Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.05.2019 | Политком.RU
Российское общество: запрос на справедливость
События последних недель в России похожи на цепочку негативных примеров для учебника по антикризисному менеджменту. Конфликт в Архангельской области по поводу строительства мусорного полигона в районе Шиеса, отмена результатов шоу «Глос.Дети» и противостояние по поводу строительства храма в Екатеринбурге - все эти истории развивались по похожей схеме: попытка продавить решение проблемы, понимание, что это чревато серьезными проблемами, отступление.
В Архангельской области конфликт по поводу строительства мусорного полигона в районе Шиеса продемонстрировал, что власти не учли символическую значимость проблемы, специфику Поморья и строительство пришлось приостановить. Что касается конкурсе «Голос. Дети», - сторона семьи Алсу не шла ни на какие компромиссы, а общественное мнение тем временем продолжало негодовать – в результате Первый канал обнародовал факт внешнего вмешательства (а не просто мобилизации фан-клубов звезд, что тоже нехорошо) и отменил результаты конкурса. На этой же неделе актуализировалось противостояние по поводу храма святой Екатерины в Екатеринбурге, в результате которого при вмешательстве федерального центра было принято решение о проведении опроса и рассмотрении других альтернативных вариантов площадок.
Отмена результатов шоу «Голос. Дети»
16 мая «Первый канал» принял решение аннулировать результат финала шестого сезона проекта «Голос. Дети», в котором победила дочь певицы Алсу и бизнесмена Яна Абрамова Микелла. Днем ранее появились результаты расследования компании Group-IB, которую привлек телеканал. Они продемонстрировали массированную автоматизированную отправку СМС в пользу Микеллы, в которой участвовало около 300 телефонных номеров, с которых в общей сложности было отправлено более 8 тыс. сообщений в поддержку участницы. А в конце апреля СМИ писали об аномальном голосовании за Микеллу работников одного из курских заводов, которым оплатили «расходы на связь и дали небольшие бонусы».
Напомним, на последнем этапе за победу в шестом сезоне проекта «Голос.Дети» боролись трое участников: Микелла Абрамова с песней «Ты здесь», Ержан Максим с композицией «Adagio» и Валерий Кузаков с песней «Как молоды мы были». По итогам зрительского голосования в телевизионном конкурсе-шоу «Голос. Дети» победила Микелла Абрамова, за которую проголосовали 56,5% телезрителей. В качестве победителя проекта она получила статуэтку, сертификат на запись первого сингла и карту с суммой 1 млн рублей на счету.
Спустя несколько часов после финала социальные медиа захлестнула буря негодования: в справедливости победы Абрамовой усомнились зрители. А, когда чуть позже наставница девочки Светлана Лобода опубликовала в Instagram пост с фото участников программы, на котором не оказалось дочери Алсу, комментаторы решили, что певица разместила снимки только тех участников шоу, кто на её взгляд действительно был достоин победы. После ярко негативной реакции социальных медиа, продолжающей набирать обороты, отреагировал «Первый канал», на базе которого выходит проект «Голос. Дети». С учетом серьезных антиэлитных настроений, усиливающихся в российском обществе, важно участие в скандале «Первого канала», строго ассоциирующегося с государством, а стало быть, государство в сознании общества такие вещи поощряет. В целях минимизации репутационных последствий развернувшегося скандала, телеканал сообщил о начале проверки результатов голосования телезрителей в финале шоу на предмет наличия аномалий. Приняли решение и снять с эфира документальный фильм «Голос.Дети. На самой высокой ноте», который традиционно показывают зрителям на следующий день. А затем по результатам проведенного компанией Group-IB расследования, выявившего аномальное голосование с одинаковых телефонных номеров, и совсем отменили результаты финала.
Возникший шквал негодования в публичном пространстве объясняется запросом общества на социальные лифты и вертикальную мобильность, инструментом которой отчасти и являются подобные проекты. Участие и тем более победа в шоу ребенка знаменитых, богатых родителей воспринимается априори негативно: он забирает шанс на победу, на маленькое чудо у того, кому он нужен больше, - подобная ситуация воспринимается большую частью общества как несправедливая. Более того, помимо нарушения общего принципа справедливости, добавляется элемент персонифицированности и личных симпатий телезрителей: дочь Алсу «забрала» победу не у кого-то, а у вполне конкретного, талантливого ребенка, который понравился значительной части аудитории.
