Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

27.05.2019 | Марина Войтенко

Модель ускорения экономики – требуется достройка

Марина ВойтенкоПо оценке МЭР, в апреле наблюдалось восстановление темпов роста ВВП до 1,6% г/г (1,4% м/м). В целом за четыре месяца это означает прибавление ВВП на 0,8%. Основной вклад внесло, по официальной версии, улучшение промвыпуска. В других базовых отраслях – строительстве, транспорте, розничной торговле – сходной динамики не просматривалось. Апрельский оборот торговой розницы увеличился на 1,2% г/г, что оказалось хуже прогнозов аналитиков (1,4%) и итога марта (1,6%). Как известно, Росстат пересмотрел оценки темпов реальной зарплаты в первой трети года и в марте с 0,4% и 0,0% до 1,3% и 2,3% г/г. В апреле, тем не менее, скорость снизилась до 1,6% г/г и 1,2% м/м. На то, что задекларированное оживление остается неустойчивым, указывает и минимальный с четвертого квартала 2016 года темп инвестиций в основной капитал – в марте-апреле всего 0,5%. На фоне таких макротрендов весьма примечательна констатация главы МЭР Максима Орешкина (на расширенной коллегии министерства, 23 мая): «модель экономического роста, которая может обеспечить показатель на уровне 3% и выше, пока окончательно не сформирована». При этом главная роль в исполнении этого «стройполряда» выпадает на долю экономико-политических мер структурного характера.

По уточненным данным Росстата, рост промпроизводства в апреле ускорился до 4,6% после 1,2% в марте и 2,1% в целом за первый квартал. Напомним, ошибки в статотчетности по добыче газа, газового конденсата и нефти потребовали корректировки и отзыва первоначальной оценки в 4,9%. Вопросы к качеству расчетов, однако, остались. Тем более что альтернативная версия ЦМАКП показывает темп ниже на 1,5 п.п. – 3,1% (при устранении неточностей в статистике) и еще на 0,5 п.п. – до 2,6% при очистке от календарного фактора – в нынешнем апреле было на один рабочий день больше, чем год назад. С поправкой на календарно-сезонные колебания месячный прирост в апреле по отношению к марту, считают в ЦМАКП, составил 0,3% против 0,1% в среднем в каждый месяц первого квартала. По мнению экспертов, выводы о резком ускорении преждевременны – в мае и июне, кстати, в сравнении с 2018-м ситуация будет обратная – на два и на один рабочий день меньше.

Сводный опережающий индекс (СОИ, рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ) также не предвещает заметных сдвигов к лучшему. В апреле индекс снизился с -1,3% до -2,0%, шестой месяц подряд оставаясь в отрицательной области. Главная причина, полагают эксперты, – очередное сокращение новых заказов в промышленности. И хотя в перспективе ближайших месяцев спад экономики не представляется неизбежным, «слабость внутреннего спроса заметно увеличивает вероятность негативных сценариев».

Расхождения в официальных и независимых экспертных оценках складывающихся трендов неизбежно отражается и на предположениях о возможных общеэкономических итогах-2019. Прогноз МЭР по темпу роста ВВП на 1,3% все еще актуален. В ЦМАКП сохраняют ожидания в 1,0-1,4% в зависимости от эффекта нацпроектных госинвестиций и мер, стимулирующих деловую активность частного бизнеса. В Центре развития НИУ ВШЭ разброс предположений, пожалуй, наиболее широк: от -0,1% в целом по году при продолжении стагнации первого квартала до 1,0% вследствие улучшения инвестиционного и потребительского спроса и по меньшей мере неухудшения положения дел в глобальном хозяйстве.

Последнее, однако, далеко не очевидно. 21 мая Организация экономического сотрудничества и развития вновь снизила прогноз роста мировой экономики на 2019 год, отметив негативные последствия торговой войны США и КНР. Темпы глобального ВВП-2019 по сравнению с мартовской оценкой притормозят на 0,1 п.п. – до минимальных с 2016 года 3,2% (по итогам-2018 – 3,5%), а торговых потоков сократятся почти вдвое – до 2,1%. Ожидания-2020 пока не изменились (+3,4%), но сделана оговорка: если Штаты и Китай откажутся от объявленного в мае-2019 повышения пошлин. При этом модельные расчеты экспертов ОЭСР показывают:

ü при сохранении текущего статус-кво даже без учета возможной дальнейшей эскалации нынешняя торгово-технологическая напряженность может вычесть из мирового ВВП 0,6% в течение двух-трех лет;

ü в гипотетическом сценарии, когда обе страны вводят 25% тарифы на всю оставшуюся двустороннюю торговлю (предполагается, что это произойдет с июля этого года), темпы расширения глобальной торговли будут ниже базового уровня и окажутся близки к 1%.

ü дальнейшая неопределенность в отношении торговой политики и растущие риски применения новых ограничений, затрагивающих многие страны, приведут к коррекции бизнес-планов по всему миру. Увеличение на 50 базисных пунктов премий за инвестиционный риск во всех странах в течение трех лет обернется ростом стоимости капитала и усилит негативные последствия для производства. При этом уровень глобального ВВП к 2021 году будет на 0,7% ниже базового уровня, а сокращение мировой торговли примерно на 1,5% процента. Инвестиции в бизнес в масштабах всей ОЭСР сократятся примерно на 2,5%.

Пока же промежуточный прогноз Организации для стран Большой двадцатки понижен на 0,1 п.п. – до 3,4% в текущем году и 3,6% в следующем. На этом фоне примечателен умеренный оптимизм аналитиков ОЭСР в отношении России – прогноз-2019 оставлен без изменений (+1,4%), на 2020-й – повышен с 1,5% до 2,1%.

