Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.04.2017 | Нана Гегелашвили
Парламентские выборы в Армении: пейзаж после битвы
2 апреля в Армении состоялись парламентские выборы. По последним предварительным данным, правящая «Республиканская партия» одержала победу, получив более 49% голосов избирателей, принявших участие в выборах. В парламент Армении, кроме РПА, прошли ещё три политические силы: блок «Царукян» — 27,5%, блок «Елк» («Выход») — 7,7%, АРФ «Дашнакцутюн» — 6,6 %.
Несомненно, парламентские выборы, состоявшиеся в Армении, являются важной вехой на пути становления новой государственности, что имеет также огромное значение и с точки зрения международного позиционирования этой страны. Выборы были направлены на реализацию следующих задач: во-первых, создать реальную возможность для проведения конституционной реформы, нацеленной на трансформацию политической системы в этой стране, чтобы обеспечить ей институционный переход из президентской республики в парламентскую; во-вторых, снизить рост недовольства избирателя текущей властью, связанный с неприглядной экономической ситуацией и обострением нагорнокарабахского конфликта; в-третьих, признать необходимость серьезной модернизации экономики и политической системы в стране для противостояния новым вызовам, что может обеспечить относительную стабильность в обществе, по крайней мере, на некоторое время.
Таким образом, политические силы, одержавшие победу на этих выборах, будут иметь большое значение при формировании нового правительства – основной инструмент принятия решений в стране, а парламент, куда войдут эти силы, будет играть несравнимо большую роль в определении и выстраивании внутренних и внешнеполитических приоритетов страны, что может сильно сказаться на изменении политического ландшафта.
Основными вызовами для Армении являются социально-экономические проблемы и вопросы внешней политики. Однако ключевым вызовом является обеспечение безопасности. Нужно понимать, что в силу своего географического положения Армения всегда будет вынуждена вести комплементарную политику, балансируя между интересами Москвы и амбициями Запада. Будучи связанной с Арменией договором ОДКБ и имея на ее территории военную базу Гюмри, Москва несет конкретные обязательства перед этой страной и является гарантом ее безопасности. что в конечном счете и явилось главным соображением для Армении при выборе ею внешнеполитического вектора.
В преддверии парламентских выборов российская дипломатия активизировала свои усилия по укреплению двусторонних отношений, что ознаменовалось чередой визитов российских и армянских официальных лиц в Ереван и в Москву. Среди них официальный визит премьер-министра Карена Карапетяна в Москву (февраль), результаты которого были закреплены на заседании Евразийского межправительственного совета, прошедшего в Бишкеке в ходе встречи с Дмитрием Медведевым (март) , официальный визит главы МИД Эдварда Налбандяна (февраль), официальный визит в Ереван парламентской делегации Государственной думы Федерального Собрания РФ во главе с Вячеславом Володиным (март), визит в Ереван секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева (март), визит С.Саргсяна в Москву(март), где состоялась его встреча с российским президентом В.Путиным.
Учитывая тот факт, что Армения является единственным стратегическим союзником РФ в Закавказье, предметом серьезной дискуссии мог стать не столько вопрос о возможном преемнике С. Саргсяна, сколько вопрос, связанный с приобретениями и издержками интеграции с Россией и Арменией с учетом конкретных позиций и интересов стран. Представляется, что главной целью для Москвы стало обеспечение мирного характера выборов в этой стране для завершения запущенного процесса конституционной реформы без лишних эксцессов.
К тому же значение Армении может несколько возрасти, так как она является единственной страной ЕАЭС, имеющая сухопутную границу с Ираном, что позволяет ей играть определенную роль в возможном создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом ЕАЭС и Исламской Республикой Иран. На укрепление позиций Армении может также повлиять и ряд весьма перспективных экономических проектов, связывающих Иран с Россией через Армению и Грузию.
Очевидно, что в настоящее время, несмотря на критику со стороны оппозиции, связанной с издержками от стратегического союза с Россией, а также с падением уровня поддержки ЕАЭС, отношения с Москвой все еще остаются главным приоритетом армянской внешней политики. Не случайно, что три из четырех политических сил, одержавших победу на выборах, выступают за стратегический союз с Россией. Тем не менее, Москве для укрепления своих позиций в Армении необходимо учесть все «узкие» места, содержащие особо острую критику в ее адрес, чтобы обеспечить более дееспособную и эффективную интеграцию с этой страной в практическом измерении.
В условиях попеременного возобновления боевых действий в зоне нагорнокарабахского конфликта Армения, похоже, осознает сполна, что изменить статус-кво путем компромисса становится все менее вероятно из-за диаметрально противоположных подходов к нему обеих сторон, в то время как силовой вариант становится все более реальным. В этих условиях Армения пытается всячески активизировать свою комплементарную политику, развивая и укрепляя свои отношения с ЕС и США, которые на взгляд Еревана, могут благоприятно содействовать развитию экономики и созданию эффективной системы управления, необходимых для усиления ее значимости.
Знаковым событием в этом контексте стал новый рамочный договор - «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве между ЕС и Арменией», подписание которого планируется на конец этого года. Он содержит обновленную политическую и в большей степени экономическую составляющие Соглашения об ассоциации и Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС, которые не были парафированы Арменией на состоявшемся 28–29 ноября 2013 г. Вильнюсском саммите. В политической сфере новый документ пока что предусматривает развитие сотрудничества сторон в области прав человека, содействие ЕС демократическим реформам в Армении, свободы слова и верховенства закона. Показательно, что в своем интервью информационному агентству Euronews президент Армении отметил, что «новое рамочное соглашение с ЕС имеет целью дополнить взаимоотношения Армении с ЕАЭС и собственным примером показать, что сотрудничество между ними возможно».
В свою очередь в настоящее время натовскими стратегами разрабатывается новый план действий Индивидуального партнёрства, адаптированный к нуждам и требованиям Армении. Особое внимание будет уделено сотрудничеству обеих сторон в сферах оборонных реформ и образования. При этом официальный Ереван на всех уровнях продолжает подчеркивать, что является лишь партнером НАТО.
Ключевым вопросом для Армении по-прежнему является урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Поэтому степень прочности партнерства Армении с ключевыми мировыми игроками – РФ и Запад - в новой политической реальности будет определяться возможностью каждого из них решить эту проблему в одностороннем порядке в новых условиях. Показательно, что в настоящее время позиция всех трех стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Россия, Франция и США остается неизменной: соблюдение договоренностей о невозобновлении военных действий и прекращении огня, переговоры и поиск компромисса между сторонами. Особо подчеркивается и то, что нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован политическим путем на основе международных норм и принципов и у него не может быть военного решения.
Способность Москвы сохранять баланс сил в условиях, когда сами конфликтующие стороны не готовы к компромиссам, находит поддержку у Запада, что и подтверждает особую роль Москвы в процессе мирного урегулирования даже в условиях острейшего противостояния между РФ и Западом.
Таким образом, ситуация в стране, сложившаяся после парламентских выборов, пока остается без особых изменений, однако ее дальнейшее развитие будет напрямую зависеть от того, как долго удастся Еревану сохранять свою комплементарную политику, которая может столкнуться с необходимостью сделать единственный и окончательный выбор в пользу «главного» внешнеполитического партнера.
Нана Гегелашвили – руководитель Института США и Канады РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.