Обращает на себя внимание отсутствие грамотного кризис-менеджмента как со стороны Алсу и её команды, так и со стороны «Первого канала», который мог бы отчасти удовлетворить запрос общества на справедливости. Родители Микеллы могли отдать выигранный призовой фонд на благотворительность, тем самым поделившись с теми, кому по мнению общества действительно нужно больше. А «Первый канал» - скорректировать правила конкурса с целью предотвращения подобных ситуаций и обязать всех участников подписывать (как условие допуска) заявление об отсутствии конфликта интересов.
Однако самыми заметными ответными мерами стали появление в информационном пространстве материалов о том, что голосование было идеальным, без всяких накруток, публикация совместного видеоролика Микеллы Абрамовой с Максимом Ержаном с отключенными к нему комментариями и анонс «Первым каналом» специального выпуска проекта «Голос. Дети», в котором должны принять участие все финалисты конкурса. Понятно, что эти меры не могли повлиять на изменение общественных настроений – в результате пришлось отменить результаты конкурса.
Строительство мусорного полигона в Архангельске
В Архангельской области с октября 2018 года продолжалась мусорная тема из-за строительства на юге региона мусорного полигона в Шиесе, на железнодорожную станцию которого планировали привозить мусор из Москвы. После одних из самых массовых в последнее время и вышедших на федеральный уровень протестов было принято решение о приостановке подготовке к строительству полигона. В сообщении правительства Москвы, цитируемого «Ведомостями», говорится, что основные усилия будут направлены на проведение необходимых инженерных, геологических и экологических изысканий участка, подготовку проектно-сметной документации и мероприятия по охране окружающей среды и проведение общественных слушаний.
Изначально катализатором многочисленных митингов выступило решение комиссии по инвестиционной политике и развитию конкуренции в Архангельской области под председательством губернатора Игоря Орлова, 18 октября утвердившей инвестиционный проект по созданию экотехнопарка «Шиес». Московские власти нашли удобное место для утилизации отдохов: на территорию «Шиеса» планировалось свозить около 500 тыс. т. московских отходов в течение 20 лет. В свою очередь есть интерес и у региональных властей, операторов полигона и железной дороги: ожидается, что мусорный полигон принесет в областной бюджет 912,1 млн руб.
В февральских акциях в Архангельске участвовало около 7000 человек, в Северодвинске – 9000, в Котласе – 2000, сообщала местная пресса. В апреле в центр Архангельска выходило больше 3000 человек, активисты из поселка Урдома перекрывали дорогу на станцию Шиес.
Протесты начались в регионе еще до официального обнародования планов захоронения на территории региона столичного мусора, когда на месте будущего экотехнопарка у станции Шиес начали вырубать лес. Местные жители считают, что даже упакованный мусор представляет угрозу для водной системы региона, несмотря на относительную удаленность подобранного места для создания экотехнопарка. Позиция архангельских властей понятна: проект важен для экономики региона, речь идет о дополнительном миллиарде рублей для дефицитного областного бюджета, и создании 500 дополнительных рабочих мест.
История примечательна еще и тем, что речь не идет о проблеме, непосредственно затрагивающей интересы жителей Архангельска и Северодвинска. Полигон предполагалось построить на окраине области (недалеко от Республики Коми), вдали от крупных городов, рядом с заброшенным поселком Шиес. Однако для жителей Архангельской области тема защиты родной северной природы является знаковой – и идея устроить полигон даже в глуши является крайне непопулярной. В февральских акциях в Архангельске участвовало около 7000 человек, в Северодвинске – 9000, в Котласе – 2000, сообщала местная пресса. В апреле в центр Архангельска выходило больше 3000 человек, активисты из поселка Урдома перекрывали дорогу на станцию Шиес, но ни архангельская, ни вологодская, ни московская полиция не стали активно вмешиваться и разгонять местных жителей.
