Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.08.2017 | Александр Ивахник
Христианские демократы Ангелы Меркель уверенно лидируют в предвыборной гонке
Осталось меньше двух месяцев до всеобщих выборов в бундестаг ФРГ, которые должны определить конфигурацию власти в этой крупнейшей европейской стране на следующие четыре года. Пока по всем признакам наибольшие шансы победить на выборах 24 сентября имеет правоцентристский блок ХДС/ХСС, а это значит, что следующим канцлером Германии вновь станет Ангела Меркель, находящаяся у руля правления с ноября 2005 года.
В первые месяцы 2017 года в Германии много говорили о том, что в политическую жизнь страны вернулась реальная интрига. Это связывалось с так называемым «эффектом Шульца» – назначением на место лидера Социал-демократической партии Германии и выдвижением на пост канцлера на выборах в бундестаг бывшего председателя Европарламента Мартина Шульца. Амбициозный и энергичный Шульц, никогда не находившийся в тени Ангелы Меркель, заявил о своей решимости вдохнуть новую жизнь в СДПГ и вернуть ей после трех подряд поражений на национальных выборах волю к победе.
Появление нового, альтернативного политического лидера произвело большое впечатление не только на партийных активистов, но и на обычных немцев. Если в конце 2016 года рейтинг поддержки социал-демократов колебался вокруг 20%, то опросы в марте текущего года показывали, что СДПГ и ХДС/ХСС шли по уровню поддержки вровень: за них были готовы голосовать по 31-33% избирателей. Что касается личной популярности, то Шульц на время даже превзошел Меркель. Казалось, долговременный кризис старейшей германской партии был преодолен, а на будущих выборах в бундестаг развернется острая борьба.
Однако уже в апреле влияние «эффекта Шульца» стало ослабевать. Вероятно, сам этот эффект был связан прежде всего с новизной данной политической фигуры и оказался конъюнктурным. В середине апреля при ответе на вопрос «За кого бы вы проголосовали на прямых выборах между Ангелой Меркель и Мартином Шульцем?» 46% опрошенных предпочли первую и 40% – второго. 11 мая доля предпочитающих Меркель выросла до 49%, а Шульца – снизилась до 36%. Согласно опубликованным тогда же данным опроса института Infratest dimap, разрыв между ХДС/ХСС и СДПГ на общефедеральном уровне снова начал расти: за христианских демократов были готовы голосовать 37% избирателей, за социал-демократов – 27%.
Смена тренда электоральных предпочтений была подтверждена результатами выборов в земельные парламенты, прошедших 7 мая в Шлезвиг – Гольштейне и 14 мая – в Северном Рейне – Вестфалии. В первом случае партия Меркель набрала 33,3% голосов, а СДПГ – 26,5%, во втором – христианские демократы получили 33,0% голосов, а социал-демократы – 31,2%. Особенно болезненным для СДПГ было ее неожиданное поражение в земле Северный Рейн – Вестфалия, которая в послевоенный период являлась оплотом социал-демократов и в которой проживает почти четверть всех немецких избирателей.
В ходе начавшейся общенациональной кампании Мартин Шульц пытался отстроить СДПГ, входящую в правительственную «большую коалицию» с ХДС/ХСС, от политики консерваторов Меркель на теме социальной справедливости и близости к заботам простых людей. Однако его риторика носила общий характер и не находила воплощения в конкретных и убедительных предложениях по реформированию социальной политики. К тому же явно не в пользу СДПГ играла позитивная экономическая динамика в Германии. Безработица продолжала снижаться и находится сейчас на уровне 5,5% (2,5 млн. человек) – это самый низкий показатель со времени объединения Германии в 1990 году. Число работающих достигло рекордного уровня, превысив в текущем году 44 миллиона (при населении около 80 млн. человек). В обрабатывающих отраслях экономики летом фиксировался заметный общий рост, включающий увеличение выпуска продукции, новых заказов и рабочих мест. И хотя пост министра экономики в коалиционном правительстве ФРГ принадлежал социал-демократам (сначала экс-лидеру СДПГ Зигмару Габриэлю, а сейчас – Бригитте Циприс), лавры успеха экономической политики обычно достаются главе кабинета.
Правда, серьезной проблемой в ФРГ остается положение работающих бедных, занимающих неполные рабочие места. Однако их недовольство своим положением не слишком отражалось на электоральных шансах социал-демократов. Как сообщала Deutsche Welle, по данным доклада Немецкого института экономических исследований, если в 2000 году представители рабочих профессий составляли 44% избирателей партии, то в 2016-м – только 17%. При этом доля служащих у сторонников СДПГ выросла за этот период с 48 до 68%. Основное различие в социально-демографических характеристиках между избирателями социал-демократов и христианских демократов сейчас заключается лишь в том, что большинство голосующих за СДПГ живут в крупных городах, а поддерживающих ХДС/ХСС – в сельской местности.
