Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.11.2016 | Сергей Маркедонов

Крымская резолюция в закавказском зеркале

Крым15 ноября Генассамблея ООН одобрила резолюцию по Крыму, предложенную Украиной. В документе действия России определяются, как аннексия, сама РФ названа страной-оккупантом. Резолюция также осуждает «ущемление прав человека, дискриминационные меры и практику в отношении жителей Крыма» и содержит призыв к российским властям отменить решение Верховного суда от 26 апреля нынешнего года о признании «Меджлиса крымскотатарского народа» экстремистским объединением.

Предложенный проект поддержали 73 государства, 23 – высказались против украинской инициативы, а 76 воздержались. И хотя резолюции Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в отличие от аналогичных документов Совета безопасности имеют рекомендательный, а не обязательный для исполнения характер, их символическое значение не следует преуменьшать. Они фиксируют основные болевые точки сегодняшней международной повестки дня и основные подходы к их «лечению». Более того, голосования за резолюции по урегулированию территориальных, этнополитических и гражданских конфликтов становятся своеобразными социологическими опросами. Они определяют, какой из имеющихся подходов набирает поддержку большинства стран-членов ООН. Сравнительный же анализ голосований по одной и той же теме (а вопрос о Крыме уже выносился на обсуждение ГА) прекрасно показывает динамику изменений в подходах различных государств.

В данном контексте крайне важно не только зафиксировать «арифметику» на ооновском табло, но и глубже разобраться с мотивацией отдельных стран. Еще более интересной задачей является анализ политических предпочтений в различных региональных контекстах. Такой анализ даст дополнительные штрихи для лучшего понимания не только отношения стран отдельно взятого региона к внешней для него проблеме (в нашем случае Украины), но ее преломления через призму их национальных интересов.

Закавказье в этом плане представляет значительный интерес, прежде всего, как регион, перегруженный этнополитическими конфликтами и конкуренцией различных внешних игроков за влияние в нем. Для Грузии, Армении и Азербайджана события на Украине - это не простое наблюдение за событиями в отдельно взятом государстве. Демонстрационный эффект Крыма и Донбасса оказывал и продолжает оказывать большое влияние на выработку и корректировку внешнеполитических решений в Тбилиси, Ереване и Баку. Во время ноябрьского голосования три закавказские республики выдали три разные реакции. Если Грузия поддержала украинский проект резолюции, то Армения голосовала против него, а Азербайджан участия в голосовании не принимал. «Особенно болезненно Украина восприняла три голоса - Армения, Казахстан и Белоруссия», - заявила Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной рады Украины, а также представитель Киева в гуманитарной переговорной подгруппе по урегулированию конфликта в Донбассе.

Но насколько эволюционировала позиция закавказских государств с момента начала украинского кризиса (если за точку отсчета брать «второй Майдан» и изменение статуса Крыма в феврале-марте 2014 года)? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к итогам голосования за резолюцию 68/262 «Территориальная целостность Украины», принятой 27 марта 2014 года по горячим следам крымского референдума на 80-м пленарном заседании 68-й сессии ГА ООН. Два с половиной года назад документ, осуждающий действия России в Крыму поддержало 100 стран, 58 воздержались и только 11 выступили против предложенного проекта.

Последовательную позицию поддержки линии официального Киева заняла Грузия. И в 2014, и в 2016 году представители Тбилиси проголосовали в поддержку территориальной целостности Украины. Грузия стала одной из первых постсоветских республик, подписавших с украинским государством «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» (апрель 1993 года). С этого момента многое изменилось. Менялись отношения Киева и Тбилиси с Москвой и Западом, приходили и уходили президенты и главы правительств двух стран. Однако неизменным оставался настрой на грузино-украинскую стратегическую кооперацию. Политический класс рассматривал Украину, как потенциально мощного партнера, способного стать противовесом России. В 2014 же году грузинские политики увидели в Крыме своеобразное продолжение историй с Абхазией и Южной Осетией. Более того, события 2008 года стали ими интерпретироваться, как своеобразная прелюдия или генеральная репетиция того, что произошло впоследствии с Крымом и Донбассом. Эта точка зрения получила значительную поддержку и популярность в США и странах ЕС. Так, по словам Кори Вэлта, американского эксперта по Кавказу, «если мы рассматриваем войну 2008 года в качестве прелюдии к аннексии Крыма и к гораздо более разрушительному конфликту на Украине, мы будем вынуждены признать, что та война принесла большие геополитические издержки, чем официальные лица США определили в свое время. Издержки, недооцененные на протяжении многих лет». Не стоит забывать и о внутриполитических факторах. Любой политики в Грузии вне зависимости от партийной принадлежности не сможет воздержаться от высказывания по такой приоритетной для Тбилиси теме, как сепаратизм и территориальная целостность. Такое молчание было бы воспринято, как согласие на утрату Абхазии и Южной Осетии и было бы использовано оппонентами, что называется, «на всю катушку».

