Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.07.2017 | Алексей Токарев

«МиГ-35», «лизинг», «последний» – главные слова МАКС-2017

МАКС-2017Московский авиа-космический салон, проходящий в Жуковском уже 25 лет, собрал чуть меньше участников, чем раньше, показал миру замену фронтовых истребителей для ВКС России и удивил разноцветным арабским пилотажем. Что и как покупали, выставляли и поднимали в воздух на МАКСе-2017?

Статика: обошлось без хитов

На МАКС-2017 статическая экспозиция ничем особенно интересным не порадовала. Открывал экспозицию, как и на МАКС-2013, Ил-76МД-90А, иногда несправедливо называемый Ил-476. Ещё два 76-х, стоящих чуть дальше, казались избыточными. Оба были летающими лабораториями: к крылу одного подвесили испытуемый ПД-14 «Пермских моторов», ещё один образец которого экспонировался в павильоне Объединённой двигателестроительной корпорации. Под крылом второго разместили турбовинтовой ТВ7-117-СТ. Первый двигатель, проходящий сейчас лётные и стендовые испытания в Жуковском и на Урале, будет ставиться на МС-21, его более мощные модификации – на Ту-214 и широкофюзеляжные Илы. Второй – на транспортник Ил-112 и пассажирский Ил-114-300.

Два года назад внимания публики незаслуженно лишился Ил-76МДК «Космос», умеющий в атмосфере создавать невесомость при пикировании. Внутри него выставили скафандры «Сокол» и «Орлан» и показывали фильм о тренировках космонавтов. До МАКСа-2017 этот Ил не долетел, а «Орлан» в версии «МКС» экспонировался в павильоне разработчика – НПО «Звезда».

В рамках бизнес-дней немногочисленные зрители могли наблюдать полёты А-350 XWB (Extra Wide Body – сверхширокий фюзеляж), который будет постепенно заменять дальнемагистральные А-330 и А-340 в парке европейского гиганта и составлять конкуренцию американцам B-777 и B-787 Dreamliner (сам Boeing ограничился экспонированием моделей новейших судов на своём стенде). Сейчас А350 интересен 45 авиакомпаниям со всего мира, которые заключили 851 твёрдый заказ. В рамках летной программы раскрашенная «под карбон» (композиты составляют 53% самолёта) машина «Эйрбаса» поднималась, делала вираж, входила в крен, помахивая крыльями, - к восторгу публики на земле. На тех, кто по МАКСу-2013 помнил проходы А-380 над ВПП, фюзеляж белого здоровяка над головой, конечно, навевал ностальгию о былых размерах. Как и на МАКС-2015, побыв два дня, 350-й улетел, оставив массовому зрителю смотрины SSJ.

Сразу три машины «Гражданских самолётов Сухого» экспонировались в этом году. Улетевший самолёт в ливрее «Аэрофлота» к концу второго бизнес-дня в статике заменил именной борт МЧС «Алексей Маресьев», оснащённый под летающий госпиталь, а в небе каждый день летал RRJ-95B в заводской ливрее ГСС. Каждый раз по приземлении начальник лётной службы ГСС Сергей Коростиев после кратчайшего пробега останавливал машину по центру ВПП и начинал выписывать на ней круги, давая зрителям возможность рассмотреть борт со всех сторон.

В статике нынешнего авиасалона важное символическое значение получил Су-34, с борта которого золотая звезда героя России блестела на солнце. Фронтовой бомбардировщик «Олег Пешков» так же, как и сам лётчик, имя которого теперь обозначало память, работал в Сирии. Ещё одним экспонатом, полным гордости, был Ил-2 – самый массовый самолёт времён Великой Отечественной войны. Зрители на стенде могли прочитать о том, как в 1943 году машину лётчика Валентина Скопинцева сбили под Мурманском, а после успешной посадки она затонула в озере. Спустя 70 лет Ил-2 отыскали, подняли, отреставрировали и поставили на крыло. В рамках лётной программы штурмовик, 65% деталей которого остались оригинальными, летал в мирном небе, под призывы диктора встречать его стоя.

