Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.12.2016 | Татьяна Становая
Пресс-конференция: экономический оптимизм и антилиберальные сигналы
23 декабря президент России Владимир Путин провёл традиционную большую пресс-конференцию, посвящённую итогам года. Значительная часть вопросов была посвящена экономике, отдельным отраслям и региональным проблемам развития.
В самом начале Владимир Путин дал понять, что российская экономика выходит из кризиса, в отдельных сферах наметился рост, снижается инфляция и отток капитала. Оценка президента была относительно оптимистичной, что также было связано и с восстановлением на мировом рынке нефти. Ключевой сигнал главы государства – ситуация в экономике находится под контролем, дефицит бюджета хотя и оказался больше 3%, но остаётся «приемлемым», идёт естественный прирост численности населения. В числе проблем Путин назвал дальнейшее стимулирование экономического роста, а также «припадание» реальных доходов населения, что снижает потребительский спрос.
Обращает на себя внимание значительный отраслевой уклон нынешней пресс-конференции. Так, большая часть вопросов была посвящена просьбам поддержать отдельные сектора – АПК, машиностроение. Путин в ответ на это дал понять, что антикризисная политика не может быть вечной, а промышленное производство должно рассчитывать не на субсидии, а на естественный спрос. Тема реформ практически не поднималась, хотя Владимир Путин и признал важность изменения структуры экономики (отвечая на вопрос о технологическом отставании России), но говорил об этом в свете уже проводимой правительством политики (например, Национальная технологическая инициатива). Весьма убедительным был сигнал о поддержке политики импортозамещения, которую Путин признал успешной.
В банковской сфере президент поддержал политику ЦБ по очистке рынка от неблагонадёжных кредитных организаций, а также повторил свой тезис о поддержке развития сети региональных банков, однако ответить детально на вопрос о создании системы страхования депозитов юридических лиц не смог.
Политических вопросов на пресс-конференции прозвучало немного, и практически на все из них президент отвечать по сути не стал. Так, по делу Немцова президент указал, что расследование продолжается. В деле Алексея Улюкаева, по словам президента, разберется суд, но для увольнения чиновников были достаточные основания. Знаковым стал комментарий Путина в отношении ситуации вокруг бывшего главы ФТС Андрея Бельянинова, у которого дома летом этого года были проведены скандальные обыски. Президент защитил Бельянинова, подчеркнув отсутствие против него уголовных дел и недопустимость демонстрации обысков в СМИ без достаточных оснований.
Несколько раз в разных формах перед президентом была поставлена проблема агрессивности «охранителей» против отдельных культурных мероприятий и свободы творчества. Позиция Путина тут оказалась достаточно противоречивой. Так, с одной стороны, он выступил с примирительных позиций, осудив насилие (тех, кто крушит выставки) и призвав к компромиссам (речь шла о резких выпадах Никиты Михалкова в адрес «Ельцин-центра»). Но, с другой стороны, «Ельцин-центру» было косвенно рекомендовано осторожней подавать информацию об истории России. Он также весьма нелицеприятно высказался в отношении организаторов спектакля «Иисус Христос – суперзвезда» и автора фотовыставки в Москве Джока Стерджеса. Позднее, уже отвечая на вопрос журналиста «Знак.ком» Екатерины Винокуровой, Путин обвинил либералов в «радикальной защите» своих ценностей и организации «провокационных выставок», указав, что будет и «дальше поддерживать патриотические движения».
Показательна также скорее охранительная позиция Путина по вопросу о ювенальной юстиции: он заявил, что выступает против ее «совершенно перекошенных стандартов», вызвав аплодисменты зала.
Об агрессивности «охранителей» говорила и Екатерина Винокурова, которая задала сразу букет острых вопросов: о суде Игоря Сечина с «Ведомостями», отмене выборности мэров вопреки обещаниям Путина выборность сохранить, следствии против журналиста РБК Александра Соколова, вынесении судом приговора с реальным сроком Евгении Чудновец за перепост в социальной сети видео с издевательствами над ребёнком. «Нам надо что-то делать с садистским уклоном нашего правосудия», - обратилась Винокурова к президенту. Вслед за этим повторно прозвучал вопрос уже от журналиста РБК о судьбе Александра Соколова, а также справедливости судебной активности Сечина в отношении СМИ.
Позиция Путина в этом отношении была весьма дистанцированной и недоверчивой. Во-первых, он не согласился с обвинительным уклоном российского суда. Во-вторых, весьма критично отозвался о российских СМИ, в целом встав на защиту Игоря Сечина. Сделав оговорку, что «вести себя надо скромнее» (речь шла о строительстве дачи в Барвихе), Путин обвинил СМИ в недопустимом вмешательстве в частную жизнь российских граждан, обозначив даже проблему «журналистского террора». Он также похвалил «Роснефть» за обращение в суд, дав понять, что Сечин мог прийти в редакции «с дубиной». А штраф, который пришлось недавно выплатить РБК по итогам одного из процессов, Путин назвал «ничтожным». «Прошу Вас вести себя осторожно», - заявил глава государства Винокуровой и ее коллегам-журналистам. В то же время РБК досталась и позитивная реплика Путина, отметившего, что смотрит передачи телеканала, «у вас очень хорошие эксперты работают», сказал президент.
Важным заявлением стало признание возможности, но нецелесообразности проведения досрочных президентских выборов. Однозначным завершением дискуссии по этому вопросу ответ Путина назвать сложно, небольшой лаг для переноса сроков выборов остается. Но видно, что на сегодняшний момент президент ориентирован на выборы в 2018 году.
