Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.02.2017 | Александр Ивахник
Стало ли безопаснее после Мюнхена?
17-19 февраля в Мюнхене уже в 53-ий раз проходила Международная конференция по безопасности – крупнейший форум, на который собираются правительственные деятели, дипломаты, военные и эксперты из десятков государств. К нынешней конференции было приковано особое внимание, поскольку именно здесь европейская элита получила первую возможность встретиться с представителями администрации президента США Дональда Трампа, избрание которого так напугало страны Запада.
Перед конференцией организаторы форума выпустили традиционный доклад о главных угрозах и вызовах современному миру, само название которого должно свидетельствовать о принципиальной новизне сложившейся глобальной ситуации – «Пост-правда, пост-Запад, пост-порядок?». Авторы доклада, пронизанного неприкрытым алармизмом, пришли к выводу, что мир вступил в период самой сильной нестабильности со времен Второй мировой войны. С их точки зрения, прежний миропорядок и режимы либеральной демократии находятся в глубоком кризисе, в то время как в растущем числе западных стран набирают силу популисты, формирующие «ось страха». В докладе выражена глубокая тревога по поводу того, что США – традиционная опора евроатлантической солидарности – при президенте Трампе начнут откалываться от системы международной безопасности и принимать односторонние, без учета мнения союзников по НАТО, решения. Большое внимание уделено и кризису Евросоюза. «Европейский союз испытывает давление, поскольку он столкнулся с проблемой Brexit, ростом популистских настроений, миграционным кризисом, потенциальной угрозой еврозоне, террористическими атаками и ревизионистской политикой России», – констатируется в докладе. Действия России на мировой арене авторы характеризуют как «преимущественно деструктивные». Кроме того, в докладе анализируются угрозы безопасности, исходящие от джихадистских групп, пропаганды и фейковых новостей, а также обстановка в Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке.
Но в центре всеобщего внимания находился главный вопрос, который прямо озвучил, открывая конференцию, ее председатель, бывший высокопоставленный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер: «Все с нетерпением ждут объяснений, чем же будут руководствоваться новые власти США при формировании внешней политики». С такой миссией на конференции в Мюнхене в субботу выступил вице-президент США Майкл Пенс. Он, наверняка, хорошо понимал, что европейская элита хочет от него услышать, и постарался развеять ее самые тревожные опасения. «От имени Дональда Трампа я могу сказать, что США твердо поддерживают НАТО и будут непоколебимы в своей приверженности трансатлантическому альянсу», – провозгласил вице-президент. Пенс постарался усилить свое заверение высокой риторикой: «США были верны Европе на протяжении поколений, и мы сохраним эту верность. У нас было общее прошлое и будет общее будущее. США – ваш главнейший союзник в настоящем и в будущем». По его словам, в основе тесных отношений между Америкой и Европой общие ценности – свобода, демократия, справедливость и верховенство закона.
Тем не менее, вице-президент, как незадолго до этого глава Пентагона Джеймс Мэттис на встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе, решительно напомнил союзникам по альянсу о том, что США больше не готовы тащить на себе финансовое бремя обеспечения безопасности Европы. «Позвольте мне быть предельно ясным на этот счет, – подчеркнул Пенс. – Президент Соединенных Штатов ждет от наших союзников неукоснительного выполнения своих обязательств (о доведении военных расходов до 2% ВВП), и для большинства это означает, что настало время нарастить усилия».
К нескрываемому разочарованию российских участников конференции, Майкл Пенс в своем выступлении возложил на Россию ответственность за выполнение Минских договоренностей по урегулированию конфликта в Донбассе. «Вы должны понимать: США продолжат призывать Россию к ответу по Украине, несмотря на то, что мы ищем новые точки соприкосновения, которые, как вы знаете, президент Трамп считает возможным найти. Россия должна в полной мере выполнять Минские соглашения», – заявил вице-президент США. Таким образом, позиция новой администрации США на мюнхенской конференции была почти неотличима, по крайней мере, на словесном уровне, от позиции прежней администрации Барака Обамы. Похоже, Дональду Трампу, оказавшемуся под жесточайшим прессингом внутри США, сейчас не до того, чтобы выступать с какими-то принципиальными новациями в американо-российских отношениях.
С европейской стороны наиболее значимым было выступление канцлера Германии Ангелы Меркель. Произнеся свою речь непосредственно перед Майклом Пенсом, Меркель настаивала, что для того, чтобы справиться с сегодняшними вызовами, например, исламистским терроризмом, необходимы многосторонние усилия. Она подчеркнула, что НАТО служит интересам не только Европы, но и самих США. Особо глава правительства ФРГ отметила жизненную важность для континента существования Европейского Союза, упомянув о необходимости улучшать и оптимизировать его работу.
Касаясь цели увеличения военных расходов до 2% ВВП, на чем настаивают президент Трамп и представители его администрации, Меркель подтвердила, что Германия будет делать всё возможное для выполнения этого обещания. Однако она отметила, что речь идет о 10-летнем плане наращивания военного бюджета, принятом на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году. Указав, что Германия запланировала увеличить военные расходы на 8% в этом году, канцлер подчеркнула, что «большего сделать мы не можем».