Сходные ожидания по российской динамике у миссии Международного валютного фонда, проводившей 14-24 мая в Москве плановые консультации с правительством и Центробанком «в соответствии со статьей IV» Соглашения МВФ. В итоговом заявлении конкретная размерность темпов-2019 не указана. В апреле прогноз МВФ по росту ВВП РФ на 2019 год составлял 1,6%, на 2020 год – 1,7%. Текущая оценка – на уровне среднего темпа за последние три года – 1,4%. При этом в документе отмечается: «Потенциал повышения темпов экономического роста будет зависеть от глубины и масштабности реформ, направленных на усиление конкуренции и снижение роли государства. Прогнозируется, что суммы государственных расходов на инфраструктуру, предусмотренные в рамках национальных проектов, в сочетании с воздействием пенсионной реформы на предложение труда, повысят потенциальный рост на 0,1-0,5 процентного пункта, в зависимости от эффективности отбора, планирования и реализации проектов».

Оценки российских экспертов более сдержаны, чем у международных организаций. Так, консенсус-прогноз Центра развития НИУ ВШЭ (опубликован 20 мая) по темпам-2019 совпадает с ожиданиями МЭР – 1,3%. На 0,4 п.п. ниже, чем у ОЭСР, предположения по динамике 2020 года – 1,7%. Причем для подавляющего большинства профессиональных прогнозистов «рост выше 3% выглядит несбыточной мечтой». Признаки существенного ускорения не просматриваются и на треке до 2025 года: прирост ВВП – около 2% в год; инфляция – около текущего таргета ЦБ РФ в 4%; ключевая ставка Банка России – примерно 2% в реальном выражении (в номинальном – 6,06% по итогам-2025). Как видим, в целом предположения и российских профессиональных прогнозистов, и международных экспертов складываются в картину спокойной поступательной динамики, но при этом вовсе не прорывной и далекой от темпа, необходимого для достижения национальных целей-2024. И это при том, что ни один прогноз не учитывает сценария вероятного общемирового спада в 2020-2021 годах.

Инерционность прогнозов актуализирует поиск решений, способных ускорить темпы роста до 3% и выше. Общий алгоритм в принципе сохраняется: на основе стабильной макроэкономической и финансовой политики, что предполагает плавное увеличение госрасходов (в 2019 году, согласно поправкам к бюджету, одобренным 23 мая кабмином, на 257 млрд рублей), рациональное инвестирование средств ФНБ сверх его объема в 7% ВВП, а также смягчение монетарной политики Центробанка, ускорение должны обеспечить нацпроекты и создание стимулирующей деловой среды. Вместе с тем, как представляется, в этой формуле предстоит изменить акценты, делая упор в соответствии с общемировым опытом на ускорение регулятивных и институциональных реформ. Как подчеркнул 23 мая на заседании расширенной коллегии МЭР его глава Максим Орешкин, «структурные меры необходимы как на стороне предложения, так и на стороне спроса».

В первом случае речь идет о снижении административных барьеров для входа на рынок и выхода с него, дебюрократизации экономики на основе реформы контрольно-надзорной деятельности (вкупе с приведением в действие «регуляторной гильотины») и внедрения принципов долгосрочного регулирования везде, где это возможно. В этом – уже надежная точка отсчета повышения предсказуемости и качества российской юрисдикции. Причем универсальной мерой прогресса на этом поприще является расширение пространства справедливой конкуренции (включая сокращение размеров госсектора, приведение в систему многочисленных инициатив по господдержке отраслей, а также повышение эффективности бюджетных инвестиций и капвложений компаний с госучастием).

Структурные реформы востребованы и на стороне спроса. Здесь, прежде всего, важны изменения в направлениях госрасходов. Увеличение в них доли инвестиций уже происходит (11 трлн рублей, включая проекты в рамках государственно-частного партнерства, на исполнение комплексного плана развития инфраструктуры – наглядный тому пример). Не менее важны приросты вложений в человеческий капитал. Этот маневр очерчен пока довольно схематично, хотя и находится в повестке дня.

Принципиальны перемены в структуре расходов бизнеса и населения. В настоящее время распределения прибили и потребностей в инвестициях по секторам экономики, как правило, не совпадают. Переток ресурсов затруднен недостаточной емкостью финансовых рынков, невыразительной защитой прав собственности и дефицитом мотиваций бизнеса к капвложениям. Преодоление этих ограничений – существенная часть «работ» по достройке модели ускорения. В этом же ряду: трансформация долгосрочных сбережений граждан в инвестиции на основе накопительного страхования жизни и индивидуального пенсионного капитала и, конечно, смещение фокуса активности банковского сектора с потребительской розницы на корпоративное кредитование и ипотеку.

Характерная особенность структурной политики заключается в том, что, подталкивая регулятивные меры в других сферах двигаться по вектору «инвестиции +», она в своей эффективности существенным образом зависит от перемены акцентов практически на всех иных направлениях формирования новой экономической модели – от перезапуска механизмов социальной поддержки на основе возвращения к страховым принципам и реинтеграции в мировую торговлю через включение в цепи добавленной стоимости нового поколения до обновления всей системы госуправления.

На основе опросов населения апрельский мониторинг Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС зафиксировал: за год материальное положение 60% респондентов не изменилось, у 27% – ухудшилось, а улучшилось только у 12%. О негативных ощущениях от наблюдаемой ситуации в экономике в прошлом месяце говорили 33,3%, год назад – 29,6% граждан. Нацпроекты начнут влиять на общую макрокартину уже с конца третьего квартала. Но их ощутимая отдача, скорее, история 2020 года. Причем важнейшей тому предпосылкой остаются действенные стимулы повышению деловой и инвестиционной активности бизнеса. Именно поэтому российской структурной повестке нет альтернативы при достройке модели ускорения роста.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net