Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.12.2019 | Политком.RU
Итоги саммита в «нормандском формате»
9 декабря в Париже прошел долгожданный саммит «нормандской четверки», в котором приняли участие президенты России, Украины и Франции В. Путин, В. Зеленский и Э. Макрон, а также канцлер Германии А. Меркель. Окончательных договоренностей по принципиальным для сторон моментам достигнуть не удалось.
По итогам встречи лидеры стран договорились, что необходимо до конца года провести обмен удерживаемыми лицами и добиться полного прекращения огня, а до конца марта 2020 года развести силы в трех новых пунктах в Донбассе.
«Нормандский формат» переговоров по Украине существует с июня 2014 года, когда в ходе празднования 70-летия высадки войск союзников в Нормандии лидеры России, Украины, Франции и Германии впервые обсудили урегулирование конфликта в Донбассе. С тех пор состоялся ряд телефонных бесед и встреч на высшем уровне, а также контактов министров иностранных дел. В последний раз лидеры стран-участников встречались лично в 2016 году. После победы на выборах на Украине Владимира Зеленского неоднократно заявлялось о необходимости новой встречи, но обсуждению конкретных договоренностей мешал ряд обстоятельств. В Москве настаивали на том, что до саммита необходимо было решить вопрос о разведении сил в Донбассе в соответствии с соглашением, которое было заключено в середине октября.
Вывод войск, хоть и с некоторыми проблемами, но все же был завершен. Стороны конфликта объявили об успешном разведении войск на последнем пилотном участке — возле села Петровского. После долгих споров о сроках начале процесса и их согласования и запуске самого процесса, власти ДНР объявили украинских силовиков в обстреле Петровского из автоматов. Факт стрельбы зафиксировал и ОБСЕ. Аналогичный инцидент в конце октября привел к переносу даты разведения. Тем не менее факт успешного разведения сил подтвердили сначала в Совместном центре контроля и координации режима прекращения огня (СЦКК), а затем и в ОБСЕ.
Таким образом были выполнены все три условия, ранее называемые в качестве необходимых для проведения саммита в «нормандском формате»: согласование «формулы Штайнмайера», предполагающей вступление в силу закона об особом статусе Донбасса после проведения там выборов, разведение сил на трех участках (Станица Луганская, Петровский и Золотой) и подготовка проекта итогового документа саммита. Это открыло возможность для проведения встречи в «нормандском формате», назначенной на 9 декабря.
Итоги встречи в «нормандском формате» неоднозначны. Понятно одно: быстрых решений и кардинальных сдвигов в российско-украинских отношениях ждать не приходится. Стороны обозначили позиции, озвучив свои подходы, но согласовать их достичь окончательных договоренностей все же не удалось.
Результаты переговоров были включены в итоговый документ, озвученный по итогу на совместной пресс-конференции лидеров стран и включающий в себя три основных пункта:
- Незамедлительные меры по стабилизации в Донбассе – установление перемирия до конца 2019 года и создание трех новых районов отвода сил к концу марта 2020-го.
- Меры по политической реализации минских соглашений, в том числе продление закона об особом статусе Донбасса и возможное проведение выборов, признанных ОБСЕ. Базисом переговоров остались Минские соглашения и «формула Штанмайера».
- Схема дальнейших действий – лидеры стран попросили министров и советников обеспечить реализацию достигнутых договоренностей и договорили о новой встрече в «нормандском формате» через четыре месяца.
Самое главное, что можно сказать по итогу «нормандского саммита»: не состоялось ни явного провала, ни явного прорыва. Фактически стороны договорились договариваться и признали наличие определенного прогресса.
Во-первых, саммит все-таки состоялся, хоть и не привел к подписанию обязывающих документов. Учитывая, что до встречи в Париже участники саммита последний раз собирались лично в 2016 году, а в 2018 году на саммит в Ахен уже не приехал Владимир Путин, важны возобновление контактов и надежда на их регулярность.