По обыкновению, не зарастала народная тропа на борт Ту-144, давно не умеющего летать. С повисшими от грусти «ушами» переднего горизонтального оперения, уменьшавшего скорость при посадке, он стоит тут с 2007 года, но посетить единственную советскую сверхзвуковую пассажирскую машину зрители считают долгом.

Лётная программа и павильоны. Арабы и «Ростех»

Небо над ЛИИ им. Громова разрывали двигатели новейших российских истребителей. Элементы воздушного боя показывали Т-50 (построено лишь 8 лётных экземпляров, которые участвуют в испытаниях), Су-35С и Су-30СМ. Помимо традиционных выступлений «Первого полёта», «Русских витязей», «Руси», «Соколов России» и «Балтийских пчёл» зрителей с самых первых дней удивляли лётчики из ОАЭ, прошедшие подготовку у итальянцев из Frecce Tricolori. Выполняя стандартные элементы высшего пилотажа на самолётах Aermacchi MB-339, арабы из пилотажной группы Al Fursan расцвечивали небо объёмными дымами, фото которых наверняка станет визитной карточкой этого МАКСа. В рамках лётной программы удивил самолёт с крылом обратной стреловидности СР-10, в единственном экземпляре выпущенный московским КБ САТ. Это воздушное судно, как надеются его конструкторы-энтузиасты, сможет заменить устаревший учебный L-39. Ещё одной учебной новинкой, правда, на земле, оказался Як-152, созданный в развитие «летающей парты» Як-52.

Среди павильонов по обыкновению выделялась база корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Плазменные экраны, звуковые отбивки после объявления каждого экспоната, единый брендбук. Дамы с аккордеонами в длинных платьях открывали презентацию КТРВ. Спустя два года одни из главных достопримечательностей МАКСа-2015, ракета класса «воздух-поверхность» Гром-Э1 (изделие для экспорта с боевой частью в 250 кг при весе ракеты в 520) и Гром-Э2 (управляемый планирующий боеприпас, в котором двигатель заменен дополнительной боевой частью в 130 кг), стояли лишь с названиями на табличках – все ТТХ «Громов» по-прежнему засекречены.

Лучший стенд был, безусловно, у Рособоронэкспорта. Сделанный специально для МАКС-2017 электромагнитный стол был соединён с тач-падом, которым можно управлять движением экспонатов. «Вращайте барабан! Сектор приз!», - шутил охранник, глядя, как китайцы охают при виде парящих в воздухе и перемещающихся ближе к зрителям моделей самолётов и вертолётов.

Военная и гражданские премьеры

Главную премьеру салона раскручивали по всем правилам выставочной науки. В самом центре, в окружении павильонов, в 50 м от конгресс- и пресс-центров, по дороге от статики к ВПП, возвышался подиум с экранами, на которых аббревиатура КБ Микояна и Гуревича, дополненная цифрами 35, демонстрировалась на двух языках. Две панели, передвигавшиеся в воздухе, будучи закреплёнными на роботизированных манипуляторах, рассказывали миру о преимуществах машины поколения 4++. К самолёту можно было подняться по ступенькам для фото, но потрогать мешала красная ленточка и два человека в чёрных очках, - такие и должны охранять звёзд, даже если те красные и пятиконечные. Единственное, МиГ-35 не крутился на подиуме, и возле него не стояли красивые барышни в купальниках, как это бывает на автосалонах. Рядом с подиумом в сувенирной палатке «Премьера МАКС-2017» можно было купить изображения самолёта в виде кепок, маек, кружек и магнитов. Сам самолёт купить было нельзя.