Несмотря на то, что в последние годы Ангела Меркель выступает главным в Европе критиком российской внешней политики, в своей речи она заявила, что даже на фоне напряженных отношений между НАТО и Москвой нельзя отказываться от основополагающего акта Россия – НАТО, подписанного в 1997 году. Как известно, этот документ предусматривает обязательство НАТО не размещать возле границ России «существенных» боевых сил. С точки зрения канцлера ФРГ, между Западом и Россией немало разногласий, но имеются и общие интересы – в частности, борьба с терроризмом. В этом плане Меркель отметила необходимость укрепления сотрудничества с Россией по линии НАТО.
В целом, в отличие от двух предыдущих мюнхенских конференций, Россия на этот раз не находилась в центре внимания. Западные СМИ отмечали, что российская делегация казалась почти сторонним наблюдателем, следящим за внутринатовскими дебатами. Речь министра иностранных дел России Сергея Лаврова была лишена конфронтационности, но, претендуя на некоторую концептуальность, не несла в себе свежих идей, которые могли бы вызвать живой интерес у западной аудитории. В основном были воспроизведены уже хорошо известные тезисы российского руководства, постулирующие эгоистичность и близорукость курса западных держав и непогрешимость внешнеполитических действий Москвы.
Глава российской дипломатии нарисовал мрачную картину современных мировых реалий: «Человечество сегодня стоит на перепутье. Целый исторический этап, который можно определить как «post-cold war order», подошел к концу. Основным его итогом, по нашему убеждению, стал провал усилий по приспособлению институтов «холодной войны» к новым реалиям. Мир не стал ни «западноцентричным», ни более безопасным и стабильным». А расширение НАТО, которая так и осталась институтом «холодной войны», привело к «небывалому за последние тридцать лет уровню напряженности в Европе». То есть методы присоединения Крыма к России и роль Москвы в возникновении и эскалации вооруженного конфликта на востоке Украины вроде бы вообще не имеют к росту напряженности в Европе и резкой активизации военных программ НАТО никакого отношения.
Глава МИД России считает, что сейчас ответственные лидеры должны сделать выбор. «Надеюсь, что выбор будет сделан в пользу созидания демократического и справедливого мирового порядка, если хотите, назовите его «post-West», когда каждая страна, опираясь на свой суверенитет в рамках международного права, будет стремиться к поиску баланса между своими национальными интересами и национальными интересами партнеров, при уважении культурно-исторической и цивилизационной самобытности каждого из них». Не ясно только, как побудить все страны к «поиску баланса» и как определять национальные интересы. Зато ясно, что главное в этой умозрительной схеме – понятие «post-West». В ежегодном докладе Мюнхенской конференции это понятие было использовано для характеристики угрозы. Конечно же, западные лидеры, уже давно признающие существование по факту многополярного мира, не готовы отказаться от исторически определяющей роли либеральных демократий в формировании послевоенного мирового порядка и международных институтов, отстаивающих универсальные демократические принципы. Акцентирование Москвой утраты Западом этой исторической роли отнюдь не способствует нахождению общего языка между Россией и Европой.
Что касается Соединенных Штатов, то Москва явно рассчитывает, что для Дональда Трампа близкие Европе ценности прав человека и нерушимости международно-признанных границ будут не столь важны. Не случайно, рассуждая о том, каких отношений Россия хочет с США, Сергей Лавров поставил на первое место прагматизм, на второе – взаимное уважение и на третье – осознание особой ответственности за глобальную стабильность. «Потенциал кооперации в политике, экономике, гуманитарной сфере огромен. Но ему, конечно, еще предстоит быть реализованным. Мы к этому открыты настолько, насколько к этому готовы в США», – подчеркнул Лавров.
Комментируя итоги мюнхенской конференции по безопасности, европейские СМИ отмечают, что прозвучавшие с американской стороны уверения в продолжении поддержки НАТО и Европы несколько приободрили континентальную элиту. Но успокоением это назвать нельзя. Во-первых, совершенно неясно, как будет развиваться интрига с требованием Белого дома к европейцам резко увеличить военные расходы. А если к следующему году этого не произойдет, то что тогда? Какой будет реакция США? Во-вторых, все обратили внимание на то, что в своей речи в Мюнхене вице-президент Майкл Пенс ни словом не упомянул Евросоюз, который Дональд Трамп считает обреченным на распад. Правда, 20 февраля Пенс встретился в Брюсселе с Дональдом Туском и Жан-Клодом Юнкером, но высказывался он там крайне обтекаемо. В-третьих, и это самое главное, нет никакой уверенности, что даже те слова Пенса или министра обороны Мэттиса, которые были приятны европейскому уху, не будут вскоре опровергнуты непредсказуемым хозяином Белого дома. Так что европейские лидеры с неспадающим напряжением ждут, что же им скажет непосредственно Дональд Трамп.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических те
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.