Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.05.2017 | Ида Саркисян
Хасан Роухани: уверенная победа
19 мая в Иране состоялись очередные президентские выборы. Традиционно борьба проходила между кандидатами двух условных политических лагерей – консерваторов и реформистов. Победу одержал действующий глава государства Хасан Роухани, представляющий лагерь реформаторов и заручившийся поддержкой 57% избирателей, а его основным соперником был консерватор Ибрагим Реиси, получивший 38,5%.
Гражданское общество в Иране довольно активно участвует в политической жизни страны. Согласно данным экзит-поллов, каждый опрошенный гражданин четко определился со своим выбором задолго до дня голосования. Из-за высокой явки избирателей, которая составила 72,7%, участки для голосования были открыты до полуночи по местному времени. Одновременно с президентом, иранцы выбирали также членов городских советов. Международных наблюдателей в страну не пустили, несмотря на требования депутатов ЕС от международных организаций проследить за честностью хода голосования.
Советом стражей конституции, уполномоченным проверять квалификацию зарегистрировавшихся кандидатов, до борьбы за пост главы исполнительной власти (согласно политической системе ИРИ, президент является вторым лицом в государстве после Верховного лидера) было допущено шесть кандидатов:
1. Действующий президент ИРИ Хасан Роухани
2. Действующий первый вице-президент Эсхак Джахангири Кухшахи
3. Бывший министр культуры сейед Мустафа Мирсалим
4. Бывший министр промышленности Мустафа Хашеми Таба
5. Бывший генпрокурор Тегерана, хранитель мавзолея Имама Резы в Мешхеде сейед Ибрагим Реиси
6. Мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф.
Хасан Роухани и Эсхак Джахангири выступали единым фронтом. Они отстаивали курс действующего правительства, вступали в жаркие споры и оспаривали обвинения консерваторов. Последние обвиняли правительство Роухани в «бездействии и неэффективности», невыполнении обещаний, коррупции, побратимства в политике, владении имущества заграницей и т.д.
После окончания дебатов стало известно, что свои кандидатуры отозвали Мохаммад Галибаф и Эсхак Джахангири. Подобная практика свойственна Ирану с целью объединения голосов сторонников. Так, от реформистов единым кандидатом остался Хасан Роухани, а от консерваторов Ибрагим Реиси, между которыми и протекала главная борьба. Победа двух оставшихся кандидатов изначально не считалась возможной.
Предвыборную кампанию кандидаты выстраивали, ориентируясь в большей степени на молодежь, составляющую основную часть избирателей. В первую очередь, кандидаты обещали создать до 10 миллионов рабочих мест. Работу в этом направлении Хасан Роухани начал еще до начала предвыборной гонки. Речь идет о проекте «Села без безработицы», одобренном Верховным лидером.
В адрес действующего президента звучали также обвинения в том, что в его кабинете только возрастные министры. В связи с этим Роухани пообещал взять в свою команду более молодые кадры.
Консерваторы учли ошибки своего лагеря на прошлых выборах, и на сей раз выступили единым фронтом, однако, их все та же популистская риторика не выдерживала приведенных реформистами доводов и доказательств. В частности, говоря о будущем Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), консерваторы называли его капитуляцией Ирана перед Западом, утверждая, что оно не дало никаких результатов, а ядерная деятельность Ирана ограничилась. Реформисты парировали цифрами объемов добычи и экспорта нефтепродуктов, иностранных инвестиций, размороженных в иностранных банках активов.
Согласно официальным результатам, Хасан Роухани набрал 23 млн 549 тыс 161 голосов, что составляет 57 % голосов. Его главный конкурент Ибрагим Реиси набрал 15 млн 786 тыс 449 голосов, 38,5 %, Мустафа Мирсалим получил 478,215, а Мустафа Хашеми Таба – 219, 450 голосов.
Для победы действующему президенту было необходимо набрать более 50%. Судя по имеющимся данным, Роухани одержал победы во всех крупных провинциях страны. Сторонники реформистов ликовали всю ночь на улицах города. Массовых конфликтов и столкновений между представителями двух лагерей не наблюдалось.
Многие западные СМИ не раз отмечали, что на этих выборах иранцы сделают важный выбор - прогресс или возврат к прошлому. Президентские выборы 2013 года, а затем парламентские выборы в 2016 году, показали, что иранский народ готов к реформам и открытости. Реформисты и умеренные уже составляют большинство в Меджлисе страны.
Годы президентства консерватора Махмуда Ахмадинежада стали для ИРИ кризисными. Страна оказалась в экономической и политической изоляции. Именно обещания вывести страну из этой изоляции и добиться отмены санкций позволили Хасану Роухани заручиться поддержкой большинства избирателей в 2013 году. Однако выполнить свои обещания правительство «благоразумия и надежды» сумело лишь в январе 2016 года. Ряд факторов (падение цен на нефть, конфликты в Сирии, Йемене и Ираке, внутренние разногласия) не позволяют стране ощутить кардинальные изменения, связанные с отменой экономических санкций.
Вступая в предвыборную гонку во второй раз, Хасан Роухани и его команда вновь почувствовали те проблемы, которые беспокоят граждан страны. Президент в своих выступлениях затронул вопросы гендерного равенства, свободного вероисповедания, ликвидации языковой дискриминации. Еще в конце прошлого года Хасан Роухани утвердил Билль о правах человека, по которому все граждане страны равны перед законом.
Особенно острое негодование среди консерваторов вызвало скандальное заявление Роухани о том, что «стремящаяся к свободе и прогрессу молодежь своим выбором должна показать, что не принимает силы, которые на протяжении 38 лет демонстрировали лишь возможность применять смертную казнь». Представители Судебной власти, в адрес которых прозвучали эти обвинения, поспешили напомнить Роухани, что он сам был частью этих сил. Разграничение прав в Иране осуществляется в рамках Конституции, а о конституционных реформах Роухани не говорил. Тем не менее, президент создал дискурс, что отличало его от консерваторов на протяжении последних лет.
Что касается внешней политики, то «шейх дипломатии» убедил иранский народ и в правильности выбранного им внешнеполитического курса. Диалог с Западом и взаимные уступки позволили освободить ИРИ от бремени санкций и привлечь иностранные инвестиции из стран ЕС, России, Китая, Индии, Южной Кореи и т.д.
Как уже успел заявить народный избранник, после победы он намерен продолжать расширять связи с внешним миром. Примечательно, что поздравить с победой Роухани первой поспешила верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, что свидетельствует о готовности ЕС и далее углублять контакты с Тегераном.
Наиболее сложной остается ситуация с Соединенными Штатами. Критичная по отношению к Ирану риторика нового президента США Дональда Трампа ставит под сомнение перспективы диалога между странами. Трамп, грозившийся расторгнуть СВПД, подписал новый пакет санкций против Ирана, и назвал страну «главным спонсором международного терроризма». Примечательно, что именно в день переизбрания Хасана Роухани состоялся и визит Дональда Трампа в Саудовскую Аравию, где он принял участие во встрече на высшем уровне Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, многие из которых разорвали с Ираном дипломатические отношения.
Ида Саркисян – политолог, эксперт по Ирану
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.