Пресс-служба корпорации МиГ интриговала в релизах: «Сейчас с рядом стран ведутся переговоры» (речь шла о замене устаревающего МиГ-29). Один из представителей «ряда стран», главком ВВС Малайзии гулял по территории ЛИИ Громова – говорят, именно его присутствие и запустило МиГ-35 в небо во второй и третий бизнес-дни. Поначалу самолёт анонсировался только в статике. С учётом наличия в природе лишь двух воздушных судов данного типа, можно сказать, что миру показали всё, что скрыто. Оба раза по завершении лётной программы шеф-пилот корпорации Михаил Беляев, выжимавший из МиГа не только стандартные «петли Нестерова» и «бочки», но и не совсем привычный для широкой публики «колокол», останавливался в центре ВПП, разворачивал 35-ый к публике, поднимал фонарь кабины и через динамики приветствовал гостей и участников. В итоге на полях авиасалона с Малайзией подписали несколько соглашений о ремонте МиГ-29 и Су-30МКМ.

В реальности машина не «облётана» даже для российского Минобороны. Сама выкатка и первый полёт состоялись лишь в январе – говорить об экспорте можно будет только после закупок российскими ВКС. Сейчас очевидно лишь то, что 35-й, являясь, по сути, глубокой модернизацией 29-ого, и будет заменять его в небе. По мнению самого МиГа, «экспортный потенциал комплекса охватывает более 30 стран».

У гражданских в центре внимания тоже было два судна. Ближнемагистральный SSJ-100 и среднемагистральный МС-21 три последних МАКСа были лидерами по числу упоминаний в пресс-релизах и контрактах. В рамках крупнейшего контракта МАКС-2013 «Сбербанк-Лизинг» и корпорация «Иркут» заключили соглашение на 1,7 млрд. долларов, предусматривающее поставку 20 самолётов МС-21 для дальнейшей передачи в лизинг в 2019-2025 годах. Кроме «Сбербанка», будущий МС-21, тогда существовавший лишь в виде пластиковых макетов, купили «ВЭБ-лизинг» (30 самолётов), «Ильюшин Финанс» (22 самолёта) и «ИрАэро» из Иркутска. «Гражданские самолёты Сухого» и всё тот же «Сбербанк-лизинг» подписали контракт на 700 млн. долларов, по которому подразделение «Сбербанка» получит 20 «суперджетов» для последующей передачи в лизинг. С «Ильюшин Финанс» ГСС в 2013 году заключили два твёрдых контракта на поставку 20 «суперджетов» различной компоновки. В 2015 году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала с ГСС твердый контракт на поставку 32 машин и опцион на 28. Поставки «суперджета» обсуждались с «Ямалом» (25 самолетов), Red Wings (15), а также казахстанским SCAT (15).

К салону 2017 года МС-21 подошёл в единственном лётном экземпляре, на сам салон не долетевшем (самолёт проходит испытания в Иркутске). Долгое время цифра твёрдых заказов существовала в умах его лоббистов без изменений – 175 (все заказы для отечественных компаний). Нынешний МАКС контрактов добавил. В первый день лизинговая компания «Ильюшин Финанс» заключила твёрдый контракт на поставку 16 машин МС-21-300 своей «дочке» Red Wings и соглашение о намерениях на 15 самолётов с «ВИМ-авиа». Тогда же «ВЭБ-лизинг», «Аэрофлот» и ОАК договорились о поставках 20 самолётов SSJ100, планируя завершить поставки ровно через год. Во второй день якутская «Алроса» и иркутская «Ангара» подписали соглашения о намерениях на 6 и 3 МС-21-300, соответственно. Слово «лизинг» опять неоднократно читалось на бумаге. Российские лизинговые компании финансировали российские авиакомпании, иногда находящиеся с ними в родственных отношениях, чтобы те брали российские самолёты в оперлизинг. Слова «международная конкуренция» в этих описательных предложениях употреблять было сложно. Если в вертолётостроении в последние годы «Вертолёты России» занимают устойчивое второе место по поставкам после Airbus Helicopters, уверенно обгоняя Sikorsky, Boeing и Bell, то каждый год из последних пяти ГСС уступали Airbus и Boeing в 25-30 раз.

