Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.05.2017 | Александр Ивахник
Ангела Меркель: первый шаг к четвертому сроку
14 мая в Северном Рейне – Вестфалии, самой населенной земле Германии, прошли выборы в местный парламент. Это были последние земельные выборы до выборов в Бундестаг, и на них убедительную победу одержал Христианско-демократический союз Ангелы Меркель. Такой результат значительно упрочил позиции канцлера Германии. Социал-демократы – основной соперник ХДС – потерпели чувствительное поражение, и теперь их лидеру Мартину Шульцу будет намного сложнее бороться за пост канцлера.
В федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия, включающей такие крупные города, как Кельн, Дюссельдорф, Дортмунд, Бонн, проживает почти четверть всех немецких избирателей – более 13 миллионов. Поэтому выборы в местный ландтаг называют в Германии «малыми всеобщими» – их результаты считаются показательными с точки зрения будущих общенациональных выборов. Тем более что до выборов в бундестаг, назначенных на 24 сентября, остается всего четыре месяца.
Земля Северный Рейн – Вестфалия, в состав которой входит не только старый промышленный Рурский район, но и много современных крупных предприятий, в послевоенный период являлась оплотом Социал-демократической партии Германии. За последние 50 лет пост премьер-министра этой земли только в течение одного срока (с 2005 до 2010 года) занимал представитель ХДС. Поэтому выборы здесь были критично важными для социал-демократов, тем более что в марте они проиграли земельные выборы в Сааре, а 7 мая – в Шлезвиг – Гольштейне. В течение последних недель главные соперники – СДПГ и ХДС – вели очень активные предвыборные кампании, в которых лично участвовали Мартин Шульц и канцлер Ангела Меркель. Опросы накануне выборов показывали, что социал-демократы и консерваторы заручились поддержкой равной доли избирателей – по 31-33%.
Всего на места в ландтаге Северного Рейна – Вестфалии претендовала 31 партия, но по итогам голосования 5-процентный барьер преодолели только пять партий. Явка избирателей составила 65,5%, значительно превысив показатель выборов 2012 года. Консерваторы из ХДС получили 33,0% голосов (на выборах 2012 года – 26,3%), а социал-демократы – 31,2% (вместо прежних 39,1%). Значительно увеличили свою поддержку либералы из Свободной демократической партии (СвДП): они заняли третье место с 12,6%. Правопопулистская, евроскептическая «Альтернатива для Германии» (АдГ) получила 7,4% голосов, что значительно меньше, чем она добивалась на земельных выборах в прошлом году. Снижение остроты миграционного кризиса и резкие публичные противоречия внутри АдГ обратили вспять повышательную динамику ее электоральной привлекательности. Партия «зеленых», с 2010 года входившая вместе с СДПГ в земельное правительство, потерпела крупное поражение, набрав 6,4% (в 2012 году – 11,3%). Левая партия (посткоммунисты) получила 4,9% и осталась вне стен ландтага.
По оценкам германских экспертов, на результаты выборов в Северном Рейне – Вестфалии повлияли как местные проблемы, так и общенациональные факторы. Среди местных тем на переднем плане в ходе предвыборной кампании были вопросы безопасности. Представлявшие СДПГ премьер-министр земли Ханнелоре Крафт и министр внутренних дел Ральф Ягер жестко критиковались за бездействие полиции во время массовых нападений иммигрантов на женщин в Кельне в новогоднюю ночь 2016 года. Также критики вменяли в вину земельным властям общий высокий уровень квартирных краж и уличной преступности на территории Северного Рейна – Вестфалии. Консерваторы из ХДС вели кампанию под своим прежним брендом «партии закона и порядка». «Именно земельное правительство несет ответственность за наличие здесь зон, в которые нельзя заходить», – заявила Ангела Меркель на предвыборном митинге в Мюнстере в апреле. ХДС обещал поставить во главу угла «реальную безопасность вместо фальшивой толерантности». Кроме того, оппозиция обвиняла земельное правительство в недостатке усилий, направленных на поддержание дорожной инфраструктуры и борьбу с огромными автомобильными пробками. Наконец, широкое недовольство вызывали неудачные эксперименты правительства в области школьного образования, которые приводили к падению образовательных стандартов.
