Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.02.2017 | Александр Ивахник
Первое испытание Трампа
В течение первых десяти дней своего пребывания в Белом доме Дональд Трамп принял уже несколько громких решений. Достаточно упомянуть о выходе из Транстихоокеанского партнерства, отмене Obamacare и решении о возведении стены на границе с Мексикой. Однако ни один из его указов не вызвал столь бурной реакции, как временное замораживание приема беженцев и запрет на въезд в США граждан семи государств Ближнего Востока и Северной Африки.
27 января президент Трамп подписал исполнительный указ «О защите страны от въезда иностранных террористов», который резко ужесточил меры контроля в отношении мигрантов. Указ приостановил программы размещения беженцев в США на 120 дней, в течение которых предполагается разработать новые процедуры безопасности. При этом размещение беженцев из Сирии запрещается на неопределенный срок. Кроме того, документ снизил квоту на прием беженцев в течение 2017 финансового года со 110 тысяч человек до 50 тысяч. Наконец, на 90 дней полностью прекращается въезд в США граждан Ирака, Ирана, Сирии, Судана, Йемена, Ливии и Сомали.
Особое возмущение и в США, и в Европе, которую Трамп резко критиковал за безрассудную миграционную политику, и на Ближнем Востоке вызвал последний пункт. Ведь он, по сути, вводит для граждан семи мусульманских стран презумпцию виновности. Американские исследователи тут же отметили, что ни один теракт в США с начала 90-х годов не был осуществлен иммигрантами из Сирии, Ирака, Ирана, Судана, Йемена, Ливии и Сомали или их детьми. В то же время в число стран, попавших под запрет, не вошли Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ, выходцы из которых были в числе исполнителей страшной террористической атаки 11 сентября. Так что набор государств, граждане которых несут в США угрозу терроризма, выглядит весьма произвольным. Ничем, кроме крайнего негативизма Трампа в отношении Ирана, нельзя объяснить присутствие в списке этого государства, граждане которого не известны участием в терактах за рубежом. И уж совсем нелогично распространение запрета на въезд в США на всех граждан Ирака – ведь в этой стране, где идет война с ИГИЛ (запрещена в России), находятся около 7 тысяч военных армии США, которые непосредственно взаимодействуют с правительственными войсками. Одним из первых задержанных в аэропортах США в соответствии с указом президента оказался Хамид Дарвиш – иракский переводчик, который работал с американскими военными более 10 лет. Крайнее непонимание также вызвало то, что запрет распространился на лиц с двойным гражданством, одно из которых европейское, и на обладателей вида на жительство в США.
При введении в действие столь противоречивого и болезненного решения можно было бы ожидать, что новая администрация обстоятельно проинформирует СМИ о деталях новой политики, предложит исключения из общего правила, объяснит резоны президента и таким образом подготовит общественность. Однако управленческий стиль Трампа не предполагает такой подготовительной работы. Видимо, он считал достаточным отказ от высказанного в ходе предвыборной кампании намерения запретить въезд в США вообще всем мусульманам. Миграционные службы США немедленно начали исполнять указ президента. За один день, по данным СМИ, в американских аэропортах было задержано около 200 человек, имеющих гражданство мусульманских стран, попавших в запретный список.
В результате значительная часть американского общества, настроенная к Дональду Трампу крайне критически, восприняла антимигрантский указ как непродуманный, поспешный, произвольный, продиктованный антиисламскими предубеждениями и противоречащий американской Конституции. В крупнейших американских аэропортах – в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Сиэтле, Далласе, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и др. – были организованы митинги протеста. «Любовь, а не ненависть сделала Америку великой», – кричала толпа в аэропорту Вашингтона. Митингующие, в частности, подчеркивали, что произвол в отношении невиновных может привести к росту притягательности исламского радикализма среди многочисленных американских мусульман.
Однако на этот раз дело не ограничилось публичными акциями, к которым Дональд Трамп уже успел привыкнуть и которые, похоже, лишь подстегивают его к новым решительным шагам. Более тревожным и раздражающим для президента-популиста стало обращение протестующих к судебным инструментам. Американский союз защиты гражданских свобод (ACLA) оспорил указ Трампа в суде Восточного округа штата Нью-Йорк. Суд разрешил временно остаться в США тем гражданам перечисленных в указе семи стран, кто имеет действующие визы и уже въехал в США. Решение затронуло до двух сотен людей, остававшихся в аэропортах.
