Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.11.2016 | Александр Ивахник

Атлантическая солидарность и испытание Трампом

Меркель, ОлландВ то время как российская Госдума аплодисментами встретила новость о победе Дональда Трампа на президентских выборах, а Владимир Путин заявил о готовности восстановить полноформатные отношения с США, Европа находится в полном смятении. Неожиданная победа откровенного популиста, в ходе предвыборной кампании нарушавшего все принятые правила игры, привела политические круги в колыбели западного мира в состояние глубокой тревоги, если не паники.

Конечно, Франсуа Олланд, Ангела Меркель и главные евробюрократы Жан-Клод Юнкер и Дональд Туск поздравили Дональда Трампа с избранием на пост президента, но сделали они это буквально сквозь зубы и с едва скрываемыми оговорками. Комментируя итоги выборов в США, французский президент даже отметил, что победа Трампа «открывает период неопределенности», и призвал Европу «объединиться, чтобы заставить слушать себя, когда ее интересам и ценностям бросается вызов». Ангела Меркель предложила избранному американскому президенту продолжить тесное сотрудничество Германии и США, опираясь на общие ценности – «демократию, свободу, уважение прав и достоинства человека независимо от этнического происхождения, цвета кожи, религиозных убеждений, пола, сексуальной ориентации или политических взглядов».

Однако дело не только в ценностях, хотя демонстративное пренебрежение политкорректностью, правами разнообразных меньшинств, расистские, антимигрантские и сексистские высказывания Дональда Трампа вызывают отторжение у приверженцев традиционной либеральной демократии. Важнее то, что европейские лидеры видят в избрании Трампа угрозу тесным трансатлантическим союзническим отношениям, которые десятилетиями являлись для Европы фундаментом геополитической безопасности и экономического развития. Уже в период президентства Барака Обамы наблюдалось снижение интереса администрации США к делам старого континента в пользу бурно развивающейся Азии. Дональд Трамп в ходе своей кампании не представил никакой более или менее внятной концепции внешней политики и порой демонстрировал глубокое невежество в международных делах. Однако не раз звучавшие в его выступлениях антиглобалистские установки и изоляционистские устремления ставят под вопрос сохранение даже нынешней вовлеченности самой могущественной мировой державы в поддержание баланса сил и обеспечение экономической стабильности в Европе.

Позиционируя себя защитником рабочих, занятых в пришедших в упадок традиционных отраслях американской промышленности, Трамп, если верить его словам, является убежденным противником международных договоров о свободной торговле. Он угрожает поставить высокие барьеры на пути китайского экспорта и даже отказаться от Североамериканского соглашения о свободной торговле. Осуществление Америкой протекционистской практики, развязывание экономических войн чреваты тяжелыми последствиями для мирового хозяйства и уж точно замедлят и так невысокий экономический рост в Европе, который в сильнейшей степени зависит от экспорта, не в последнюю очередь – в США.

Вторая важнейшая основа трансатлантических отношений – роль США как гаранта европейской безопасности. Эта роль стала восприниматься в Европе особенно остро в последние годы, когда Россия взяла курс на ревизию сложившегося после распада СССР международного порядка. На фоне украинского кризиса НАТО снова обрела смысл существования и предприняла ряд практических шагов по укреплению обороноспособности на своих восточных рубежах. Обама пошел на это без большой охоты, но панические настроения, охватившие правящую элиту восточноевропейских стран, не позволили Белому дому продемонстрировать явный отказ от союзнических обязательств. И вот теперь Трамп обещает пересмотреть политику США в отношении НАТО, если европейские страны Альянса не возьмут на себя более тяжелое финансовое бремя. Да и вообще, вопреки общепринятым в Евросоюзе и в НАТО оценкам, отказывается называть присоединение Крыма агрессией России и позитивно отзывается о Владимире Путине как сильном лидере, с которым возможно вместе эффективно бороться с исламским терроризмом.

Вообще говоря, в Европе есть немало государственных лидеров, которые готовы убрать из повестки дня вопрос о Крыме и пытаться выправить отношения с Москвой. Однако далеко зашедшая конфронтация между Россией и Западом, полное отсутствие доверия плюс негативное общественное восприятие роли российских ВКС в бомбардировках Алеппо заставляют преобладающую часть европейской элиты опасаться того, что Трамп может пойти на какие-то сделки с Кремлем за счет интересов Европы.

Впрочем, можно предположить, что в одном крайне важном для ведущих европейских лидеров вопросе избрание Дональда Трампа может пойти им на пользу. Речь идет о затянувшемся кризисе на востоке Украины. Весь последний год украинские власти тихо саботировали выполнение политической части Минских соглашений, явно рассчитывая на то, что Хиллари Клинтон в роли нового президента США окажет Киеву более решительную, чем Обама, поддержку. Теперь известные украинские политики срочно стирают в своих фейсбучных аккаунтах критические высказывания о Дональде Трампе. Но как это ни горько для искренних приверженцев идеи европейской интеграции Украины, Трампу эта идея глубоко безразлична, а вот идея договориться о важных вещах с Путиным, кажется, по крайней мере сейчас, привлекательной. Столь радикальное изменение внешнеполитических обстоятельств может побудить президента Порошенко все-таки решиться на какие-то шаги в сторону политического урегулирования конфликта в Донбассе. Хотя понятно, что это чревато для него высокими внутриполитическими рисками.

Наконец, еще одно немаловажное обстоятельство, объясняющее нынешнюю тревогу в рядах европейской элиты. Победа Дональда Трампа не случайно вызвала бурную радость у Марин Ле Пен, Виктора Орбана, Найджела Фараджа и других европейских националистов. В Европе уже широко распространилась оценка победы Трампа как второго «Брексита» – в обоих событиях видят восстание простых людей против закостеневшего истеблишмента, который оторвался от народной почвы и преследует свои узкие интересы. В 2017 году предстоят президентские выборы во Франции, парламентские выборы в Голландии, а главное – в Германии. Во всех этих странах растет влияние правопопулистских евроскептических лидеров и сил, будь то Марин Ле Пен, Герт Вилдерс или «Альтернатива для Германии». Совершенно понятно, что в ходе будущих избирательных кампаний они попытаются оседлать ту волну, которая поднялась в июне в Великобритании и теперь получила новый мощный импульс в США.

Впрочем, особенность нынешней ситуации в том, что о будущих действиях нового президента США ничего точно не известно. Известно лишь, что он импульсивен, мало предсказуем и до крайности тщеславен. Поскольку почти никакого политического опыта и знаний о международных делах у него нет, многое будет зависеть от того, какие люди окажутся в его команде. Кроме того, нельзя не учитывать, что президент США в своих действиях сильно ограничен решениями Конгресса. И хотя в обеих палатах Конгресса большинство сохранили республиканцы, их взгляды на внешнюю политику сильно отличаются от взглядов по существу чужого для них эксцентричного миллиардера.

Есть и ограничители более общего плана. Как бы ни оценивать глобализацию, она является объективным процессом, от которого невозможно отмахнуться. Современный мир чрезвычайно сложен и взаимозависим, и простые ответы на трудные вопросы здесь просто не сработают.

Александр Ивахникруководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net