Так или иначе, но несмотря на высокую публичную активность нового лидера социал-демократов, переломить неблагоприятную для себя динамику электоральных предпочтений им во второй половине мая и июне не удалось. Избиратели, на время попавшие под влияние «эффекта Шульца», возвращались к поддержке пусть слегка надоевшей, но зато многоопытной, надежной, обеспечивающей стабильность Ангелы Меркель. Согласно опросам общественного мнения конца июня, рейтинг поддержки СДПГ составлял 24-25%, а консерваторы из ХДС/ХСС ушли в отрыв с 39%. По данным опроса, опубликованного 23 июня телекомпанией ZDF, при выборе между Меркель и Шульцом 58% опрошенных предпочли первую и лишь 31% – второго.
25 июня состоялся национальный съезд СДПГ в Дортмунде, на котором была одобрена предвыборная платформа партии. Выступая на съезде, Мартин Шульц гораздо более жестко, чем ранее, критиковал канцлера Меркель. Он упрекнул лидера ХДС в намеренной неопределенности позиций, в уклонении от открытой предвыборной борьбы с целью снижения явки на выборах. Немецкие эксперты согласны, что Меркель сознательно и успешно прибегла к тактике, получившей название «асимметричная демобилизация». Эта тактика основана на расчете ХДС на то, что после предвыборной кампании, в которой отсутствуют острые, горячие темы, потенциальные избиратели СДПГ будут более склонны остаться в день выборов дома, чем сторонники ХДС/ХСС.
Лидер СДПГ в своей большой речи на съезде много говорил о предложениях партии по инвестициям в будущее, о бесплатных и доступных для всех детских садах и университетах, о равенстве оплаты труда для мужчин и женщин и равенстве прав для традиционных и однополых семей. Однако в целом предвыборная платформа СДПГ не предлагала радикальных изменений по сравнению с политикой правительства «большой коалиции». В социально-экономической части она предусматривает умеренное перераспределение налогового бремени от лиц с низкими и средними доходами в сторону богатых, а также скромное увеличение государственных социальных пособий для семей с детьми, безработных и пенсионеров. В платформе социал-демократов не оказалось ярких идей и предложений, которые могли бы резко переключить на них внимание избирателей.
3 июля, заметно позже других партий, Ангела Меркель и лидер баварского ХСС Хорст Зеехофер представили на пресс-конференции в Берлине предвыборный манифест своего консервативного блока. Основу манифеста сформировали темы укрепления внутренней и внешней безопасности, снижения налогового бремени и помощи семьям с детьми.
В небольшой внешнеполитической части программы ХДС/ХСС констатируется, что администрация США еще не заняла четких позиций по многим международным вопросам, и повторяется известный тезис Меркель о том, что «времена, в которые мы могли целиком полагаться на других, в значительной мере миновали». В таких условиях европейцы должны более последовательно брать свою судьбу в собственные руки. В манифесте поддерживается идея трансформации ЕС в оборонительный союз и подтверждается намерение соблюдать требование НАТО о постепенном наращивании военных расходов до уровня в 2% ВВП.
Значительно больше внимания в Германии привлекли конкретные предложения манифеста ХДС/ХСС по существенному улучшению материального положения семей с детьми. Этого предлагается добиться за счет заметного уменьшения подоходного налога и повышения (на 25 евро в месяц на каждого ребенка, т.е. примерно на 10%) детских пособий. Возможность оставлять детей младшего школьного возраста в группах продленного дня христианские демократы обещают узаконить, сделать правом для работающих родителей.
В манифесте также содержится масштабное обещание помощи семьям с детьми при первом приобретении собственного дома или квартиры. В первые десять лет после заселения в собственное жилье такие семьи должны будут получать государственные дотации в размере 1200 евро в год на каждого ребенка. Такие дотации, в частности, должны помочь семьям с низкими доходами, которым сейчас банки отказывают в ипотечных кредитах. Кроме того, всем гражданам обещано расширение возможностей изымать из налогообложения суммы, потраченные на приобретение недвижимости.