Два самолёта, спроектированные ещё в СССР, которым государство собирается оказывать значительную финансовую поддержку, тоже были представлены на МАКСе. «Региональный автобус» Ил-114 по 6 минут участвовал в лётной программе бизнес-дней, дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-96-400 – позировал на стенде ОАКа. Вместе с ГТЛК корпорация заключила соглашение о намерениях на поставку 50 Ил-114-300.

Критики в адрес госполитики по отношению к обеим машинам было немало. Даже если не брать в расчёт их моральное устаревание, топливная неэффективность (а значит, неконкурентоспособность) Ил-96-400 очевидна. Бóльшая часть авиационного мира считает, что 4 двигателя всегда менее экономичны, чем 2, пусть даже очень больших (для сравнения: вентилятор стоящего на А350 Rolls Royce Trent XWB имеет диаметр 3 м, а самолёт SSJ-100 – 3,24 м). Из недавно поставленных на крыло самолётов лишь крайние модификации американца В-747 и европеец А-380 имеют 4 двигателя. Всё остальное дальнемагистральное и широкофюзеляжное выпускается с двумя турбинами. В чистой конкуренции «4 vs. 2» продукт «Эйрбаса» А-340 уже проиграл «трём семёркам» Boeing: бóльшую эффективность В-777 как ключевую причину закрытия программы А340 европейский концерн признал сам. Ил-96-400, если кураторы российской авиапромышленности хотят сделать его полностью отечественным, обречён быть четырёхдвигательным. Двигателя тягой 35 т в России нет – ПД-35 «Пермских моторов» только разрабатывается, о двигателях для совместного российско-китайского проекта ШФДМС (новый дальнемагистральный широкофюзеляжник) ОАК направила запросы в General Electric и Rolls Royce.

«И, наверно, оставит вам в подарок 500 эскимо»

Ещё один советско-российский широкофюзеляжник Ил-96-300ПУ приземлился на ВПП аэродрома Жуковского в первый день авиасалона. Перед тем как вышедший из воздушного судна Владимир Путин купил членам правительства вологодское мороженое, он услышал просьбу от лётчиков-испытателей сохранить МАКС на базе ЛИИ им. Громова. Слухи о переносе главной авиавыставки страны в Кубинку ходили ещё в 2015 году. На пресс-конференции глава Ростеха Сергей Чемезов их подтвердил. Скорее всего, расширяющийся аэропорт Жуковский, ставший четвертым гражданским в московском авиа-узле, сначала вытеснит МАКС, а потом с аэродрома уйдёт и сам Исследовательский институт Громова.

На совещании по развитию авиапромышленности президент попенял «нашим нефтегазовым корпорациям», которые «для своих нужд закупают вертолетную технику за рубежом, причем в немалом количестве». «Такой подход нужно менять!», - говорил президент. «Нам итальянские вертолёты очень нужны, потому что отечественные машины не подходят для задач шельфовой добычи», - объяснял представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев в 2015 году закупку 10 итальянских вертолётов AgustaWestland. 18 июля 2017 года в 100 м от конгресс-центра в павильоне стоял первый собранный в России вертолёт AW-139 с бортовым номером RA-01996, урождённый на совместном с итальянцами предприятии «ХелиВерт» в Подмосковье. «Абсолютно вне конкуренции», - заверял его рекламный буклет зрителей.

За четверть века Жуковский принял 13 МАКСов. Больше всего участников было в 2013 году (864). В нынешней выставке участвовали 770 компаний, а в Ле Бурже стабильно бывает по 2-2,5 тысячи. Хорошая организация нынешнего авиасалона позволила не спровоцировать давки, как это случалось ранее. МАКС-2017 запомнится первым показом широкой публике на земле и воздухе МиГ-35, цветными дымами от Al Fursan, продолжением контрактования МС-21 и SSJ-100 отечественным компаниями при широчайшей поддержке государства под обязательные мантры о необходимости международной конкуренции, которая вряд ли состоится. Из Жуковского МАКС улетит, не обещав вернуться.

Алексей Токарев – старший научный сотрудник Института международных исследований университета МГИМО, кандидат политических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net