Затем последовал демарш генерального прокурора США Салли Йейтс, назначенной на должность при администрации Барака Обамы. Она проинструктировала сотрудников Министерства юстиции не защищать в судах указ Трампа об ужесточении иммиграционной политики. Йейтс в своем обращении к юристам ведомства подчеркнула, что сомневается в законности указа. Ответ Белого дома был оперативным и жестким: 30 января Трамп уволил Салли Йейтс с должности, на которой, впрочем, она и так дохаживала последние дни. Представитель Белого дома заявил, что Йейтс предала Министерство юстиции, отказываясь обеспечить соблюдение правового порядка, направленного на защиту граждан США.
Однако на уровне штатов возможности президентской администрации для такого рода дисциплинарных действий отсутствуют. К настоящему времени генпрокуроры уже 15 штатов США назвали решение Трампа «незаконным». Они готовят судебный иск против миграционного указа президента. «Указ президента Трампа противоречит Конституции, является незаконным и в корне противоречит всему американскому. Поэтому мой офис направит документы, чтобы присоединиться к федеральному иску против президента Трампа и его администрации», – говорится в заявлении генпрокурора штата Нью-Йорк Эрика Шнайдермана.
С протестом против пункта президентского указа о запрете на въезд в США гражданам семи мусульманских стран также выступила группа сотрудников Госдепартамента. Около сотни дипломатов подписали так называемую «депешу несогласия» – внутренний документ, практикуемый в госдепе с начала 1970-х годов. Они убеждены, что решение нового президента противоречит американским ценностям и не способствует укреплению безопасности страны. Кроме того, сотрудники Госдепа предупреждают о неизбежном росте антиамериканских настроений в мире и риске потерять союзников в борьбе с терроризмом. Пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер одернул недовольных: «У этих карьеристов проблемы? Они должны либо смириться с этим, либо сменить работу».
Серьезным предостережением от плохо продуманных и раскалывающих общество действий должна стать для Трампа критическая реакция лидеров ведущих технологических компаний США. Основатель SpaceX и Tesla Motors Илон Маск, совсем недавно побывавший на встрече Трампа с крупнейшими бизнесменами, назвал указ президента «не лучшим ответом на вызовы, стоящие перед страной». Глава Apple Тим Кук напомнил, что основатель компании Стив Джобс был сыном выходца из Сирии, что «Apple не существовала бы без иммиграции, не говоря уже о том, что не могла бы процветать и вести инновационную деятельность». Генеральный директор Google Сундар Пичаи, родившийся в Индии, создатель Facebook Марк Цукерберг и даже гендиректор Ford Motor Марк Филдс присоединились к критике антимигрантского указа.
В то же время опрос, проведенный международным социологическим центром Ipsos совместно с Reuters, показал, что жители США в своем отношении к антимигрантскому указу Дональда Трампа разделились почти пополам. 49% опрошенных решительно или отчасти поддерживают данное решение нового президента, 41% решительно или до некоторой степени с ним не согласны. Очень малая доля американцев – всего 10% – сообщили, что пока не составили собственного мнения на этот счет.
Другими словами, в плане сохранения общественной поддержки Трамп пока может быть спокоен. Его жесткий антимигранский курс по первым следам нашел одобрение не только со стороны его твердых сторонников, но даже со стороны некоторых из тех, кто за него не голосовал. А на завоевание и сохранение симпатий значительного большинства населения, которое было у Обамы в начале его президентства, новый президент, судя по всему, и не рассчитывает. Но намечающийся конфликт между исполнительной властью и судебной системой, появление недовольных групп внутри самой исполнительной власти, а также отчуждение от президента влиятельных фигур технологически передовой части бизнеса может грозить Дональду Трампу серьезными неприятностями. Проводить обещанные ранее крупномасштабные внешнеторговые, промышленные и налоговые реформы, опираясь на узкий круг людей, составивших окружение нового хозяина Белого дома, попросту невозможно.
Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.