Имидж консервативного блока как ревнителя «закона и порядка», всерьез озабоченного вопросами обеспечения безопасности, должно подкрепить обещание манифеста об увеличении штата полиции на 15 тысяч сотрудников. Вызывавший споры и в ХДС, и между руководством ХДС и ХСС вопрос о двойном гражданстве в манифесте разрешен в компромиссной форме: мигрантам первого поколения и их детям будет разрешено иметь два паспорта, но последующие поколения должны будут выбрать одно гражданство. Вместе с тем в манифесте нет пункта о верхнем пределе на прием в страну мигрантов, чего долгое время добивался от Меркель лидер ХСС, премьер Баварии Хорст Зеехофер. Лидеры двух союзных партий на пресс-конференции всячески демонстрировали единство.
В июле избирательная кампания развивалась по сложившемуся прежде сценарию. Руководство СДПГ стремилось форсировать развитие предвыборных дискуссий, а Ангела Меркель была сосредоточена на текущих государственных делах канцлера, в том числе привлекавших всеобщий интерес – саммит G 20 в Гамбурге.
16 июля в попытке перехватить внимание избирателей Мартин Шульц презентовал «План будущего для современной Германии» из 10 пунктов. Общий смысл этого плана состоял в призыве использовать растущий профицит государственного бюджета страны для инвестиций в общественную инфраструктуру и в укрепление Евросоюза, вместо того чтобы превращать накапливание профицита и сокращение госдолга в самоцель, как это делает министр финансов, представитель ХДС Вольфганг Шойбле. Особый акцент в плане был сделан на «белых пятнах» манифеста ХДС/ХСС – на увеличение государственных инвестиций в модернизацию дорог и железнодорожных путей, возобновляемые источники энергии, развитие образования. Шульц также призвал к тому, чтобы Германия не навязывала другим странам Евросоюза меры строгой экономии, а наоборот способствовала политике экономического роста в ЕС и больше инвестировала в его институты.
1 августа СДПГ обнародовала стратегию решающего этапа избирательной кампании, нацеленную на изменение неблагоприятной для нее электоральной ситуации. На финишный рывок партия выделила 24 млн. евро. Объявлено, что в августе Мартин Шульц начнет общенациональный агитационный тур по стране, в рамках которого он проедет 20 тыс. км и посетит 60 населенных пунктов. Возможно, партия рассчитывает на возрождение «эффекта Шульца». Кроме того, предусмотрено массированное размещение наглядной агитации – пяти плакатов, разъясняющих позиции СДПГ по семейной политике, бесплатному образованию, пенсиям, инновациям и равной оплате для мужчин и женщин. «Теперь избирательная кампания действительно развернется, – заявил генеральный секретарь СДПГ Хубертус Хейл. – В забеге имеет решающее значение спурт на финише, и мы к нему хорошо подготовились».
Ангела Меркель, в свою очередь, продолжает линию на сохранение предвыборной кампании в охлажденном состоянии. В конце июля она одновременно со многими миллионами других немцев отправилась в трехнедельный отпуск, что должно подчеркнуть ее уверенность в себе, нахождение над политической схваткой и отстраненность от суеты межпартийных дебатов.
Такая стратегия до настоящего момента была для нее успешной, о чем свидетельствуют последние опросы общественного мнения. Согласно данным опроса института INSA для газеты Bild, опубликованным 25 июля, рейтинг поддержки ХДС/ХСС равнялся 37,5%, а рейтинг СДПГ – 25%. Согласно опросу компании Emnid, опубликованному газетой Bild am Sonntag 30 июля, поддержка социал-демократов упала на 1 п.п. до 24%, а поддержка ХДС/ХСС составила 38%.
Что касается других немецких партий, то упомянутый опрос института INSA дал Левой партии во главе с харизматичной Сарой Вагенкнехт третье место – 10,5%. На четвертое место опустилась правопопулистская, националистическая партия «Альтернатива для Германии» (9%), которая после прохождения самой острой фазы миграционного кризиса заметно потеряла в электоральной привлекательности. Либералы из Свободной демократической партии, напротив, нарастили свою популярность до 8,5%. «Зеленые» получили поддержку 6,5% опрошенных.
Разрыв в электоральной поддержке двух главных соперников настолько велик (13-14 п.п.) и настолько устойчив, что с высокой долей вероятности можно говорить о предстоящей победе правоцентристского блока ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель. Понятно, что при существующей избирательной системе ХДС/ХСС не получит абсолютного большинства мест в бундестаге. Но, судя по всему, у Ангелы Меркель будет несколько вариантов для формирования коалиционного правительства. Это не только повторение нынешней «большой коалиции», но и возврат к коалиции со Свободной демократической партией или же формирование в случае необходимости трехсторонней коалиции ХДС/ХСС – СвДП – «Зеленые». Однако ясно, что при всех этих раскладах во главе правительства останется Ангела Меркель.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.