Активизация протестных настроений в регионе связана прежде всего со следующими факторами:
1. В условиях «разбуженного» протестного поведения граждан подобные «технократические» решения чреваты политическими рисками. Масштаб «мусорных бунтов» мог бы быть меньше, если бы не растущая политизация общества и общее раздражение властью. Пенсионная реформа сняла табу на подобные акции для немалой части россиян: социологи отмечают, общее снижение значимости стабильности для общества. Локальные региональные проблемы начинают не только стимулировать пассивный протест, выражающийся преимущественно в голосовании на выборах против «кандидата от власти», но и приводить к массовым акциям.
2. Усугубила недоверие как к самому проекту, так и к не самому популярному губернатору Игорю Орлову попытка начать реализацию проекта еще до его обсуждения в публичном пространстве: «хорошие вещи исподтишка не делаются».
3. Обидна для жителей Архангельской области, обладателей особой поморской идентичности, и сама поддержка Москвы в «мусорном вопросе»: когда местные власти фактически принимают сторону богатого региона в ущерб местным интересам.
4. Активизация части региональных элит, недовольной Орловым, их активное взаимодействие с парламентской оппозицией.
Строительство храма в Екатеринбурге
Реакция на конкретные проблемы постепенно трансформируется в общее недовольство проводимой региональной политикой. Триггером протестов в Екатеринбурге стало недовольство жителей строительством храма святой Екатерины. Очередной виток конфликта вокруг строительства храма в сквере у Театра драмы в Екатеринбурге начался 13 мая.
Активисты не покидали парк в течение нескольких дней, за которые произошло несколько стычек протестующих с бойцами ОМОна и Академии единоборств РМК. Акции сопровождались многочисленными арестами: на данный момент задержано более 90 человек. Конфликт вышел на федеральный уровень и привлек внимание президента, обратившего внимание, что храм должен объединять людей, а не разъединять, и предложившего провести опрос о судьбе сквера. На время проведения опроса строительство храма остановлено, а свердловские власти намерены опубликовать список новых возможных площадок для возведения храма – что свидетельствует о желании все же его построить.
До этого храм пытались построить уже в двух местах, и оба раза жители настояли на отмене строительства. Конфликт между сторонниками и противниками храма Святой Екатерины начался с идеи воздвигнуть собор на территории городского пруда. После критики и выступлений жителей площадку под сооружение перенесли на набережную у Октябрьской площади. Причем епархия и спонсоры будущего строительства (УГМК и РМК) подошли к делу более серьезно, чем раньше: организовали массовый молебен, привлекли артистов Сергея Безрукова, Михаила Пореченкова, Владимира Шахрина из группы «Чайф». Однако храм планировалось построить в сквере, пусть и не особенно популярном.
Раздражение жителей по поводу строительства связано с тремя ключевыми моментами. Во-первых, у многих возникают сомнения целесообразности траты средств, пусть и не бюджетных, на строительство храма. Большинство считает, что средства нужно вкладывать в решение других важных городских проблем: строительство поликлиник, школ, детских садов. Кроме того, противники строительства храма уверены, что и молебен, и участие звезд были оплачены, что усилило раздражение протестующих. Спонсоры строительства — Русская медная компания Игоря Алтушкина и Уральская горно-металлургическая компания Андрея Козицына – по мнению преобладающей части общества получили свой основной капитал через приватизацию, а значит, предприятия и деньги, получаемые через них, воспринимаются как изначально народные.
Во-вторых, Екатеринбург застроенный, промышленный город, в котором достаточно остро ощущается нехватка парковых территорий и зеленых насаждений, что негативно влияет на позицию по строительству храма вместо сквера.