Во-вторых, хотя конкретной договоренности о разведении участвующих в конфликте подразделений не достигнуто, все же решено попробовать провести его еще на нескольких участках, создав три новых района отвода сил к концу марта 2020 года. Перд саммитом стороны уже были разведены на трех участках (Станица Луганская, Петровский и Золотой), однако связанные с этим договоренности в полной мере не выполняются.
В-третьих, обсуждались газовые вопросы. Из заявлений лидеров по итогам саммита можно сделать вывод, что позиции сторон постепенно начали сближаться. Если раньше позиции России и Украины были противоположными — Украина настаивала на новом десятилетнем договоре, Россия соглашалась на годичный с учетом ввода «Северного потока-2» в эксплуатацию в следующем году, — то сейчас они начали осторожно сближаться. Владимир Путин заявил о возможной скидке на газ (он может быть для Украины на 25% дешевле), а Владимир Зеленский – о разблокировке вопроса по итогам переговоров.
С другой стороны, несмотря на начало диалога в «нормандском формате», проблем в российско-украинских отношениях меньше не стало. Изначально анонсированная Владимиром Зеленским договоренность об обмене пленными в формате «всех на всех» столкнулась с формулировкой Владимира Путина, подчеркнувшего, что речи идет об «установленных» лицах. Это может стать камнем преткновения, поскольку неоднократный срыв обмена военнопленными между Россией и Украиной в большинстве случаев был связан из-за проблем с согласованием списков обмена.
Возникли ожидаемые проблемы и с договоренностью о том, на каких условиях Украина может вернуть себе контроль над государственной границей с Россией и как провести признанные международным сообществом выборы в Донецке и Луганске. Стороны настаивают на противоположном: Путин считает, что это должно произойти в соответствии с буквой Минских соглашений, после выборов в Донбассе, Зеленского эти условия не устраивают, исключил он и федерализацию Украины. Стороны обменивались жесткими сигналами на эту тему и перед саммитом. Российская сторона обвиняла украинскую в неспособности контролировать радикалов, выступающих против любых компромиссов, — Зеленский действительно зависит от общественного мнения значительно больше, чем Путин. Накануне саммита украинская оппозиция вышла на улицы под патриотическими лозунгами. Поскольку в Париже никаких решений не было принято, протест быстро выдохся. Зато в российских провластных СМИ после саммита наблюдается разочарование в том, что Зеленский «пошел на поводу у националистов».
Несмотря на наличие очевидных проблем, все участники переговоров по итогу заявили о своем положительном настрое: Макрон – о достигнутом прогрессе, Путин – о «потеплении» отношений между Россией и Украиной, а Зеленский – о том, что разногласия не должны помешать дальнейшему диалогу между странами. Президенту Украины было важно показать жителям, что, в отличие от предшественника, он готов идти на прямой диалог с Москвой и при этом держаться достойно, не сдавая позиций.
Что касается президента России - прошедший саммит логичным образом вписывается в более широкий контекст, связанный с попытками выстроить диалог России с Западом. Встреча стала возможной после августовских переговоров Путина и Эмманюэля Макрона. Президент Франции явно делает заявку на улучшение отношений с Россией, хотя и признает, что восстановление диалога может занять годы.
Более того, сразу после саммита Сергей Лавров вылетел в Вашингтон на встречу не только с Майком Помпео, но и с Дональдом Трампом. При этом параллельно контролируемый республиканцами сенат США при согласовании военного бюджета только что заблокировал внесение поправки о запрете на операции, связанные с новым российским государственным долгом, — это положение было бы крайне неприятно для России. Прошла другая поправка о санкциях в отношении «Северного потока-2», но блокировать и ее со стороны республиканцев было объективно невозможно.
Впрочем, делать оптимистичные прогнозы пока рано. С одной стороны, расставаться с геополитическим амбициями ради поиска компромисса и признание независимой Украины – решение сложное и нежелательное для значительной части российской элиты. С другой стороны, российское общество все меньше и меньше настроено на конфронтацию с Западом и Украиной: новая версия холодной войны начинает вступать в противоречие не только с экономическими резонами, но и с общественными настроениями.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.