монополии государства на применение насилия и выхода из-под контроля крайних проявлений ультра-патриотической, национал-державнической самодеятельности.

В таком случае большой политический и управленческий опыт Кириенко может послужить упорядочиванию общественно-политической сферы, приданию ей большей уравновешенности и институциональности. Важной лакмусовой бумажкой будет отношение нового политического блока Кремля к деятельности НКО, как в плане преференций при выделении государственных грантов, так и в плане изменения закона об НКО в части определения «иностранных агентов». О степени самостоятельности Кириенко будет свидетельствовать и будущая линия Кремля в отношении «Единой России»: продолжение плотной опеки создаст почву для напряжения и борьбы между Кириенко и Володиным, который сейчас полностью контролирует и партию власти, и ОНФ.

С другой стороны, нет никаких признаков того, что Владимир Путин замыслил принципиальное смягчение курса внутри страны и на международной арене. И невозможно представить, чтобы Кириенко стал выступать в этом плане с собственными, несогласованными с президентом инициативами.

В любом случае ясно, что до весны 2018 года на первом плане у нового куратора внутренней политики будет находиться задача организации президентской избирательной кампании. Причем не столько с содержательной точки зрения – на базе посткрымского консенсуса фигура Владимира Путина безальтернативна как никогда, – сколько с имиджевой. Создание картины хоть какой-то реальности предстоящих выборов – не столько для российского избирателя, который сейчас не испытывает такой потребности, сколько для зарубежной публики, для западных политических кругов – потребует немалых и непростых трудов.

Другая вероятная задача, которой придется заниматься новому внутриполитическому блоку АП, – подготовка и осуществление масштабных кадровых перестановок в федеральном центре и в регионах, к которым, как ожидается, будет стремиться Владимир Путин перед своим переизбранием и в начале своего последнего срока. Видимо, Сергей Кириенко, который, с одной стороны, не принадлежит ни к одному из влиятельных привластных кланов, а с другой стороны, известен аппаратным искусством и жесткостью в кадровой политике, рассматривается президентом как оптимальная фигура для выполнения этой задачи.

Что касается среднесрочных перспектив, лежащих за рубежом очередного переизбрания Владимира Путина на пост главы государства, то сказать о них что-либо определенное не представляется возможным. Как не ясно и то, насколько долго останется политический долгожитель Сергей Кириенко во главе политического блока Кремля.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net