В-третьих, после дела Pussy Riot и местного блогера Руслана Соколовского, ловившего покемонов в храме на Крови в Екатеринбурге, достаточно активно встала проблема антиклерикализма, связанного с жесткой позицией церкви, воспринимаемой как союзника власти и продавливающей свою позицию несмотря ни на что. Несмотря на наличие апробированного, соответствующего международной практике варианта – городского референдума, был выбран вариант строительства во что бы то ни стало, наносящий имиджевый ущерб и церкви, и бизнесу, и государству. Народ взбудоражен – если в прошлом году опрос фонда «Социум» показал, что против строительства храма было 23%, то сейчас – 52%. А 66% выступают за проведение референдума, 55% проголосовали бы на нем против строительства. Оскорбления в адрес протестующих, их сравнение с убийцами царской семьи способны еще более обострить ситуацию.
Один из главных запросов общества к власти последних лет – запрос на справедливость, который проявляется в различных сферах жизни. Подобная тенденция возникает из-за усталости общества от сложной экономической ситуации, закостеневшей элиты, обладающей рядом преференций, которые недоступны большей части общества, ограниченной социальной мобильности и многого другого. Вероятно, в дальнейшем она будет только усиливаться.
На фоне падения доверия к власти и элитам формируется новое политическое поведение, связанное с «разбуженным» протестным поведением и снижением запроса на стабильность. Ухудшение социального самочувствия безусловно связано с экономическими реалиями последних лет. Так из регулярных исследований Левада-Центра следует, что в 2018 году произошло ухудшение социального самочувствия (индексы социальных и потребительских настроений), на которое могли повлиять объявление пенсионной реформы, ощутимый рост цен и усиление налоговой нагрузки. Согласно апрельским опросам года две трети российских семей отмечают, что не имеют никаких сбережений (65%). Накопления могут себе позволить преимущественно высокодоходные группы. Только 2 из 10 семей с низким материальным достатком, при котором едва хватает на еду, обладают какими-либо накоплениями. В этих условиях те проблемы, которые раньше воспринимались относительно спокойно, начинают ощущаться резко негативно. В ходе конфликта растут симпатии к протестующим: наиболее показательно это просматривается в случае строительства храма в Екатеринбурге. Если в прошлом году опрос фонда «Социум» показал, что против строительства храма было 23%, то сейчас – 52%. А 66% выступают за проведение референдума, 55% проголосовали бы на нем против строительства.
При возникновении подобных идей и проектов, которые могут стать локальной точкой напряжения, а в дальнейшем и выйти на федеральный уровень, наименее конфликтная схема – проводить широкое общественное обсуждение, а затем, если формируется группа активных противников, референдум. Однако в целях минимизации рисков неприятия неоднозначных проектов обществом, власть пытается не привлекать внимания, делать все быстро и без обсуждения – раньше такой способ срабатывал в большинстве ситуаций, сейчас же, когда доверие к власти и элитам падает, подобная схема начинает давать значимые сбои.
Так, в случае с Шиесом региональные власти не учли «северную» психологию, значимость для местного населения природы, где бы ни находился конфликтный объект – рядом с крупным городом или же (как в случае с Шиесом) за сотни километров от него. Символическая значимость проблемы оказалась очень высока – строительство пришлось остановить.
Что касается Екатеринбурга, не помогла и более гибкая позиция власти, которая дважды меняла площадки для строительства храма и провела общественные слушания в совокупности с пиаровской кампанией В условиях недавней пенсионной реформы, экономической стагнации и усталости желание продавить свою повестку любой ценой, пусть и с некоторыми уступками (все же недостаточными), воспринимается заведомо негативно и чревато серьезными проблемами.
Подобная ситуация сложилась и в рамках шоу «Голос», где желание Алсу любой ценой продавить победу своей дочери вступило конфликт с ощущением несправедливости происходящего. С учетом сильного общественного возмущения, затронувшего как зрителей, так и значительную часть актерского сообщества, реакция последовала оперативно: «Первый канал», отменив результаты по итогам расследования голосования, попытался откатить назад принятые решения и удовлетворить запрос общества на справедливость.
Истории последних недель демонстрируют, что игра с нулевой суммой, желание «продавить» свою повестку любой ценой чреваты серьезными проблемами. Однако неясно, сколько еще надо подобных прецедентов, чтобы этот тезис стало общепризнанным.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.