Комплекс вопросов были связан с «Роснефтью» и «Роснефтегазом». Так, по вопросу о приватизации Владимир Путин подчеркнул, что это делается для улучшения структуры экономики, а также повышения качества управления самой компании, «хотя в целом она и так считается одной из наиболее эффективных в мире». Заметим, что ранее правительство неоднократно давало понять, что продажа «Роснефти» была в первую очередь направлена на задачу пополнения бюджета. «Неважно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», говорил Дмитрий Медведев. Концептуально позиции президента и кабинета министров тут кажутся отличными.
Ответил Путин и на вопрос газеты «Ведомости» о целесообразности сохранения «Роснефтегаза». Владимир Путин дал понять, что компания востребована фактически как отдельный резерв, из которого могут финансироваться проекты, «когда Правительство забывает о том, что есть приоритеты, на которые нужно обращать внимание». Такой осторожный упрёк в адрес правительства выглядит очком в пользу Игоря Сечина, находящегося в непростых отношениях с кабинетом министров. Путин также подчеркнул, что деньги «Роснефтегаза» «абсолютно прозрачны, там нет ничего непрозрачного», хотя правительство неоднократно жаловалось и на проблемы изъятия дивидендов, и на невозможность контролировать финансовые показатели «Роснефтегаза» из-за отказа его руководства предоставлять информацию.
Большое внимание во время пресс-конференции было уделено вопросам внешней политики. Тут важно отметить несколько важных сюжетов. В частности, очень дифференцированный подход Путина к администрации Барака Обамы и избранному президенту Дональду Трампу. В адрес последнего были сделаны некоторые реверансы, указывающие на готовность Москвы к диалогу. Путин очень спокойно отнесся к словам Трампа о том, что США намерены укреплять свой ядерный потенциал и выразил надежду на восстановление нормальных отношений. В то же время в целом к США пока сохраняется стратегическое недоверие, что связано с комплексом старых проблем: выходом США из договора по ПРО, разногласиями по украинской тематике, общим недоверием к американской элите. Путин раскритиковал систему выборов в США, а также фактически защитил взломавших сервера Демократической партии хакеров.
Это весьма важный пассаж, который указывает на то, что в публичной политике, по мнению президента, цель оправдывает средства: неважно, кто и зачем атаковал США, важно, что общество узнало правду, указал он. В то же время такая точка зрения близка мировому общественному мнению, что позволяет Путину апеллировать к нему поверх элит. Понятно, однако, что такая позиция не относится к российским секретам – можно вспомнить негативную реакцию руководства России на раскрытие информации о панамском оффшоре.
Знаковым заявлением стали и слова Путина о социальной базе в США для сближения с Россией. Журналист Евгений Примаков обратил внимание, что 37% избирателей Республиканской партии симпатизируют России, на что Путин указал, что «у значительной части американского народа совпадают представления о том, как должен быть устроен мир, чем мы должны заниматься, где наши общие опасности и проблемы… Это хорошая предпосылка выстраивать отношения между двумя такими мощными странами, как Россия и Соединённые Штаты, на этой базе – на базе взаимной симпатии народов друг к другу».
Украинская проблематика была во многом рутинизирована. Путин признал как тупиковость нормандского формата, так и его безальтернативность. Более «горячей» была тема «украинских заложников»: Киев обвиняет Москву в незаконном задержании и суде над украинскими гражданами, среди которых журналисты, режиссёры, а также другие граждане, обвинённые в диверсиях. Ответ президента тут был весьма жёстким: он не только признал правоту российских правоохранительных органов (что естественно), но и дал понять, что смягчение их участи маловероятно.
Подчёркнуто большое значение Владимир Путин придал поддержанию обороноспособности страны, это остаётся одним из важнейших приоритетов государственной политики. Однако при этом он подчеркнул, что «мы никогда не пойдём на то, чтобы, втянувшись в гонку вооружений, тратить такие ресурсы, которые нам не по карману».
Антизападная риторика на этот раз, хоть и присутствовала в высказываниях Владимира Путина, но носила скорее инерционный характер (ощущалась осторожность в связи с окном возможностей в отношениях России и США). Однако гораздо более антизападными, изоляционными были вопросы. Так, представитель экологического издания предложил Путину создать при российских посольствах экологические отделы для продвижения российских интересов. «Потому что Запад сейчас, на мой взгляд, отошёл от экологии, он занимается всем чем угодно – манипуляциями, разведением войн, революций по всему миру», - заявил он. Владимир Путин от такой критики Запада дистанцировался и даже, напротив, похвалил Францию за глобальные инициативы в рамках Конференции по климату.
Редакция рекомендует
В рамках нынешней большой пресс-конференции наблюдался особенно заметный антилиберальный крен, выраженный как в защите «охранителей» (хотя и с массой оговорок), так и в настороженном отношении президента к независимым журналистам. При этом если в прежние годы, буквально до 2016 года, консервативный, изоляционистский тренд был во многом упакован в антизападную концепцию, как защитная реакция на антироссийскую политику США и Европы, то сейчас, он становится самодостаточным. Тезисы о защите суверенитета, поддержке патриотизма, традиционных ценностей оказываются самостоятельным вектором внутрироссийского развития, который наверняка сохранится даже в случае преодоления геополитического кризиса и российско-американской разрядки.
Обращает также на себя внимание рост закрытости Владимира Путина в дискуссиях, нежелание делиться деталями, предметно обсуждать стратегически значимые вопросы. Нынешнее общение с журналистами по большей степени походило на встречу со сторонниками президента, где интерес главы государства сохранялся лишь в отношении рутинных тем социальной и финансово-экономической политики, имеющих региональное или отраслевое, а не стратегическое значение. Реальные проблемы обсуждаются непублично, совсем в другом формате.
Татьяна Становая - руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.