Вместе с тем украинский кризис не помешал процессу нормализации (скорее даже, прагматизации) российско-грузинских отношений, пускай и в крайне ограниченном формате. Как бы то ни было, получили продолжение диалог в формате Карасин – Абашидзе (заместитель министра иностранных дел России – специальный представитель премьер- министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией) и совместное участие сторон в консультациях в Женеве по проблемам безопасности.

Последовательность (правда, с обратным знаком) была продемонстрирована и Арменией. 19 марта 2014 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина и Сержа Саргсяна, в ходе которого «собеседники коснулись ситуации, сложившейся после проведения референдума в Крыму, и констатировали, что это является очередным примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления». Через два, 21 марта в беседе с украинским послом в Ереване эту позицию подтвердил Шаварш Кочарян, заместитель главы МИД Армении, а 27 марта представитель Еревана в ООН проголосовал против резолюции «Территориальная целостность» Украины. Для Армении Крым был воспринят, как возможный паттерн для будущего признания независимости и самоопределения НКР (Нагорно-Карабахской республики). Естественно, было принято во внимание и многолетнее стратегическое взаимодействие Еревана и Москвы. На армянскую позицию свое влияние оказывала и многолетняя кооперация между Киевом и Баку. Впрочем, этот подход, среди прочего, обеспечил жесткую и однозначную позицию Украины во время апрельской эскалации нынешнего года в Нагорном Карабахе. В те дни только Анкара и Киев четко и недвусмысленно поддержали Азербайджан. Думается, это укрепило Ереван во мнении повторно проголосовать против украинского проекта в ООН.

Что же касается азербайджанской позиции, то здесь мы видим определенную корректировку. Речь, конечно, не о повороте на 180 градусов, но о значительном смягчении изначального подхода. В марте 2014 года во время выступления в связи с принятием в Генассамблее ООН «украинской» резолюции, азербайджанский дипломат Тофик Мусаев заявил о приверженности его страны «основополагающим принципам суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ». В Баку, как и в Тбилиси, крайне щепетильно относились к проблемам нарушения принципов территориальной целостности. Отсюда и последовательная позиция по непризнанию не только постсоветских де-факто образований, но и Косова. Добавим к этому многолетнее азербайджано-украинское военно-техническое и энергетическое партнерство. И, тем не менее, в Баку теперь уже в отличие от Тбилиси не делали и не делают однозначной ставки на Запад и НАТО, как альтернативы России, предпочитая аккуратное и выверенное балансирование. Баку также не стремится использовать противостояние между РФ и Западом для решения своих проблем. Опыт Грузии и той же Украины показывает непомерно высокие издержки такого выбора. Кроме того, Азербайджан не хотел бы открытой конфронтации со странами – сопредседателями Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию, одной из которых является РФ. Это помогает нам объяснить, почему в январе 2015 года на пленарной сессии ПАСЕ (Парламентской Ассамблеи Совета Европы) представители Баку выступили против лишения России права голоса. Между прочим, Ереван тогда воздержался. В ноябре 2016 года во время нового голосования за проект резолюции по Крыму Азербайджан не голосовал. Таким образом, от своих прежних подходов прикаспийская республика не отказалась, но открыто солидаризироваться с позицией Киева она не захотела. Впрочем, по сравнению с голосованием марта 2014 года Москва получила гораздо лучший результат среди государств постсоветского пространства.

Таким образом, страны Закавказья в очередной раз показали, что между их внешнеполитическими курсами куда больше различий, чем общих черт. И касается это не только вопросов региональной безопасности (и прежде всего, конфликтов), но и отношения к сравнительно «удаленным» сюжетам. Приоритет своих интересов и, если угодно, национальный эгоизм по-прежнему превалирует в их повестке.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net