После объявления предварительных итогов выборов Ханнелоре Крафт немедленно подала в отставку и с поста премьер-министра земли Северный Рейн – Вестфалия, и со своих постов в СДПГ (главы земельного отделения и вице-председателя партии). Новое правительство в зависимости от окончательного расклада мест в ландтаге будет сформировано на основе либо «большой коалиции» ХДС и СДПГ, действующей на федеральном уровне, либо коалиции ХДС и свободных демократов.
И тем не менее, неутешительные для социал-демократов результаты выборов объясняются не только местной спецификой, но и динамикой общенациональных электоральных предпочтений. В первые месяцы года в Германии много говорили о том, что в политическую жизнь страны вернулась реальная интрига. Это связывалось с так называемым «эффектом Шульца» – назначением на место лидера СДПГ и выдвижением на пост канцлера на сентябрьских выборах в бундестаг бывшего председателя Европарламента Мартина Шульца. Амбициозный и энергичный Шульц, никогда не находившийся в тени Ангелы Меркель, заявил о своей решимости вдохнуть новую жизнь в СДПГ и вернуть ей после трех подряд поражений на национальных выборах волю к победе.
Появление нового, альтернативного политического лидера произвело большое впечатление не только на партийных активистов, но и на обычных немцев. Если в конце 2016 года рейтинг поддержки социал-демократов колебался вокруг 20%, то опросы в марте текущего года показывали, что СДПГ и ХДС/ХСС идут по уровню поддержки вровень: за них готовы голосовать по 31-33% избирателей. Что касается личной популярности, то Шульц на время превзошел Меркель. В начале февраля при ответе на вопрос «За кого бы вы проголосовали на прямых выборах между Ангелой Меркель и Мартином Шульцем?» 50% опрошенных выбрали Шульца и лишь 34% – Меркель (в конце марта 45% и 36% соответственно). Казалось, долговременный кризис старейшей германской партии был преодолен.
Однако похоже, что «эффект Шульца» был связан прежде всего с новизной этой политической фигуры и оказался недолговременным. Уже в апреле его влияние стало ослабевать. В середине апреля при выборе между Меркель и Шульцом 46% опрошенных предпочли первую и 40% – второго. 11 мая доля предпочитающих Меркель выросла до 49%, а Шульца – снизилась до 36%. Согласно опубликованным тогда же данным опроса института Infratest dimap, разрыв между ХДС/ХСС и СДПГ на общефедеральном уровне снова начал расти: за христианских демократов были готовы голосовать 37% избирателей, за социал-демократов – 27%.
Коньком уже идущей кампании СДПГ по выборам в бундестаг, который должен выгодно отличать партию от правоцентристов Ангелы Меркель, Мартин Шульц сделал тему социальной справедливости. Однако эта тема звучит в основном на уровне общей риторики, она пока не нашла воплощения в конкретных и убедительных предложениях по реформированию социальной политики. В результате, согласно данным недавнего опроса, для 66% опрошенных по-прежнему не ясно, какую политику Шульц собирается проводить, если возглавит правительство. В этом смысле упор поправевшего после миграционного кризиса блока ХДС/ХСС на вопросы безопасности, обеспечение «закона и порядка» рядовым немцам гораздо понятнее и ближе.
Стоит отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Как сообщает Deutsche Welle, социологи, опрашивавшие голосовавших на земельных выборах в Северном Рейне – Вестфалии, задавали вопрос о мотивах сделанного выбора. Респонденты в числе трех главных мотивов называли предстоящие всеобщие выборы, от которых зависит имя будущего канцлера, и неспокойное положение в мире. По мнению Deutsche Welle, в этих двух сферах преимущество явно на стороне Ангелы Меркель. Согласно недавнему опросу института Infratest dimap, 64% немцев считают положение в мире угрожающим для Германии, и 69% согласны с утверждением, что Меркель обеспечивает благополучие страны в такие неспокойные времена.
Так что многие немецкие избиратели, возможно, испытывают некоторую психологическую усталость от почти 12-летнего беспрерывного правления Меркель, но считают, что многоопытный, надежный, обладающий большим международным авторитетом лидер по-прежнему нужен стране. Победа на знаковых выборах в Северном Рейне - Вестфалии дает дополнительный импульс блоку ХДС/ХСС и лично Ангеле Меркель. На данный момент похоже, что хотя СДПГ с приходом Мартина Шульца основательно встряхнулась, равную конкуренцию консерваторам на предстоящих 24 сентября федеральных выборах она составить не сможет.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.